СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложения с обращениями (Урок в дистанционном формате)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

ФИО учителя: Попкова Ирина Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 8

Используемый учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Тема: Предложения с обращениями.


Цели: познакомиться со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Уметь: находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Вспомним, что такое обращение:

Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Пример:

«Пойте, люди, города и реки!»


Роль обращения чаще всего выполняет имя существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).

Пример:

«Встречающие поезд из Саратова, пройдите на вторую платформу!»


Обращение не является членом предложения, на письме выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком (если оно стоит в начале предложения и произносится с усиленной звательной интонацией).

Пример:

«Милая моя! Радость моя ненаглядная! Как же я без тебя жить-то буду!»


Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Пример:

«Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас» (М. Лермонтов).

«Грызи, натура молодая, познаний каверзных гранит!»

«Не шуми ты, о море ночное


Личные местоимения ты и вы обычно в предложениях выступают в роли подлежащего.

Пример:

«Сходил бы ты, Илья, за газетой».


Но эти местоимения могут выполнять функцию обращений.

Пример:

«Эй, вы, идите сюда!»


Или входить в состав обращений.

Пример:

«Милый друг ты мой, не грусти».


Иногда распространённое обращение разорвано другими словами — членами предложения, тогда каждая часть обращения выделяется запятыми по общему правилу.

Пример:

«Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» (И. Крылов)


Если перед обращением стоит междометие О, то оно от обращения запятой не отделяется.

Пример:

«О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благославляя» (В. Жуковский).



Откройте тетрадь и перепишите, пожалуйста, тему урока и все примеры из теории, подписав обращения буквой О.

Откройте в учебнике параграф 41, стр. 182-183.

Прочитайте внимательно рубрику «Советы помощника». Обратите внимание на то, как выделяются обращения, если рядом есть междометия.

Выполняем в тетрадях упр. 280.

Прочитайте задание и запишите упражнение по образцу.

Образец:

Промчалось ты, златое время! (распр. обращение, выражено словосочетанием прил.+сущ.)

Рефлексия:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что было новым? Непонятным?

- Что понравилось на уроке?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!