Урок русского языка в 4 «б» классе
Тема урока: Сложное предложение.
Дата проведения: 03.09.2020
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о понятии «сложное предложение».
Планируемые результаты:
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
осознание того, что правильная устная и письменная речь - это показатели грамотности и культуры человека;
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои в соответствии с поставленной задачей, действовать согласно плану и вносить необходимые коррективы.
способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью и критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Предметные:
умение находить главные члены предложения;
различать простые и сложные предложения;
применять правила расстановки знаков препинания в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
ХОД УРОКА
I.Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний
Слайд 1
Сегодня лучше лень прогнать.
Желаю много нового и интересного узнать.
- Соберите и прочитайте слово из подчёркнутых букв. (сложное)
– Как вы понимаете это слово? Что для вас сегодня было сложным? Только ли это значение имеет слово сложное?
(Учитель подводит к выводу о многозначности слова)
- Что может быть сложным в русском языке? (сложное слово, сложная форма будущего времени глагола). Приведите примеры.
- Давайте повторим, что мы знаем о сложных словах.
Словарная работа.
Слайд 2
- Какое задание нужно выполнить на словарной работе?
Спишите слова, вставив соединительную гласную. Выделите основы.
Пар.ход, пеш..ход, камн..пад, пыл.сос, сам.вар.
- Объясните лексическое значение. Что нужно помнить при записи сложных слов? (Соединительные гласные е, о)
- Какое явление, называемое сложным словом, мы наблюдаем осенью? Запишем это слово. (листопад)
- Подчеркните в словах знакомые орфограммы.
- Назовите антоним слову сложное. Что в русском языке может быть простым? (предложение)
- А что мы называем предложением? Вспомним, что мы знаем о предложении. (Виды по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые, предложения с однородными членами предложения)
- Как оформляется предложение на письме?
- Какие слова являются грамматической основой?
- Для чего в предложении нужны другие слова?
III. Формулирование темы и задач урока
- Если в предложении одна грамматическая основа, это простое предложение. А как вы считаете, может ли предложение быть сложным? При каких условиях?
- Сформулируем тему урока.
Простое и сложное предложения.
- Новая ли для нас эта тема? (Да)
- Какие задачи урока мы обозначим?
Слайд 4
Задачи урока:
Выяснить, какие предложения называют сложными.
Научиться отличать простые предложения от сложных.
Учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Физминутка
IV. Изучение нового материала
- А теперь поработаем парами с предложениями.
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте и сравните три предложения, выделив в них грамматические основы, определим виды этих предложений: (карточки)
1. Солнце выглянуло из-за серых туч.
2.Солнце выглянуло из-за серых туч и озарило землю ярким светом.
3. Солнце выглянуло из-за серых туч, и земля озарилась ярким светом.
Слайд 5
- Какие предложения по своему строению нам уже знакомы?
- Какое предложение для нас непривычно? Почему оно сложное?
Как связаны простые предложения в составе сложного? (По смыслу и интонационно)
- Как отличить простое предложение от сложного.
- Как на письме разделяются части сложного предложения? (с помощью запятой)
V. Работа по теме
1. Работа по учебнику.
С. 3, упр.2
- Прочитайте задание.
- Как будем действовать?
- Какую роль в сложном предложении выполняют союзы? (соединяют части сложного предложения)
- Спишите только сложные предложения. Докажите, что они сложные. Как будете доказывать? ( выделить грамматические основы)
Работа с правилом.
2. Самостоятельная работа. Слайд 6.
Прочитайте. Какую работу можно выполнить с предложениями? (Списать, поставить, где нужно запятые, выделить основы предложений.)
Весь день медвежата играли а к вечеру они крепко уснули.
Снегири торопливо глотали ягоды рябины и улетали с дерева. Ветерок перебирает пеструю листву и в нем уже чувствуется осенняя прохлада.
Эта птица хорошо плавает и ныряет. К осени лосёнок весь посерел а ноги его побелели.
VI. Итог урока. Рефлексия
- По какой теме мы работали сегодня?
- Какие задачи перед собой ставили?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
- Повторим отличия простых предложений от сложных.
- Как на письме разделяются части сложного предложения?
- Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились. Спасибо за урок.
VII. Домашнее задание: ( по выбору)
С. 3 № 1, с. 4 выучить правило.
Составить и записать пять сложных предложений, выучить правило.