Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Изменение имён существительных по падежам.
Цель урока : создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, познакомить учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Тип урока : усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: подвести учащихся к открытию и осознанному пониманию понятия «падежи», «склонение имен существительных», формировать умения выделять имена существительные и определять их падеж
Метапредметные :
Регулятивные УУД: определять и формулировать задачу урока , планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника , работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать умения работать в паре , группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты:
Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Формировать положительную мотивацию учения , познавательную активность.
Оборудование: карточка со словарным словом, карточки с названием падежей и вопросов к ним.
Дидактические принципы.
Принцип научности.
Принцип проблемности.
Принцип активности и сознательности.
Принцип доступности.
Методы.
Репродуктивный.
Частично-поисковый.
Ход урока.
1. Организационный момент
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
- Как понимаете эти слова?
2. Минутка чистописания.
- Запишите, продолжив закономерность.
Чщ Чч Щщ
- Прочитайте пословицу, объясните её значение.
Худо тому, кто добра не делает никому.
- Запишите, подчеркните знакомые орфограммы.
3. Словарно-офографическая работа.
На доске записано стихотворение.
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
А.Фет
- Какие картины представили себе, читая стихотворение?
- Выпишите слово картина, поставьте ударение, подчеркните опасные места.
- Запишите стихотворение по памяти.
Физминутка.
4. Знакомство с новой темой.
1) - Откройте учебники на с. 3. Прочитайте вопрос к уроку. Как бы вы на него ответили? ( Варианты ответов детей.)
- Выполним упражнение № 268. ( Упражнение выполняется у доски и в тетрадях)
- Как изменялось слово весна? ( По вопросам)
- Словообразование или словоизменение? ( Словоизменение)
- Почему? ( Изменяется только форма слова.)
2) Работа с правилом с. 4.
- Что называется склонением?
3) Знакомство с падежами.
- В русском языке 6 падежей. Слово падеж произошло от латинского слова CASUS падение. Ещё греческие учёные заметили, что имена существительные имеют прямую (основную) форму и косвенную, то есть, отклоняются от прямой. Отсюда и термин склонение. Слова склоняются “падают” той или иной формы. В русском языке 6 падежей, в немецком 4, а у финнов 15.
- Сейчас я вас познакомлю с названиями падежей и расскажу грамматическую сказку.
Сказка о падежах
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.
Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫЙ.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫЙ.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали ПРЕДЛОЖНЫМ.
Сейчас я покажу общепринятое сокращение в названиях падежей, и мы просклоняем слово снежок и зима. ( Работа выполняется у доски и в тетрадях).
Им.п. что? Снежок | зима |
Р.п. чего? Снежка | зимы |
Д.п. чему? Снежку | зиме |
В.п. что? Снежок | зиму |
Т.п. чем? Снежком | зимой |
П.п. о чём? О снежке | о зиме |
5. Закрепление изученного.
Коллективно-индивидуальная работа ( упр. 265).
6. Итог урока.
- Я приготовила для вас таблицы с падежами, но посмотрите, что случилось. Они рассыпались. Помогите собрать эти таблицы.
На доске: карточки с названиями падежей и вопросы, расположены беспорядочно. Дети по цепочке ставят всё в нужной последовательности.
- А как по-другому можно сказать – изменение существительных по падежам? ( Склонение.)
7. Домашнее задание: упр. 267, выучить правило и падежи на с. 4.
Самоанализ урока.
Тема: Изменение имён существительных по падежам.
Это первый урок по данной теме. Во втором классе дети уже учились изменять имена существительные по вопросам, но понятия «склонение» и « падежи» не вводились. На этом уроке детям даётся понятие «склонение существительных», знакомят с падежами.
По типу урок комбинированный. На уроке использованы фронтальная, коллективно-индивидуальная формы работы.
Цель урока : создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, познакомить учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Тип урока : усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: подвести учащихся к открытию и осознанному пониманию понятия «падежи», «склонение имен существительных», формировать умения выделять имена существительные и определять их падеж
Метапредметные :
Регулятивные УУД: определять и формулировать задачу урока , планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника , работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать умения работать в паре , группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты:
Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Формировать положительную мотивацию учения , познавательную активность.
Оборудование: карточка со словарным словом, карточки с названием падежей и вопросов к ним.
Дидактические принципы.
Принцип научности.
Принцип проблемности.
Принцип активности и сознательности.
Принцип доступности.
Методы.
Репродуктивный.
Частично-поисковый.
В течении всего урока была организована интересная для детей работа разных видов. Были созданы условия для успешного запоминания учебного материала, для применения уже полученных знаний. Все дети работали на уроке с большим интересом.
Содержание урока соответствует целям и задачам урока. Поставленные задачи решены. Урок цели достиг.