Цель: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении.
Методические приемы: анализ изложений, объяснение учителя, составление плана, работа над интонацией.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе. Понятие об обособлении уточняющих членов предложения»
Урок русского языка в 8 классе.
Понятие об обособлении уточняющих членов предложения
' ’ • . ! :Yf • . 1
Цель: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении.
Методические приемы: анализ изложений, объяснение учителя, составление плана, работа над интонацией.
Ход урока
Разбор изложений
Примечание. Этой работе надо посвятить значительную часть урока. Изложение — форма экзамена в 9 классе, поэтому важно дать понять ученикам, насколько необходим опыт изложения текста и выполнения творческих заданий к нему.
Понятие об уточняющих членах предложения
1. Объяснение учителя.
Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточнения, конкретизация сообщения. С этой целью применяются
уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи выделяются интонацией.
2.Упр. 339. Выполнить задания упражнения, потренироваться в соблюдении правильной интонации.
3.Изучение теоретического материала.
Самостоятельное чтение § 31 (с. 152—153).
Составление развернутого плана параграфа.
Обратим внимание учеников на следующие конструкции текста параграфа:
Как уточняющие употребляются другие обстоятельства, а также приложения.
Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами...
Попросим объяснить наличие или отсутствие знаков препинания в этих предложениях. Конструкции с союзом «как» синонимичны выражению «в качестве», поэтому они не выделяются запятыми.
Обратим внимание на примечание. В нем говорится, что дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо и т. д. часто обособляются. Это значит, что обособления может и не быть. Поясним, что чаще обособляются дополнения, по смыслу выделяющие, исключающие. Сравним:
Кроме меня в классе на перемене оставалось еще несколько человек. То есть был я и еще несколько человек. (Включение остальных действующих лиц, запятая не обязательна.)
Кроме меня, в классе никого не было. То есть был только я. (Исключение остальных действующих лиц, запятая желательна).
Надо иметь в виду, что часто такие обособления в тексте являются факультативными, авторскими, поэтому грубой ошибкой отсутствие запятых в подобных конструкциях считать нельзя.
III. Тренировочные упражнения
Упр. 340 — устно, работа над интонацией; устный и письменный синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.
Остановимся на предложениях № 5 и 6, в которых уточняющие члены присоединены к уточняемым с помощью поясняющего союза или. Этот союз в данном случае имеет значение «то есть», в высказывании дается два наименования одного и того же понятия. Поясняющий союз или нельзя путать с разделительным союзом или. В случае разделительного союза сообщается о каком-либо выборе, с помощью поясняющего - конкретизируется какое-либо значение, речь о выборе не идет!
Упр. 341 и 342: устно разобрать, выполнить письменно.
Домашнее задание
§ 31, упр. 343.