СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Безличные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Безличные предложения"»

Попкова Эльза Евгеньевна

МБОУ «Лицей №9»

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

Класс 8

Тема: Безличные предложения

Тип урока: урок открытия нового знания

Базовый учебник : Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч./(т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова и др.:науч.ред. Н. М. Шанский).-М.:Просвещение . 2014


Технологическая карта урока

Цель урока

Познакомиться с понятием «безличные предложения», научиться находить эти предложения в речи

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение «безличные предложения», отличать безличные предложения от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях; определить роль безличных предложений в тексте. Метапредметные:уметь анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа: определяющей роли родного языка вразвитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Методы и формы обучения

Метод проблемного изложения; частично поисковый метод; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы


Оборудование

Проектор

Наглядно-демонстрационный материал

распечатанные тексты, ключи для самопроверки

Основные понятия

Безличные предложения





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Формируемые компетенции

1.Мобилизующий момент. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Подготовка к работе

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Цель этапа: подготовить мышления учащихся, организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии


Предлагает познакомиться с текстом, распечатанным на листочках ( см.Приложение), ответить на вопросы и выполнить задание.

Вопросы к тексту: в каком стиле написан текст? О чём этот текст? Какова основная мысль текста? Какая часть речи наиболее часто употребляется? Почему такое обилие глаголов?

Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений. Если вид предложения определить трудно - ставить знак вопроса(?).

Объясните выделенные орфограммы

Выполняют задание индивидуально: читают текст, отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении.





Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

извлечение необходимой информации из текстов

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность,

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

учет разных мнений ,

использование критериев для обоснования своего суждения

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия ,

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения




коммуникативная

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


Создаёт проблемную ситуацию. Вид каких односоставных предложений вы затруднились определить?

Учитель ведёт проблемный диалог:

- Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа?

- Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы?

-Как мы будем называть такой тип односоставных предложений?


Предполагается, что с данными предложениями испытывают затруднения.

2) За окном мутно. 3) Каплет с крыши. 7) Но надо вставать и работать. 10) И мне надо работать. 11) Но как мне нездоровится!

Вступают в проблемный диалог с учителем.

Пытаются дать названия таким предложениям, выдвигают версии названий, обосновывая их.

Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока.


Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ,подведение под поняти ,определение основной и второстепенной информации

постановка и формулирование проблемы ,структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания



Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения


Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций





4.Построение проекта – выхода из затруднения – открытие нового знания


Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.







Предлагает сформулировать цели и задачи урока, составить алгоритм определения безличного предложения, опираясь на теоретический материал в учебнике п. 35 стр.111


Под руководством учителя формулируют цель урока и задачи.

Цель: познакомиться с ….. предложениями, научиться их отличать от ….

задачи: формировать ….определять …..предложение, формировать умение характеризовать тип сказуемого в ….предложении.

Составляют план выхода из затруднения

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ,подведение под поняти ,определение основной и второстепенной информации

постановка и формулирование проблемы ,структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция.

Коммуникативные: Речевое сотрудничество во время совместной деятельности, владение культурой аргументации.


5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще


Предлагает поработать в парах, используя алгоритм определения безличного предложения

1) внимательно читаем предложение;

2) находим грамматическую основу;

3)определяем, двусоставное или односоставное предложение

( если двусоставное ,оно не безличное- анализ прекращаем)

- если односоставное, пытаемся вставить в предложение подлежащее (нельзя использовать местоимения он, оно, она)

-Не получается? Это безличное предложение!


Работают в группах

Используют алгоритм - способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – безличное.

-внимательно читаем предложение;

-находим грамматическую основу;

-определяем, двусоставное или односоставное предложение ( если двусоставное ,оно не безличное- анализ прекращаем)

- если односоставное, пытаемся вставить в предложение подлежащее (нельзя использовать местоимения он, оно, она)

-Не получается? Это безличное предложение!


Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств



Регулятивные : волевая саморегуляция познавательная инициатива 


языковая

6. Первичное

закрепление нового материала


Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач




Устанавливает осознанность ситуации. Предлагает выполнить упражнение 199, чтобы выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях





Выполняют упр. 199 с проговариванием алгоритма способа действия вслух.


Регулятивные: самоконтроль, коррекция, Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем.

Познавательные:выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций.


Физкультминутка


Выполняют физические упражнения



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.


Организует деятельность по применению новых знаний.

Предлагает выполнить упр.201 (для тех, кто хочет выполнить задание посложнее предлагает составить связный текст, состоящий из безличных предложений)


Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Упр.201, 202

Регулятивные: соотносение цели и результаты своей деятельности.

самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того,

что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.




8. Рефлексия деятельности

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их соответствия

Что нового я узнал

Чему я научился

Где мне пригодятся полученные знания

За работу на уроке я ставлю себе отметку…, потому что …






Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения.

Регулятивные: самооценка

лингвистическая

9 Домашнее задание

Домашнее задание (дифференцированное).

1. П. 35, упр. 205.

2.Выписать из повести А.С.Пушкина«Капитанская дочка» 10 безличных предложений, указать способы выражения сказуемого.

Записывают домашнее задание





































Приложение

Текст

(1)Какое сырое утро! (2)За окном мутно.(3)Каплет с крыши. (4)Окна залеплены серым снегом. (5)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.(6)Как болят кости! (7)Но надо вставать и работать. (8)Наступило утро. (9) В деревне уже выходят на работу. (10)И мне надо работать. (11) Но как мне нездоровится! (12)Полежу ещё чуть-чуть.

(13)Всё то же сырое утро…(В.Астафьев)




Проверка по эталону 201 1) По вечерам отцу пишется особенно легко. 2) Девушке с утра поётся. 3) Старику весь день спится.

202 1) У нас в классе нет отстающих. 2) В этом журнале нет хороших стихов. 3) У меня нет свободного времени.



























9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!