СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе. Понятие об обособлении уточняющих членов предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие об обособлении уточняющих членов пред­ложения, показать их роль и значение в предложении.

Методические приемы: анализ изложений, объяснение учите­ля, составление плана, работа над интонацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе. Понятие об обособлении уточняющих членов предложения»

Урок русского языка в 8 классе.

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения

' ’ • . ! :Yf • . 1

Цель: дать понятие об обособлении уточняющих членов пред­ложения, показать их роль и значение в предложении.

Методические приемы: анализ изложений, объяснение учите­ля, составление плана, работа над интонацией.

Ход урока

  1. Разбор изложений

Примечание. Этой работе надо посвятить значительную часть урока. Изложение — форма экзамена в 9 классе, поэтому важно дать понять ученикам, насколько необходим опыт изложения тек­ста и выполнения творческих заданий к нему.

  1. Понятие об уточняющих членах предложения

1. Объяснение учителя.

Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточ­нения, конкретизация сообщения. С этой целью применяются

уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи выделяются интонацией.

2.Упр. 339. Выполнить задания упражнения, потренироваться в соблюдении правильной интонации.

3.Изучение теоретического материала.

  1. Самостоятельное чтение § 31 (с. 152—153).

  2. Составление развернутого плана параграфа.


  1. Обратим внимание учеников на следующие конструкции текста параграфа:

  1. Как уточняющие употребляются другие обстоятельства, а также приложения.

  2. Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами...

Попросим объяснить наличие или отсутствие знаков препи­нания в этих предложениях. Конструкции с союзом «как» сино­нимичны выражению «в качестве», поэтому они не выделяются запятыми.

  1. Обратим внимание на примечание. В нем говорится, что до­полнения с предлогами кроме, помимо, вместо и т. д. часто обособ­ляются. Это значит, что обособления может и не быть. Поясним, что чаще обособляются дополнения, по смыслу выделяющие, исключающие. Сравним:

  1. Кроме меня в классе на перемене оставалось еще несколько человек. То есть был я и еще несколько человек. (Включение ос­тальных действующих лиц, запятая не обязательна.)

  2. Кроме меня, в классе никого не было. То есть был только я. (Исключение остальных действующих лиц, запятая желательна).

Надо иметь в виду, что часто такие обособления в тексте яв­ляются факультативными, авторскими, поэтому грубой ошибкой отсутствие запятых в подобных конструкциях считать нельзя.

III. Тренировочные упражнения

  1. Упр. 340 — устно, работа над интонацией; устный и пись­менный синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.

Остановимся на предложениях № 5 и 6, в которых уточняю­щие члены присоединены к уточняемым с помощью поясняющего союза или. Этот союз в данном случае имеет значение «то есть», в высказывании дается два наименования одного и того же поня­тия. Поясняющий союз или нельзя путать с разделительным сою­зом или. В случае разделительного союза сообщается о каком-либо выборе, с помощью поясняющего - конкретизируется какое-либо значение, речь о выборе не идет!

  1. Упр. 341 и 342: устно разобрать, выполнить письменно.

Домашнее задание

§ 31, упр. 343.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!