СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Алгоритм разбора слова по составу"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока русского языка во 2 Б классе по программе «Гармония»

Тема: Алгоритм разбора слова по составу.

 

Цели: 1.Составить алгоритм разбора слова по составу. Выяснить какой смысл придают приставки и суффиксы словам

2. Развивать творческое мышление и логику.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм разбора слова по состау»

Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение (Средняя общеообразовательная школа № 7) рабочего посёлка пгт Прогресс Амурской области














Фрагмент урока русского языка во 2 классе

Тема: Алгоритм разбора слова по составу












Разработано учителем

высшей квалификационной категории

Водолагиной Еленой Юрьевной












пгт Прогресс

2017



Фрагмент урока русского языка во 2 Б классе по программе «Гармония»

Тема: Алгоритм разбора слова по составу.


Цели: 1.Составить алгоритм разбора слова по составу. Выяснить какой смысл придают приставки и суффиксы словам

2. Развивать творческое мышление и логику.



1.Постановка учебной задачи


- Что же такое состав слова? Когда ещё вам приходилось слышать слово состав? Давайте посмотрим на это слово с точки зрения его толкования и заглянем в толковый словарь.

1.Совокупность людей, предметов, частей, образующих какое-нибудь целое.

2. Вещество из смеси, соединения чего-нибудь.

3. Поезд.


- Итак, какое это слово, судя по количеству значений? (Многозначное)

Тема: - Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?( о разборе слова по составу)

Цель: -Какую цель вы поставите перед собой?

Определить порядок разбора слова по составу.

- Какие знания нам потребуются?

Использование приема «Да-нет» Триз технологии

1.Мы сначала выделяем окончание да

2.Корень изменяемая часть слова нет

3.Суффикс стоит после корня да

4.Приставка значимая часть слова да

5.Основа это слово без окончания да

6.Чтобы выделить корень нужно подобрать приставки и суффиксы нет


2. Построение проекта выхода из затруднения.


- В каком порядке мы находим части слова? (на партах у детей лежат алгоритмы разбора слова по составу)





3.Пробное действие

Пробег Беговой

Полет летный


4.Проект выхода из зтруднения разбора слова по составу.

Прием «Элемент-имя признака-значение признака» Триз-технологии


Часть слова

Признак

Значение



1.



1что? чего?.

2.какой? какие?

Пробег Беговой

Полет летный



2.Окончание


Изменяемая часть слова


Меняется форма слова

3.Основа

Часть слова без окончания

Содержит в себе значимые части слова

4.Корень

Значимая, неизменяемая часть слова

Заключено общее значение всех однокоренных слов

5. Приставка

Значимая часть слова

Служит для образования новых слов

6.Суффикс

Значимая часть слова

Служит для образования новых слов


- Попробуйте разобрать слова по составу

- Что мы выделяем первым? (окончание)

- Чтобы выделить окончание, задаем вопрос? Изменяем по числам (что? пробег, пробеги)

- Задаем вопрос какой? Какие? (беговой, беговые)


Пробег Беговой

Полет летный


2) - Выделяем основу. Что такое основа? Проверьте себя?

- Что входит в основу? ( части слова) Впишите, какие части слова? (значимые)

-Назовите их? (приставка, корень, суффикс)

3) – Теперь работаем со значимыми частями слова.

- Что делаем, для того, чтобы выделить корень слова? (подбираем однокоренные слова)



Пробег-бег выделяем корень –бег-

Полет –летать, летчик, летный, корень –лет-



4)-Что выделяем дальше? (приставку)

-Для этого мы подбираем слова с другими приставками.

(побег, забег, разбег

Полет, прилет, залет)

-Делаем вывод: приставка – это какая часть слова?(значимая)

-Для чего служит приставка в слове? Посмотрите в третью колонку таблицы и запишите ответ. (для образования новых слов)


4) –Что выделяем дальше? (суффикс)

- Для этого подбираем друге слова с таким же суффиксом.

( Беговой- носовой, горловой, рядовой

Лётный- книжный, тетрадный, школьный)

-Делаем вывод: суффикс – это какая часть слова?(значимая)

-Для чего служит суффикс в слове? Посмотрите в третью колонку таблицы и запишите ответ. (для образования новых слов)


Вывод: - Докажите, как мы достигли цели , поставленной в начале нашей работы? Что мы для этого сделали?

(по таблице

  1. мы задавали вопросы к словам

  2. мы изменяли слова по числам, чтобы выделит окончание

  3. выделяли основу

  4. выделили корень, для этого подбирали однокоренные слова

  5. выделили приставку, подбирали слова с такой же приставкой

  6. выделили суффикс, подбирали слова с таким же суффиксом

5. Закрепление – отработка алгоритма

- Проверьте свои умения, выполните упражнение задание 1 упр. 570 на с.130, используя порядок разбора слова по составу.

- Класс работает в тетрадях, выписывает первые 2 слова и разбирает их.

- У доски работают два человека. Ваша задача разобрать по составу слова в столбиках и подобрать схему к своему столбику.

- дети читаю слова:

поднос, подарки, подпись, подруга, подстёжка,

поддержка, пододеяльник





поднос

подарки

подпись

подстежка

Выставление оценок.

Рефлексия: - Теперь я знаю…

- Теперь яумею….

- Теперь я могу применить…




Стихи о частях слова

КОРЕНЬ

В корне слова смысл упрятан

Это помните, ребята,

От него растут всегда быстро новые слова

Лес – лесник, лесной, лесок,

Дружный- друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава,

Это корень слова. Да!


ПРИСТАВКА

А приставка перед корнем

Любит место занимать,

Впереди его проворно

Норовит всегда вставать.

У приставки дело важное-

Изменяет слова каждое,

Новый смысл дает словам:

Делал, сделал, переделал,

Ехал, въехал и заехал,

Вертит слово так и сяк

И работа не пустяк.


СУФФИКС

Суффикс – важная часть слова,

Им кончается основа.

После корня он стоит,

Превращая дом в домишко,

А ружье, друзья, в ружьишко.

Кота Мурзика в котенка,

А собаку в собачонку.


ОКОНЧАНИЕ

На конце у слова – окончание.

Прилагает и оно свое старание.

Чтобы слова в предложении

Были связаны крепко,

Чтоб держались они

Друг за друга цепко.




Просмотр содержимого презентации
«презентация Алгоритм разбора слова по соству»

Фрагмент урока русского языка  по программе «Гармония»   Тема: Алгоритм разбора слова по составу.  С использование приемов технологии  ТРИЗ   Разработано учителем начальных классов  Средней обеообразовательной школы пгт Прогресс  Амурской области  Водолагиной Еленой Юрьевной

Фрагмент урока русского языка по программе «Гармония» Тема: Алгоритм разбора слова по составу. С использование приемов технологии ТРИЗ Разработано учителем начальных классов Средней обеообразовательной школы пгт Прогресс Амурской области Водолагиной Еленой Юрьевной

Фрагмент урока русского языка  по программе «Гармония»     Тема: Алгоритм разбора слова по составу.  С использование приемов технологии  ТРИЗ

Фрагмент урока русского языка по программе «Гармония» Тема: Алгоритм разбора слова по составу. С использование приемов технологии ТРИЗ

Состав 1. Совокупность людей,  предметов, частей,  образующих  какое-нибудь целое. 2. Вещество из смеси, соединения чего-нибудь.  3. Поезд.

Состав

1. Совокупность людей,

предметов, частей,

образующих

какое-нибудь целое.

2. Вещество из смеси, соединения чего-нибудь.

3. Поезд.

Тема: Порядок разбора слова по составу Определить порядок разбора слова по составу. Цель:

Тема: Порядок разбора слова по составу

Определить порядок разбора слова по составу.

Цель:

Порядок разбора слова по составу Часть слова Признак 1. Значение признака 2. 3. Меняется форма слова 4. Содержит в себе ____________ 5. 6. _________  часть слова части слова Заключено общее значение всех однокоренных слов Служит ___________________ __________часть слова Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу

Часть слова

Признак

1.

Значение признака

2.

3.

Меняется форма слова

4.

Содержит в себе ____________

5.

6.

_________ часть слова

части слова

Заключено общее значение всех однокоренных слов

Служит ___________________

__________часть слова

Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу Часть слова Признак 1. Значение признака Что? Чего? 2. 2. Какой? Какие? 3. Меняется форма слова 4. 5. Содержит в себе ____________ Заключено общее значение всех однокоренных слов _________  часть слова 6. части слова Служит ___________________ __________часть слова Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу

Часть слова

Признак

1.

Значение признака

  • Что? Чего?

2.

2. Какой? Какие?

3.

Меняется форма слова

4.

5.

Содержит в себе ____________

Заключено общее значение всех однокоренных слов

_________ часть слова

6.

части слова

Служит ___________________

__________часть слова

Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу Часть слова 1. Признак Значение признака Что? Чего? 2. Окончание 2. Какой? Какие? Изменяемая часть слова 3. Меняется форма слова 4. Содержит в себе ____________ 5. 6. Заключено общее значение всех однокоренных слов части слова _________  часть слова Служит ___________________ __________часть слова Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу

Часть слова

1.

Признак

Значение признака

  • Что? Чего?

2. Окончание

2. Какой? Какие?

Изменяемая часть слова

3.

Меняется форма слова

4.

Содержит в себе ____________

5.

6.

Заключено общее значение всех однокоренных слов

части слова

_________ часть слова

Служит ___________________

__________часть слова

Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу Часть слова Признак 1. Значение признака Что? Чего? 2. Окончание 2. Какой? Какие? Изменяемая часть слова 3. Основа 4. Часть слова без окончания Меняется форма слова Содержит в себе значимые 5. части слова 6. Заключено общее значение всех однокоренных слов _________  часть слова Служит ___________________ __________часть слова Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу

Часть слова

Признак

1.

Значение признака

  • Что? Чего?

2. Окончание

2. Какой? Какие?

Изменяемая часть слова

3. Основа

4.

Часть слова без окончания

Меняется форма слова

Содержит в себе значимые

5.

части слова

6.

Заключено общее значение всех однокоренных слов

_________ часть слова

Служит ___________________

__________часть слова

Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу Часть слова 1. Признак Что? Чего? 2. Окончание Значение признака 2. Какой? Какие? Изменяемая часть слова 3. Основа Меняется форма слова Часть слова без окончания 4. Корень 5. Значимая, неизменяемая часть слова Содержит в себе значимые Заключено общее значение всех однокоренных слов _________  часть слова 6. части слова Служит ___________________ __________часть слова Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу

Часть слова

1.

Признак

  • Что? Чего?

2. Окончание

Значение признака

2. Какой? Какие?

Изменяемая часть слова

3. Основа

Меняется форма слова

Часть слова без окончания

4. Корень

5.

Значимая, неизменяемая часть слова

Содержит в себе значимые

Заключено общее значение всех однокоренных слов

_________ часть слова

6.

части слова

Служит ___________________

__________часть слова

Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу Часть слова Признак 1. Значение признака Что? Чего? 2. Окончание 2. Какой? Какие? Изменяемая часть слова 3. Основа 4. Корень Часть слова без окончания Меняется форма слова Содержит в себе значимые Значимая, неизменяемая часть слова 5. Приставка части слова 6. Значимая часть слова Заключено общее значение всех однокоренных слов Служит для образования новых слов __________часть слова Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу

Часть слова

Признак

1.

Значение признака

  • Что? Чего?

2. Окончание

2. Какой? Какие?

Изменяемая часть слова

3. Основа

4. Корень

Часть слова без окончания

Меняется форма слова

Содержит в себе значимые

Значимая, неизменяемая часть слова

5. Приставка

части слова

6.

Значимая часть слова

Заключено общее значение всех однокоренных слов

Служит для образования новых слов

__________часть слова

Служит ____________________

Порядок разбора слова по составу Часть слова Признак 1. Значение признака Что? Чего? 2. Окончание 2. Какой? Какие? Изменяемая часть слова 3. Основа 4. Корень Часть слова без окончания Меняется форма слова Содержит в себе значимые Значимая, неизменяемая часть слова 5. Приставка части слова 6. Суффикс Значимая часть слова Заключено общее значение всех однокоренных слов Служит для образования новых слов Значимая часть слова Служит для образования новых слов

Порядок разбора слова по составу

Часть слова

Признак

1.

Значение признака

  • Что? Чего?

2. Окончание

2. Какой? Какие?

Изменяемая часть слова

3. Основа

4. Корень

Часть слова без окончания

Меняется форма слова

Содержит в себе значимые

Значимая, неизменяемая часть слова

5. Приставка

части слова

6. Суффикс

Значимая часть слова

Заключено общее значение всех однокоренных слов

Служит для образования новых слов

Значимая часть слова

Служит для образования новых слов

Порядок разбора слова по составу Часть слова 1. Признак Что? Чего? 2. Окончание Значение признака 2. Какой? Какие? 3. Основа слова Изменяемая часть слова Меняется форма слова Часть слова без окончания 4. Корень 5. Приставка Значимая, неизменяемая часть слова Содержит в себе значимые части слова Заключено общее значение всех однокоренных слов Значимая часть слова 6. Суффикс Служит для образования новых слов Значимая часть слова Служит для образования новых слов

Порядок разбора слова по составу

Часть слова

1.

Признак

  • Что? Чего?

2. Окончание

Значение признака

2. Какой? Какие?

3. Основа слова

Изменяемая часть слова

Меняется форма слова

Часть слова без окончания

4. Корень

5. Приставка

Значимая, неизменяемая часть слова

Содержит в себе значимые части слова

Заключено общее значение всех однокоренных слов

Значимая часть слова

6. Суффикс

Служит для образования новых слов

Значимая часть слова

Служит для образования новых слов

Подведём итог: - Теперь я знаю… - Теперь я умею…. - Теперь я могу применить…

Подведём итог:

- Теперь я знаю…

- Теперь я умею….

- Теперь я могу применить…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!