Базовый учебник : Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч./(т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова и др.:науч.ред. Н. М. Шанский).-М.:Просвещение . 2014
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Формируемые компетенции |
1.Мобилизующий момент. Самоопределение к деятельности Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Включение в деловой ритм. Устное сообщение | Подготовка к работе | Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии Цель этапа: подготовить мышления учащихся, организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Предлагает познакомиться с текстом, распечатанным на листочках ( см.Приложение), ответить на вопросы и выполнить задание. Вопросы к тексту: в каком стиле написан текст? О чём этот текст? Какова основная мысль текста? Какая часть речи наиболее часто употребляется? Почему такое обилие глаголов? Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений. Если вид предложения определить трудно - ставить знак вопроса(?). Объясните выделенные орфограммы | Выполняют задание индивидуально: читают текст, отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений , использование критериев для обоснования своего суждения Регулятивные: выполнение пробного учебного действия , фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения | коммуникативная |
3. Этап выявления места и причины затруднения Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Создаёт проблемную ситуацию. Вид каких односоставных предложений вы затруднились определить? Учитель ведёт проблемный диалог: - Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? - Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? -Как мы будем называть такой тип односоставных предложений? | Предполагается, что с данными предложениями испытывают затруднения. 2) За окном мутно. 3) Каплет с крыши. 7) Но надо вставать и работать. 10) И мне надо работать. 11) Но как мне нездоровится! Вступают в проблемный диалог с учителем. Пытаются дать названия таким предложениям, выдвигают версии названий, обосновывая их. Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. | Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ,подведение под поняти ,определение основной и второстепенной информации постановка и формулирование проблемы ,структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |
4.Построение проекта – выхода из затруднения – открытие нового знания Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Предлагает сформулировать цели и задачи урока, составить алгоритм определения безличного предложения, опираясь на теоретический материал в учебнике п. 35 стр.111 | Под руководством учителя формулируют цель урока и задачи. Цель: познакомиться с ….. предложениями, научиться их отличать от …. задачи: формировать ….определять …..предложение, формировать умение характеризовать тип сказуемого в ….предложении. Составляют план выхода из затруднения | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ,подведение под поняти ,определение основной и второстепенной информации постановка и формулирование проблемы ,структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: Речевое сотрудничество во время совместной деятельности, владение культурой аргументации. | |
5.Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Предлагает поработать в парах, используя алгоритм определения безличного предложения 1) внимательно читаем предложение; 2) находим грамматическую основу; 3)определяем, двусоставное или односоставное предложение ( если двусоставное ,оно не безличное- анализ прекращаем) - если односоставное, пытаемся вставить в предложение подлежащее (нельзя использовать местоимения он, оно, она) -Не получается? Это безличное предложение! | Работают в группах Используют алгоритм - способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – безличное. -внимательно читаем предложение; -находим грамматическую основу; -определяем, двусоставное или односоставное предложение ( если двусоставное ,оно не безличное- анализ прекращаем) - если односоставное, пытаемся вставить в предложение подлежащее (нельзя использовать местоимения он, оно, она) -Не получается? Это безличное предложение! | Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств Регулятивные : волевая саморегуляция познавательная инициатива | языковая |
6. Первичное закрепление нового материала Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Устанавливает осознанность ситуации. Предлагает выполнить упражнение 199, чтобы выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях | Выполняют упр. 199 с проговариванием алгоритма способа действия вслух. | Регулятивные: самоконтроль, коррекция, Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные:выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. | |
Физкультминутка | | Выполняют физические упражнения | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает выполнить упр.201 (для тех, кто хочет выполнить задание посложнее предлагает составить связный текст, состоящий из безличных предложений) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Упр.201, 202 | Регулятивные: соотносение цели и результаты своей деятельности. самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | |
8. Рефлексия деятельности Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Что нового я узнал Чему я научился Где мне пригодятся полученные знания За работу на уроке я ставлю себе отметку…, потому что … | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка | лингвистическая |
9 Домашнее задание | Домашнее задание (дифференцированное). 1. П. 35, упр. 205. 2.Выписать из повести А.С.Пушкина«Капитанская дочка» 10 безличных предложений, указать способы выражения сказуемого. | Записывают домашнее задание | | |