ТЕМА УРОКА «Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик) имён существительных» (второй урок по теме)
Цель урока: 1. Способствовать развитию умения находить в тексте, распознавать изученную орфограмму, т.е. слова с суффиксами –чик(-щик).
2. Отработать навык воспроизведения алгоритма выбора букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
3. обратить внимание учащихся на повторение других видов орфограмм, изученных в теме «Имя существительное».
4. Воспитывать интерес к предмету «русский язык», любовь к своей стране через любовь к языку.
Оборудование: 1. Карточки по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик) имён существительных»
2. Карточки с тестовыми заданиями по этой же теме.
3. Толковый словарь под редакцией Ожегова.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Повторение:
1. Проверка домашнего задания: диктант по упражнению 250.
3. Закрепление:
1. Определение места урока среди других уроков: «Новая ли для вас тема урока? Какой урок у нас сегодня?»
2. Целеполагание: Что вы сегодня на уроке хотите узнать? Чему научиться?
- Находить в тексте, распознавать изученную орфограмму, т.е. слова с суффиксами
–чик (-щик);
- уметь воспроизводить алгоритм и пользоваться им в работе;
- научиться правильно использовать в речи слова с суффиксами –чик (-щик)
3. Работа над ошибками, допущенных в предыдущих работах ( у доски выполняет один ученик)
Цель: повторение изученных орфограмм, вызывающих затруднения у учащихся, предотвращение повторных ошибок:
Су(ф,фф)икс, перепис..ик, пос…щение, д..лина, (не)замечает, блес(?)нет, камен(?)щик, печ(?)ник, плащ..м, на окраин.. деревн.., стро..м на поб..режье, пош…л, кла(с,сс)ная работа.
4. Работа с классом: Задание: Замените словосочетания одним словом с суффиксом –чик (-щик):
1. Продавец мороженого – мороженщик,
2. Солдат, служащий в ракетных войсках – ракетчик.
3. Человек, занимающийся перепиской бумаг – переписчик.
4. Человек, рассказывающий что-либо – рассказчик.
5. Человек, добывающий какие-либо сведения – разведчик.
6. Солдат, перешедший на сторону врага – перебежчик.
5. Беседа по вопросам темы «Имя существительное» (вопросы задают ученики)
Учитель: Суффикс –чик (-щик) – это один суффикс или два? ( повторение понятия чередования звуков)
6. Тестовая работа (5 мин.)
1. В каком слове пишется суффикс –чик?
А) фонар..ик, Б) разнос..ик, В) съём...ик, Г) пиль..ик.
2. В каком слове пишется суффикс –щик?
А) буфет..ик, Б) рез…ик, В) бакен…ик, Г) перепис..ик.
3. В суффиксе существительного –чик(-щик) буква ч пишется:
А) после н, р, л Б) после д-т, з-с, ж, В) после в-ф.
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют суффикс –чик:
А) перебеж..чик, рез…ик, налад…ик;
Б) руб…ик, камен…ик, автоответ…ик.
5) В каком слове пишется суффикс – щик?
А) переплёт..ик, Б) погруз…ик, В) смен…ик, Г) развед…ик.
6) В каком слове пишется суффикс –чик?
А) стеколь…ик, Б) автомат…чик, В) танцов...ик, Г) барабн…ик.
7. Работа с учебником: Упр. 247
8. Одновременно у доски 1 ученик выполняет задание:
А) Вставить пропущенные буквы,
Б) выполнить синтаксический разбор предложения:
При появлении (не)знакомца ра(с,сс)каз…ик замолчал.
9. Учитель: Где мы можем использовать слова с суффиксом –чик(-щик)? Правильно, когда говорим о профессиях.
Задание: Написать сочинение-миниатюру «В некотором царстве, в некотором государстве строили зпмок…», используя существительные с суффиксом –чик (-щик)
10. Словарная работа:
Учитель: Ребята, сегодня мы называли много профессий, а что означает это слово?
Профессия – род занятий, трудовой деятельности, специальность.
- Составьте предложения с этим словом.
11. Домашнее задание: п. 44, упр. 248, индивидуально упр. 249
Рефлексия:
- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Что нам помогало? Что мешало?
Учитель: На маленьком стуле сидел пушистый зайчик.
- В слове зайчик выделите суффикс. Соответствует ли он нашей теме?
- О том, как пишутся суффиксы –ик (-ек) в именах существительных мы узнаем на следующем уроке.