4 | Построение проекта выхода из затруднения | Вы знаете, а я вспомнила сейчас одну примету: говорят, что если что-то упало – то значит, кто-то непременно должен прийти. Слышали о такой примете? И я вам даже скажу больше - по упавшему предмету определяют пол того, кто должен прийти. Кто из вас знает, как можно определить пол пришедшего? Например, если упадёт вилка или ложка - говорят, придёт женщина. (Вывешивается карточка «ж» и под ней слова «ложка», «вилка»), а если упадёт нож - то придёт мужчина. (Вывешивается карточка «м» и под ней слово «нож»). А почему так определяют? - Какая стоит перед нами 1 задача? - Послушайте сказку. В сказке вы найдете ответ на наш вопрос. Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился - Что нового узнали из сказки? -Давайте вернёмся к примете, кто-нибудь догадался: почему определяют так? Дополните столбики слов из нижеприведённых. Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои. Звезда, рисунок, стол, книга, небо, солнце, поле, колесо - Как их ещё можно назвать? (среднего рода) Какого рода бывают имена существительные? Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки. -На какие три группы делятся существительные? -Выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно? - Какую 2 задачу мы поставили перед собой?. Это наша следующая задача. А может кто-то догадался, как определить род имён существительных? Женский род запомню я И скажу: «Она — моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он — мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило - моё! - Какие слова-помощники нам помогут определить род? Давайте сделаем вывод и запишем результат этого исследования в карточку – «Запоминалочку». Учебник (знакомство с правилом) | Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся слушают сказку. Ответы детей. Дети выходят к доске и распределяют слова по столбикам. Остаются слова небо, колесо, поле.. -Мы не смогли определить М. или Ж. род, они остались неопределёнными. Существительные среднего рода. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся называют слова-помощники «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё» | Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные УУД: - анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, - постановка и решение проблемы; - умения делать выводы в результате совместной работы класса, - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. РегулятивныеУУД: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Коммуникативные УУД: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |