СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 10 класс "Местоимение как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 10 класс "Местоимение как часть речи"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пронская средняя общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области









Конспект открытого урока по русскому языку,

проведенного в 10 классе 16.02.2021 года

учителем русского языка и литературы

Стариковой Г.А.































Пронск 2021 год

Тема урока: «Местоимение как часть речи: разряды по значению, употребление в речи».

Цели урока:

Образовательные: повторение и обобщение ранее изученного материала по теме «Местоимение», отработка навыка определения разряда местоимения, употребления их в речи (соблюдения орфографических и грамматических норм), подготовка к ЕГЭ.

Развивающие: формирование познавательного интереса, самостоятельности в изучении предмета на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, использование потенциала художественной литературы.

Воспитательные: воспитание читательского вкуса, трудолюбия, самостоятельности, ответственности.



Оборудование:

-УМК Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2ч. Ч 1.-М., ООО «Русское слово», 2019 год.

-поурочные разработки по русскому языку к учебнику. Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. М., «ВАКО», 2016 год.

-презентация к уроку, компьютер, проектор.

-Некрасов Н.А. Сборник стихотворений.

-раздаточный материал с заданиями.

План урока.

1. Организационный момент.

-контроль за готовностью класса к уроку

- формирование атмосферы, благожелательно влияющей на ход урока

-настрой учащихся на работу.

2. Орфоэпическая разминка (1слайд). Списать слова, расставить ударения.

Мельком, красивее, досыта, звонишь, балуешь, повторишь, конечно, квартал, торты.

Проверить задание.

- Вопрос учащимся: «Зачем нужно выполнять такие задания?»

(Тренироваться выполнять задание 4 ЕГЭ)

3. Мотивация к изучению темы урока. Слово учителя.

-сегодня на уроке мы будем говорить об одной из самых загадочных, на мой взгляд, частей речи. Мы её изучали в 6 классе. Эта часть речи может не изменяться совсем или может измениться до неузнаваемости. Она всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую её изменчивость, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в неё мы узнаём себя. Какая это часть речи?

(Местоимение)

- Что вы знаете о местоимении? Что это за часть речи?

(Учение даёт ответ).

Запись темы урока в тетрадь. (2 слайд)

4. Актуализация знаний учащихся по теме. Слово учителя.

- Мир местоимений чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. По частоте употребления местоимения занимают 3 место после существительных и глаголов. О местоимениях много высказываний, одно можно взять в качестве эпиграфа к нашему уроку.

Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова. Реформатский А.А. ( 3слайд ).

-Как вы понимаете это высказывание? (Ученик отвечает).

5. Целеполагание. Сформулируйте цели сегодняшнего урока. (Повторить и обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки) (4 слайд).

-Где вам могут пригодиться эти знания? (Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).

6. Изучение темы. Выполнение заданий.

-Творческий диктант (Учитель называет местоимение, учащиеся записывают это местоимение в форме родительного падежа). Наблюдаем за тем, как одни слова изменяются, другие остаются неизменными.

Я (меня), мы (нас), он (его), она (её), они (их), некто, нечто, нисколько.



-Работа с текстом:

а) чтение текста (5 слайд)

Раз мы поймали молодого журавля и дали журавлю лягушку. Журавль лягушку проглотил. Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал журавль за женой всюду ходить. Жена корову доить – и Журка с женой, и в огород за женой, и на полевые работы ходит с женой, и за водой. Привыкла к журавлю жена, и без журавля жене уж скучно, без журавля никуда. Крикнет: «Фру-фру», журавль к жене бежит. Такой умница!

б) списать, заменить, где есть повторы слова, местоимениями.

в) проверить по тексту М.М.Пришвина (ученик читает свой вариант, другие проверяют)

( 6 слайд)

Раз мы поймали молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женою всюду ходить. Жена корову доить – и Журка с ней, и в огород за ней, и на полевые работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к журавлю жена, и без него ей уж скучно, без него никуда. Крикнет: «Фру-фру», и он бежит к ней. Такой умница!

-Слово учителя.

-Один из морфологических признаков местоимения – его разряд. Какие разряды местоимений вы помните? (Учащиеся отвечают по цепочке).

-Слайд 7. Заполните примерами таблицу с разрядами местоимений.

Личные

Возвратное

Вопросительные/относительные

Указательные

Неопределённые

Отрицательные

Притяжательные

Определительные

-Проверка по таблице, заполненной примерами (слайд 8). Добавить свои примеры к уже имеющимся.

Личные – вы, я, они.

Возвратное – себя.

Вопросительные/ относительные – кто, что, который, какой, сколько.

Указательные – этот, тот, такой, столько, таков, то.

Неопределённые – некто, нечто, кто-то…

Отрицательные – никто, ничто, ничей…

Притяжательные – мой, твой, ваш…

Определительные – сам, самый, весь, всякий, другой, каждый…



-Лирическая минутка. Прослушивание записи песни на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…». Чтение отрывков из стихотворений Н.А.Некрасова подготовленными учащимися:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь её отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Ещё остаток чувства сохранившим, -

Нам рано предаваться ей!

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой весёлый, насмешливый ум…

-Вопрос: о чём говорит использование поэтом местоимений в произведении? ( О частоте их употребления)

-Работа в парах. Раздаточный материал (употребление местоимений в пословицах). Подчеркнуть местоимение в пословице, обозначить его разряд.

Чем богаты, тем и рады.

Сам не научишься, никто не научит.

Тот не ошибается, кто ничего не делает.

Сын у меня мой, а ум у него свой.

Храни себя от бед, пока их нет.

Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Проверка работы.

-Выполнение упражнения 254 (по учебнику) стр. 238. Объяснить фразеологизмы, в которых использованы местоимения.

-Домашнее задание: прочитать п.48, выполнить упр.252 стр.238.

- Подведение итогов. Рефлексия.

Известный лингвист Пешковский А.М. утверждал: «У каждой части речи свои достоинства». Какие, на ваш взгляд, достоинства у местоимений. (Ответ учащегося).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!