Предмет: Русский язык
Класс: 2-ж
Дата проведения: 16 февраля 2023года
Учитель: Сечина Т.В.
Тема урока: «Состав слова. Как собрать и разобрать слово »
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.
Цель: обобщение знаний учащихся о составе слова.
Задачи:
- совершенствовать умение находить и выделять части слова;
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- закрепить умение проводить морфемный анализ слов и образовывать слова из морфем;
- развивать память и орфографическую зоркость;
- развивать интерес к языку, используя занимательные задания;
- активизировать познавательную деятельность через парную форму работы, элементы соревнования;
- воспитывать чувство коллективизма, активность и аккуратность у учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится проводить морфемный анализ слов, образовывать слова из морфем; научиться выделять значимую часть слова; выделять части, которые служат для образования новых слов, связи слов в предложении: научится писать: орфограммы в словарных словах.
Метапредметные:
Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- работать в парах;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Оборудование:
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, издательство «Просвещение», 2012г
Презентация «Состав слова»
Ход урока
I Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II Актуализация знаний
1.Чистописание
Какая буква повторяется во всех соединениях, кроме одного?( Буквы Аа)
Дайте характеристику звуку, которой обозначается данной буквой. Запишите букву Аа и данные соединения
слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо
2. Словарно-орфографическая работа
В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и запишите столбиком по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.
класс
пальто
овёс
солдат
береза
морковь
В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
Почему? (нельзя проверить написание какой-либо буквы)
Запишем их. Поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную букву.
III Постановка темы и целей урока
-Найдите, спрятавшееся слово.(Состав)
-Сколько в слове букв и звук. (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)
-Что можете сказать о слове “состав”? О его значении?
-Какие значения имеет слово “состав”?
-Что же обозначает это слово? (состав вещества, офицерский состав, состав поезда)
-Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Соединение всех частей в целое)
-Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.
Сформулируйте тему урока( Состав слова)
С какой целью мы сегодня будем проходить эту тему? (Определять состав слова, т.е. выполнять разбор слова)
IV Обобщение и систематизация знаний
- Одинаково ли важны для слова все его части?
- Можно ли собрать слово из приставки и суффикса? из приставки и окончания?
- Может ли состоять слово из корня и окончания? из корня?
Приведите примеры.
Какая часть слова главная? Корень
Работа по учебнику с.68 «Проверь себя»
-Почему корень – это главная часть слова? В корне заключено основное значение слов.
-Как называются слова с одинаковым корнем? Однокоренные
-Собери в группы однокоренные слова. Выделите корень. .
V. Физкультминутка
VI Применение знаний и умений в новой ситуации
-А в словах какую часть мы так обозначаем? (суффикс)
-Для чего суффиксы нужны? (для образования новых слов)
-Какая часть слова тоже служит для образования новых слов? (приставка)
Работа по карточке1(Работа в парах)
-Посмотрите карточку 1.
При-, -ход-, -ик-, в-, -енок-, -кот-, -дом-, -ов-, про-, -лес-, -ок-, пере-, -ищ-, -мир-.
Что написано?
Составьте задания(Ответы детей)
1.Задание
I ряд выписывает приставки, II ряд – корни, III ряд – суффиксы.
Самопроверка.
2. Задание
Составить за 2 минуты слова, используя данные части слов( работа в группах)
(Приход, перелесок, вход, котёнок, котище, домовёнок, домик, домище, лесок, мир, лес, ход, дом, кот)
3.Задание
Запишем эти слова в тетрадь. Разберем по составу.(1 работает у доски)
Вспомним алгоритм разбора.
Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.
Шарады.
Разгадываем коллективно, записываем, разбираем по составу .
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Карточка 2 .Работа в парах.
Подбери слова к схеме:
-корень окончание
-корень суффикс окончание
-приставка корень окончание
-приставка корень суффикс окончание
VIII Рефлексия
Закончи предложения
Мне понравилось…
Я понял…
Мне интересно…
Трудно на уроке было…
Хотелось бы еще…
IX. Домашнее задание.
Составить занимательные задания по теме.
Карточка1
при- -ход- -ик- в-
-енок- -кот- -дом-
-ов- про- -лес- -ок- пере- -ищ- -мир-
Карточка 2
Подбери слова к схеме:
-корень окончание
-корень суффикс окончание
-приставка корень окончание
-приставка корень суффикс окончание