СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра- одно из средств познавательных интересов детей на основе современных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»»

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Данный урок отражает мою деятельность по проблеме: «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов детей на основе современных технологий».


Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.

 

Задачи

Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

 

Развивающие -  развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий.

 

Воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.

 

Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

 Планируемые результаты

Личностные:

- осознание значимости отобранного материала;

- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

- готовность к преодолению трудностей; 

Познавательные УУД:

- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи; 

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение находить общее решение;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты:

закрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения; 

- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

- выведение алгоритма действий.

 

Оборудование: компьютер, доска, карточки с заданиями, светофоры, кубики Блума

 

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Технология: повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.

 

Форма работы: работа в группах.

 

Методы работы:

словесные (рассказ,беседа),  

наглядные (карточки), 

практические (работа по карточкам), проблемные, игровые.

Структура урока:

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Актуализация знаний.

Постановка темы и цели урока.

Работа над темой урока.

Физкультминутка.

Работа в группах.

Закрепление.

Итог урока.

Выставление отметок.

Объяснение домашнего задания.

Рефлексия.

 

Ход урока.

1. Организационный момент. (Проводится с целью общей установки урока через мотив учебной деятельности, ориентации на моральные нормы и их выполнение.

Личностные результаты: Самоопределение)

1.Эмоциональный настрой на урок.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем скорей урок!

Начинается урок.

Он пойдет, ребята, впрок (про запас, на пользу)

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

- Ребята, сегодня на урок я предлагаю вам такой девиз:

«Учитесь тайны открывать».


- У вас у каждого на столе лежит лист самооценки. Чтобы получилось у вас хорошая оценка урока, вы должны быть активными.





2. Минутка чистописания.   

Учитель:   - Откройте тетради, запишите аккуратно число.

Не забывайте правила посадки при письме.

Презентация.

Чтобы узнать какие буквы мы будем писать на минутке чистописания, нужно отгадать ребусы. 

- Что объединяет эти слова? (имена собственные). Запишите только первую букву. (В   И  Р   Т    Д   П)

- Какое слово «лишнее»? (Россия – название страны, все остальные имена людей).

- Что заметили?  Какая буква «лишняя»?  Запишите буквы в «правильном порядке». (И Р Д В Т П)

САМООЦЕНКА (проводится самооценка)



3. Актуализация знаний. (На этом этапе необходимо вспомнить материал, который понадобится для изучения новой темы)

Повторение темы « Имя существительное». Работа в группах.

-Давайте достанем эти знания из нашего «сундучка» и проведём логический диктант (проверка усвоения пройденного) .

- Возьмите белый лист. Вам даны 5 вопросов. Отвечаем только «ДА» или «НЕТ».

(Во время фронтальной проверки учитель создаёт на доске кластер. Одновременно с этим каждая группа после своего ответа выбирает себе один цветной лист с буквой и выкладывает на столе учителя)

Ответы для проверки групп:

* Имя существительное – часть слова. (-)

* Имена существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (+)

*Имена существительные обозначают предмет. (+)

*Имена существительные изменяются по родам.(-)

*Имена существительные изменяются по числам. (+)

*Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. (+)

САМООЦЕНКА (проводится самооценка)

-Какое слово получилось, подумайте? ( Падеж)

Физкультминутка. Игра « Пантомима

( Звучит шутливая присказка, дети с помощью движений изображают присказку)



4. Постановка темы и целей урока.

- Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы.

Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).

Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? (Иван рубит дрова, Варвара топит печь)

 - А что вы знаете о падежах? (В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники).

  1. В каком падеже стоит подлежащее? (Им.п.)

  2. Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)

  3. Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.)

  4. Вспомогательное слово “вижу” (В.п.)

  5. Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)

 Игра «Заселяем дома»

На доске прикреплены изображения домов (из цветной бумаги), на крыше которых написаны названия падежей, у учащихся на столах листочки с напечатанными словосочетаниями (стоит под деревом, шла по дороге и т.д.) Ребята, определив падеж существительного, прикрепляют эти листочки на домик с нужным падежом.

 

Игра «Какое яблоко с этой яблони?»

На доске прикреплено изображение яблони, на которой написано В.п., а ниже яблони яблоки со словосочетаниями в Р.п. и В.п. Ребята должны выбрать те яблоки, существительные которых стоят в В.п.

САМООЦЕНКА (проводится самооценка)



Релаксация для глаз.

- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два - направо, три - наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим. Чтобы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.)

Закрепление. (Проводится с целью закрепления знаний. Отрабатывается умение объяснять и применять новые знания на практике).

Самостоятельная работа. (Проводится с целью умения ориентироваться в полученных знаниях и использовать их)

-Продолжим наполнять наш «сундучок» знаниями. Применим наши знания самостоятельно.

-На голубых листах записаны пословицы и простые предложения. Вам необходимо указать, в каком падеже стоит слово «ТРУД». Потом эти предложения нужно расставить в правильной последовательности в зависимости от падежей.

Человек трудом красен.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

По труду о человеке судят.

Человек воспевает труд.

Есть много пословиц о труде.

-Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Проверка происходит по эталону.

РАБОТА в паре. Несклоняемые имена сущ.

В русском языке есть слова, которые не склоняются. Как правило, они иностранного происхождения. Прочитай объяснение смысла слов.

Соедини их стрелочками с понятиями.

Здание для ремонта и стоянки паровозов и вагонов.

сопрано

Мастерская для шитья одежды.

пальто

Сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков.

ателье

Шейный шарф, платок.

пенсне

Игра на особых картах с номерами, которые закрываются фишками или бочонками.

депо

Верхняя одежда, обычно ниже колен.

кашне

Род очков, держащихся с помощью пружинки, защемляющей переносицу.

желе

Наиболее  высокий женский голос.

лото



- Сравни по эталону (на экране)

САМООЦЕНКА (проводится самооценка)



Гимнастика для глаз (офтальмотренажер)

Итог урока.

- Какие ставили цели? Достигли?

Рефлексия. (Кубик Блума)

- В завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов.

Отгадайте шараду. ( СЛАЙД )

Корень мой находится в цене,

в очерке найди приставку.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

вся же – в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

- Какую бы оценку вы бы поставили себе на уроке? (Лесенка успеха)

Домашнее задание.

I задание

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах.


У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______


II задание

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах, определить падежи.


У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______




Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

-  Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам – спасибо и надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении.

Куда бы вы их отправили? на доске картинки)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!