Технологическая карта урока русского языка 7 класс на тему
"Причастие как часть речи"
Предмет: | Русский |
Класс: | 7 |
Учитель: | Хе Н.В. |
Базовый учебник: | Русский язык 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.Р89 В 2 ч. Ч.1 /( М.Т. Баранов и др.) – 2-е изд. – М.: Просвящение,2020. - 176с. |
Тема урока: | Причастие как часть речи. |
Тип урока: | Урок открытия, усвоения новых знаний и умений. |
Цель урока: | Деятельностная цель: развитие у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению новых знаний на основе ранее полученных. Развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний). Образовательная цель: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися понятия «причастие», признаков причастия, которые есть также у прилагательного и глагола. |
Планируемые результаты: УУД | Личностные: | Осознание учащимися ценности полученных знаний. Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре. Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу. Формирование этических норм поведения, воспитание бережного отношения к людям, уважение к труду. |
Метапредметные: | Умение принимать и сохранять цель урока. Умение находить способы решения поставленной цели Развитие словесно-логическое мышления, умения обобщать, развитие операции синтеза, анализа, сравнения. Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить. Умение провести рефлексию своих действий на уроке. |
Предметные: | Усвоение понятия «причастие», его морфологических признаков, синтаксической роли причастий. Формирование умения различать причастия и прилагательные; причастия и глаголы; находить причастие в тексте. Умение определять морфологические признаки у причастий, синтаксическую роль. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: | Причастие, глагол, прилагательное. |
Методы: | по источникам знаний: словесный, наглядный; по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский. |
Формы работы обучающихся: | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Необходимое учебное оборудование: | медиа-проектор; экран; авторская презентация к уроку в электронном виде; раздаточный материал; Записи на доске. Карточки с заданиями. |
Педагогические технологии: | информационно- коммуникативная, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая |
Структура урока: | 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) 2. Актуализация знаний. (5 мин) 3. Постановка темы, цели и задач урока. (5 мин) 4. Первичное усвоение новых знаний. (10 мин) 5. Физкультминутка. (2 мин) 6. Первичная проверка понимания. (6 мин) 7. Первичное закрепление. (7 мин) 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(1 мин) 9. Рефлексия (подведение итогов занятия). (2 мин) |
Ход урока.
Организационный этап
Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок.
Хочу познакомить Вас с правами и обязанностями на уроке.
Права и обязанности:
- можно высказывать свою мысль по желанию, а потом по порядку;
- когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают;
- сдерживаться от оценивания и резких высказываний в адрес участников группы;
- стараться прийти к общему мнению, если в группе имеется особое мнение, то и оно имеет право на существование;
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Причастие как часть речи».
2. Актуализация знаний
Нам необходимо проверить задание, выполненное учеником.
На экране:
Не красна изба углами, а красна пирогами. Красна – глагол, в единственном числе, в женском роде ,настоящем времени, 3 лице, в предложении является сказуемым.
Справился ребенок с заданием? (Нет).
Что определил верно, а где допустил ошибку? (Это не глагол, а прилагательное в краткой форме. У прилагательного нет лица. А в морфологических признаках есть еще падеж. Но в краткой форме, верно, прилагательное в предложении является сказуемым).
Давайте вспомним, что такое прилагательное, а что такое глагол? На какие вопросы они отвечают? (Дают определения).
Назовите морфологические признаки прилагательного и глагола (делаются записи на доске).
Постановка темы, цели и задач урока.
На доске записаны три предложения.
На деревьях зеленеют листочки. Мы видели зеленеющий вдали лес. В магазине купили красные, желтые и зеленые шары.
Выпишите однокоренные слова вместе с тем словом, с которым они согласуются. (Зеленеют листочки, зеленеющий лес, зеленые шары).
Давайте укажем их лексическое и грамматическое значение, определим вопросы, на которые они отвечают.
Сравнение
Лексическое значение – значение цвета
Грамматическое значение
Зеленеют – действие предмета (что делают?)
Зеленый – признак предмета (какой?)
Зеленеющий – признак предмета (какой?)
Зеленый и Зеленеющий и похожи друг на друга, но зеленый – это признак постоянный, его цвет не изменится.
Зеленеющий – признак непостоянный, находится в процессе действия, т.е. признак по действию.
Зеленеющий - тот, который зеленеет.
Сегодня мы приступаем к изучению новой части речи, которая называется ПРИЧАСТИЕМ. Запишите тему урока:
Причастие как часть речи.
Учитель сообщает цели урока и планируемого результата (цели можно записать на доске)
Знать: что такое причастие, его значение и грамматические признаки.
Уметь: находить причастие в тексте.
Первичное усвоение новых знаний.
Значение причастия мы уже определили. Давайте его восстановим (вставьте пропущенные слова).
Причастие – это ... (самостоятельная часть речи), которая обозначает … (признак предмета по действию) и отвечает на вопросы … (какой? какая? какое?). Записать в тетради.
Причастие имеет свойства как глагола, так и прилагательного.
Какой вопрос можно подставить к слову зеленеющий? (что делающий?)
Давайте слово желтеющий поставим в прошедшее время. На какой вопрос тогда оно будет отвечать? (желтевший – что делавший?)
Определите вид (несовершенный). Добавьте приставку, чтобы слово стало совершенного вида. Какой вопрос поставим тогда? (Пожелтевший – что сделавший?). Дописывают в тетрадях.
Сейчас составим таблицу.
Причастие |
Свойства глагола | Свойства прилагательного |
Вопросы что делавший? Сделавший? Что делающий? | Вопросы какой? какая? какое? |
1. Вид (совершенный и несовершенный) | 1. Значение (признак) |
2. Время (настоящее и прошедшее) | 2. Изменяемость по родам, числам и падежам |
3. Возвратность (добавляет сам учитель) | 3. Роль в предложении (определение) |
Схему записать в тетради.
Откройте параграф 12. Посмотрим, верно ли все, что мы сейчас сказали о причастии.
Физкультминутка
А сейчас я предлагаю сделать перерыв в работе нашей пресс- конференции.
Положите руки на стол перед собой.
Выдохните и позвольте своей голове медленно опуститься вниз.
Почувствуйте, как мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи.
Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох.
Дайте голове полностью откинуться назад, пока вам не покажется, что ваша грудная клетка распахнулась и наполнилась воздухом.
Когда вы снова будете выдыхать, делайте это медленно и снова опустите голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь.
Подарите три таких особенных освежающих вдоха.
Интенсивно разотрите кисти рук, а затем встряхните их, чтобы разогреть пальцы. И приступаем к работе
Первичная проверка понимания.
1 задание. Записать прилагательные с существительными, а рядом однокоренные причастия. (работа в парах. На листочках)
Образец: темный лес – темнеющий лес.
Белый снег (белеющий, белевший)
Желтая лилия (желтеющая, желтевший)
Колючий еж (колющий, коловший)
Шумный поток (шумящий, шумевший)
2 задание. Заменить причастие сочетаниями глаголов с местоимением который.
Образец: читающая девочка – которая читает.
Бьющий родник, решаемая задача, ответивший ученик, заданное упражнение.
7. Первичное закрепление.
1. Объяснительный диктант.
(Записать предложение, подчеркнуть причастие, поставить вопрос, определить вид, время, род и число).
Вылетевшее слово и на коне не догонишь. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь. Обдуманное слово дороже золота. Катящийся камень травой не обрастает.
Задание выполняется одновременно в тетради и одним учеником у доски. Затем взаимопроверка.
Работа с учебником. Упражнение 77 стр. 41. Списать, подчеркнуть причастия как члены предложения.
Работа с учебником. Упражнение 79 стр. 41-42. Работа по вариантам. 1 вариант выписывает прилагательные, а 2 вариант – причастия. Затем зачитывают.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Параграф 12 (выучить теорию). Ваше домашнее задание нескольких уровней. Каждый выбирает уровень себе по силам. Задания на слайде, а также как раздаточный материал.
Начальный уровень
Летающий, сломанная, сизый, греющий, холодные, идущие, синий. Задание: поставить вопросы, определить часть речи, род и число.
Средний уровень
Летающий, сломанная, сизый, греющий, холодные, идущие, синий. Задание: поставить вопросы, определить часть речи, род и число. От прилагательных образовать однокоренные причастия, а от причастий – прилагательные.
Достаточный уровень
Летающий, сломанная, сизый, греющий, холодные, идущие, синий. Задание: поставить вопросы, определить часть речи, и все морфологические признаки. От прилагательных образовать однокоренные причастия, а от причастий – прилагательные.
Высокий уровень
Летающий, сломанная, сизый, греющий, холодные, идущие, синий. Задание: поставить вопросы, определить часть речи, и все морфологические признаки. От прилагательных образовать однокоренные причастия и глаголы, а от причастий – прилагательные.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Давайте еще раз проговорим, что сегодня узнали на уроке.
Что называется причастием?
Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?
Чем является в предложении?
-Какую цель ставили ?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?
– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.В.Синицына»
Разработка урока
«Причастие как часть речи»
Провела: Хе Н.В.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Сентябрь 2022г.