Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение (Средняя общеообразовательная школа № 7) рабочего посёлка пгт Прогресс Амурской области
Фрагмент урока русского языка во 2 классе
Тема: Алгоритм разбора слова по составу
Разработано учителем
высшей квалификационной категории
Водолагиной Еленой Юрьевной
пгт Прогресс
2017
Фрагмент урока русского языка во 2 Б классе по программе «Гармония»
Тема: Алгоритм разбора слова по составу.
Цели: 1.Составить алгоритм разбора слова по составу. Выяснить какой смысл придают приставки и суффиксы словам
2. Развивать творческое мышление и логику.
1.Постановка учебной задачи
- Что же такое состав слова? Когда ещё вам приходилось слышать слово состав? Давайте посмотрим на это слово с точки зрения его толкования и заглянем в толковый словарь.
1.Совокупность людей, предметов, частей, образующих какое-нибудь целое.
2. Вещество из смеси, соединения чего-нибудь.
3. Поезд.
- Итак, какое это слово, судя по количеству значений? (Многозначное)
Тема: - Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?( о разборе слова по составу)
Цель: -Какую цель вы поставите перед собой?
Определить порядок разбора слова по составу.
- Какие знания нам потребуются?
Использование приема «Да-нет» Триз технологии
1.Мы сначала выделяем окончание да
2.Корень изменяемая часть слова нет
3.Суффикс стоит после корня да
4.Приставка значимая часть слова да
5.Основа это слово без окончания да
6.Чтобы выделить корень нужно подобрать приставки и суффиксы нет
2. Построение проекта выхода из затруднения.
- В каком порядке мы находим части слова? (на партах у детей лежат алгоритмы разбора слова по составу)
3.Пробное действие
Пробег Беговой
Полет летный
4.Проект выхода из зтруднения разбора слова по составу.
Прием «Элемент-имя признака-значение признака» Триз-технологии
Часть слова | Признак | Значение |
1. | 1что? чего?. 2.какой? какие? | Пробег Беговой Полет летный |
2.Окончание | Изменяемая часть слова | Меняется форма слова |
3.Основа | Часть слова без окончания | Содержит в себе значимые части слова |
4.Корень | Значимая, неизменяемая часть слова | Заключено общее значение всех однокоренных слов |
5. Приставка | Значимая часть слова | Служит для образования новых слов |
6.Суффикс | Значимая часть слова | Служит для образования новых слов |
- Попробуйте разобрать слова по составу
- Что мы выделяем первым? (окончание)
- Чтобы выделить окончание, задаем вопрос? Изменяем по числам (что? пробег, пробеги)
- Задаем вопрос какой? Какие? (беговой, беговые)
Пробег Беговой
Полет летный
2) - Выделяем основу. Что такое основа? Проверьте себя?
- Что входит в основу? ( части слова) Впишите, какие части слова? (значимые)
-Назовите их? (приставка, корень, суффикс)
3) – Теперь работаем со значимыми частями слова.
- Что делаем, для того, чтобы выделить корень слова? (подбираем однокоренные слова)
Пробег-бег выделяем корень –бег-
Полет –летать, летчик, летный, корень –лет-
4)-Что выделяем дальше? (приставку)
-Для этого мы подбираем слова с другими приставками.
(побег, забег, разбег
Полет, прилет, залет)
-Делаем вывод: приставка – это какая часть слова?(значимая)
-Для чего служит приставка в слове? Посмотрите в третью колонку таблицы и запишите ответ. (для образования новых слов)
4) –Что выделяем дальше? (суффикс)
- Для этого подбираем друге слова с таким же суффиксом.
( Беговой- носовой, горловой, рядовой
Лётный- книжный, тетрадный, школьный)
-Делаем вывод: суффикс – это какая часть слова?(значимая)
-Для чего служит суффикс в слове? Посмотрите в третью колонку таблицы и запишите ответ. (для образования новых слов)
Вывод: - Докажите, как мы достигли цели , поставленной в начале нашей работы? Что мы для этого сделали?
(по таблице
мы задавали вопросы к словам
мы изменяли слова по числам, чтобы выделит окончание
выделяли основу
выделили корень, для этого подбирали однокоренные слова
выделили приставку, подбирали слова с такой же приставкой
выделили суффикс, подбирали слова с таким же суффиксом
5. Закрепление – отработка алгоритма
- Проверьте свои умения, выполните упражнение задание 1 упр. 570 на с.130, используя порядок разбора слова по составу.
- Класс работает в тетрадях, выписывает первые 2 слова и разбирает их.
- У доски работают два человека. Ваша задача разобрать по составу слова в столбиках и подобрать схему к своему столбику.
- дети читаю слова:
поднос, подарки, подпись, подруга, подстёжка,
поддержка, пододеяльник
| |
поднос | подарки |
подпись | подстежка |
Выставление оценок.
Рефлексия: - Теперь я знаю…
- Теперь яумею….
- Теперь я могу применить…
Стихи о частях слова
КОРЕНЬ
В корне слова смысл упрятан
Это помните, ребята,
От него растут всегда быстро новые слова
Лес – лесник, лесной, лесок,
Дружный- друг, дружить, дружок.
В этих семьях есть глава,
Это корень слова. Да!
ПРИСТАВКА
А приставка перед корнем
Любит место занимать,
Впереди его проворно
Норовит всегда вставать.
У приставки дело важное-
Изменяет слова каждое,
Новый смысл дает словам:
Делал, сделал, переделал,
Ехал, въехал и заехал,
Вертит слово так и сяк
И работа не пустяк.
СУФФИКС
Суффикс – важная часть слова,
Им кончается основа.
После корня он стоит,
Превращая дом в домишко,
А ружье, друзья, в ружьишко.
Кота Мурзика в котенка,
А собаку в собачонку.
ОКОНЧАНИЕ
На конце у слова – окончание.
Прилагает и оно свое старание.
Чтобы слова в предложении
Были связаны крепко,
Чтоб держались они
Друг за друга цепко.