СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка позволит провести урок в 8 классе нестандартно, интересно, позволит организовать парную работу на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку»





Конспект открытого урока по русскому языку





Тема: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».











Подготовила: учитель русского языка и литературы Богачева Л. А.







Цели:

  • уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;

  • знакомство с группами союзов по значению;

  • усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков.

Оборудование:

  • записи учителя на доске (см. ход урока);

  • карточки с записями текстов, карточки-информаторы;

  • распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся;

  • мультимедийный проектор, таблицы, схемы;








































Ход урока

1. Лингвистическая разминка. Слайд 1

Работа с высказыванием А.М. Пешковского:

Высказывание разбросано, учащиеся должны собрать и объяснить его.

«В предложении с однородными членами столько ударений, сколько в нем однородных членов».Слайд 2

Мы продолжаем работу с однородными членами. Дома вы должны были оформить кластер по итогам предыдущего урока. Повторите теорию по своим кластерам (учебники закрыты).

2.Актуализация знаний.

Верные-неверные утверждения

+1.Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

+2.Однородные члены равноправны по отношению друг к другу.

-3.Однородными членами могут быть слова только одной части речи.

+4.В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

-5.Однородные члены предложения относятся к разным членам предложения.

-6.Однородные члены предложения соединяются только интонацией.

Ключ: + + - + - - слайд 3

Оценивание: нет ошибок –«5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более – «2».

Результаты заносятся в оценочный лист.

3. Открытие новых знаний.

А) Постановка учебной задачи.

Работа с последним утверждением: однородные члены предложения соединяются только интонацией.

А чем ещё соединяются однородные члены предложения?

-Сочинительными союзами.

Кто скажет, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Тема урока: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».Слайд 4.

Сформулируйте и запишите задачи, которые мы будем решать на уроке.


    1. знакомство с группами сочинительных союзов;
      2. усвоение правил постановки запятой перед союзами;
      3. отработка соответствующих навыков.Слайд 5.

Б) Этап сбора информации, наблюдение, анализ.

Итак, мы сформулировали учебную задачу. Для знакомства с группами сочинительных союзов откройте учебники на стр. 117. Проанализируйте данную таблицу и ответьте на вопросы (3 мин).

Вопросы: Как делятся сочинительные союзы по значению? Слайд 6

Как делятся сочинительные союзы по составу? Слайд 7

Общая таблица. Слайд 8.

Работа по таблице.

-какие союзы могут быть одиночными?

-какие союзы могут быть повторяющимися?

Союзы мы узнали. Теперь какая задача перед нами стоит?

-Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами.

Для этого вы поработаете в парах и сформулируете правила постановки запятой при однородных членах, связанных сочинительными союзами.

Запятая при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Слайд 9

Запятая ставится между однородными членами

Пример

(записать любое одно предложение на каждое правило)

Запятая не ставится между однородными членами

Пример

(записать любое одно предложение на каждое правило)

  1. Если однородные члены связаны только интонацией:

Дети гуляют, играют, поют.













4.








Предложения для анализа парам первого ряда:

В воскресенье мы пойдем в музей или театр.

Нигде ни садика, ни длинного забора.

Обнялись облака и уснули без грусти.

Ветер злится да стучит в окно.

Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.

Предложения для анализа парам второго ряда:

В лесах водятся как зайцы, так и лисы.

Она не только работала, но и училась.

Зарево распространилось не только над городом, но и далеко вокруг.

Предложения для анализа парам третьего ряда:

Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца.

Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.

Я писем писать никогда не умел, а ныне совсем разучился. 

Мал золотник, да дорог.

Пары меняются местами, знакомятся с таблицами одноклассников и возвращаются в свои группы.


Отчёт пар первого ряда.Слайд 10

В воскресенье мы пойдем в музей или театр.

Нигде ни садика, ни длинного забора.

Обнялись облака и уснули без грусти.

Ветер злитсяда стучит в окно.

Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.

Вывод: запятая ставится перед повторяющимися союзами. Не ставится перед одиночными соединительными или разделительными. Слайд 11


Отчёт пар второго ряда. Слайд 12

В лесах водятся как зайцы, так и лисы.

Она не только работала, но и училась.

Зарево распространилось не только над городом, но и далеко вокруг.

Вывод: запятая ставится перед второй частью двойных союзов. Слайд 13


Отчёт пар третьего ряда. Слайд 14

Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца.

Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.

Я писем писать никогда не умел, а ныне совсем разучился. 

Мал золотник, да дорог.

Вывод: запятая ставится между противительными союзами. Слайд 15.


У нас с вами получилась сводная таблица» Постановка запятой при однородных членах, связанных сочинительными союзами». Попробуем применить полученные знания на практике.

4.Первичное закрепление.

Работа по цепочке с предложениями на интерактивной доске:

  1. Подчеркните однородные члены предложения, объясните постановку запятой.

Он жил настоящим мгновением зато уж жил вполне.

Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.

Нигде не было видно ни воды ни деревьев.

Она не только работалано и училась.

Олег говорил легко и не прибегал к помощи суфлера*.

Словарная работа:

  1. Самостоятельная работа.

Вариант 1

Выпишите номера предложений, в которых нужно ставить запятую при однородных членах предложения.

  1. Не род а ум поставлю в воеводы.

  2. Ни свет ни заря прибыли претенденты на руку царевны.

  3. Не только мальчиком но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.

  4. Они сошлись. Волна и камень. Не столь различны меж собой.

  5. Мал золотник да дорог.

  6. В горячем свете весело и сухо блестит под окнами сирень.

Ключ: 1, 3, 5.

Вариант 2

Выпишите номера предложений, в которых нужно ставить запятую при однородных членах предложения.

  1. Он приезжал домой пообедать да переночевать.

  2. Олег прислушался но услышал только толчки своего сердца.

  3. Нигде ни садика ни длинного забора.

  4. Он походил на мастера или на управляющего.

  5. Обнялись облака и уснули без грусти.

  6. Он жил настоящим мгновением зато уж жил вполне.

Ключ: 2, 3, 6.

Взаимопроверка. Проверка по ключу.

Нет ошибок – «5».

1 ошибка - «4».

2 ошибки – «3».

Более ошибок– «2».

Результаты заносятся в оценочный лист.

  1. Выставление отметок.

  2. Домашнее задание.

По выбору: 1). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Упр.248.

2). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Составить текст «Природа зимой» с использованием однородных членов предложения.

3).Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Из произведения Л. Н. Толстого «После бала» выписать предложения с однородными членами предложения.

  1. Рефлексия. Метод пяти пальцев








Просмотр содержимого документа
«приложения к уроку»

Оценочный лист


ФИО

Кластер

Верные-неверные утверждения

Парная работа

Самостоятельная работа

Ариничев Д





Архипова А





Егорушина С





Закутняя К





Захаров Д





Кирина И





Ковальков Д





Кудрявцева О





Петрухина А





Петрухина И





Серкова А





Степахина К





Сургучева А





Селивёрстов Р





Тарасова Р





Терешина Т





Трифонова А





Верные-неверные утверждения

+1.Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

+2.Однородные члены равноправны по отношению друг к другу.

-3.Однородными членами могут быть слова только одной части речи.

+4.В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

-5.Однородные члены предложения относятся к разным членам предложения.

-6.Однородные члены предложения соединяются только интонацией.

Ключ: + + - + - -













Запятая при однородных членах, связанных сочинительными союзами

Запятая ставится между однородными членами

Пример

(записать любое одно предложение на каждое правило)

Запятая не ставится между однородными членами

Пример

(записать любое одно предложение на каждое правило)

  1. Если однородные члены связаны только интонацией:

Дети гуляют, играют, поют.













4.











Предложения для анализа парам первого ряда.


В воскресенье мы пойдем в музей или театр.

Нигде ни садика, ни длинного забора.

Обнялись облака и уснули без грусти.

Ветер злится да стучит в окно.

Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.




Предложения для анализа парам второго ряда:


В лесах водятся как зайцы, так и лисы.

Она не только работала, но и училась.

Зарево распространилось не только над городом, но и далеко вокруг.










Предложения для анализа парам третьего ряда:


Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца.

Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.

Я писем писать никогда не умел, а ныне совсем разучился. 

Мал золотник, да дорог.















Вариант 1

Выпишите номера предложений, в которых нужно ставить запятую при однородных членах предложения.

  1. Не род а ум поставлю в воеводы.

  2. Ни свет ни заря прибыли претенденты на руку царевны.

  3. Не только мальчиком но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.

  4. Они сошлись. Волна и камень. Не столь различны меж собой.

  5. Мал золотник да дорог.

  6. В горячем свете весело и сухо блестит под окнами сирень.







Вариант 2

Выпишите номера предложений, в которых нужно ставить запятую при однородных членах предложения.

  1. Он приезжал домой пообедать да переночевать.

  2. Олег прислушался но услышал только толчки своего сердца.

  3. Нигде ни садика ни длинного забора.

  4. Он походил на мастера или на управляющего.

  5. Обнялись облака и уснули без грусти.

  6. Он жил настоящим мгновением зато уж жил вполне.


Подчеркните однородные члены предложения, объясните постановку запятой.

Три вещи славят солдата – смелость победа награда.

Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.

Нигде не было видно ни воды ни деревьев.

Она не только работала но и училась.

Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи суфлера*.


Подчеркните однородные члены предложения, объясните постановку запятой.

Три вещи славят солдата – смелость победа награда.

Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.

Нигде не было видно ни воды ни деревьев.

Она не только работала но и училась.

Олег говорил легко и не прибегал к помощи суфлера*.

Подчеркните однородные члены предложения, объясните постановку запятой.

Три вещи славят солдата – смелость победа награда.

Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.

Нигде не было видно ни воды ни деревьев.

Она не только работала но и училась.

Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи суфлера*.

Подчеркните однородные члены предложения, объясните постановку запятой.

Три вещи славят солдата – смелость победа награда.

Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.

Нигде не было видно ни воды ни деревьев.

Она не только работала но и училась.

Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи суфлера*.

По выбору: 1). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Упр.248.

2). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Составить текст «Природа зимой» с использованием однородных членов предложения.

3). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Из произведения Л. Н. Толстого «После бала» выписать предложения с однородными членами предложения.



По выбору: 1). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Упр.248.

2). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Составить текст «Природа зимой» с использованием однородных членов предложения.

3). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Из произведения Л. Н. Толстого «После бала» выписать предложения с однородными членами предложения.



По выбору: 1). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Упр.248.

2). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Составить текст «Природа зимой» с использованием однородных членов предложения.

3). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Из произведения Л. Н. Толстого «После бала» выписать предложения с однородными членами предложения.



По выбору: 1). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Упр.248.

2). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Составить текст «Природа зимой» с использованием однородных членов предложения.

3). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Из произведения Л. Н. Толстого «После бала» выписать предложения с однородными членами предложения.



По выбору: 1). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Упр.248.

2). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Составить текст «Природа зимой» с использованием однородных членов предложения.

3). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Из произведения Л. Н. Толстого «После бала» выписать предложения с однородными членами предложения.





Просмотр содержимого презентации
«презентация к открытому уроку»

Лингвистическая разминка.   сколько с однородных членов столько ударений,  однородными членами в нем в предложении

Лингвистическая разминка.

сколько с однородных членов столько ударений, однородными членами в нем в предложении

Александр Матвеевич Пешковский «В предложении с однородными членами столько ударений, сколько в нем однородных членов». 1878-1933

Александр Матвеевич Пешковский

«В предложении с однородными членами столько ударений, сколько в нем однородных членов».

1878-1933

Верные – неверные утверждения + + - + - -

Верные – неверные утверждения

+ + - + - -

Урок русского языка по теме  «Однородные члены, связанные сочинительными союзами,  и знаки препинания при них»

Урок русского языка по теме

«Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них»

Задачи: 1. знакомство с группами сочинительных союзов;  2. усвоение правил постановки запятой перед союзами;  3. отработка соответствующих навыков.

Задачи:

1. знакомство с группами сочинительных союзов; 2. усвоение правил постановки запятой перед союзами; 3. отработка соответствующих навыков.

Классификация сочинительных союзов по значению  СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ   ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ    РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Классификация сочинительных союзов по значению

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Классификация сочинительных союзов по составу  ОДИНОЧНЫЕ   ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ   ДВОЙНЫЕ

Классификация сочинительных союзов по составу

ОДИНОЧНЫЕ ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ДВОЙНЫЕ

Типы сочинительных союзов Позиция в предложении Соединительные союзы Одиночные и, да Противительные союзы Повторяющиеся Двойные Разделительные союзы а, но, да(=но), однако, же, зато и….и не только…,но и ни…ни Или (иль), либо, как….так и или…или либо …либо то…то не то…не то то ли…то ли

Типы сочинительных союзов

Позиция в предложении

Соединительные союзы

Одиночные

и, да

Противительные союзы

Повторяющиеся

Двойные

Разделительные союзы

а, но, да(=но), однако, же, зато

и….и

не только…,но и

ни…ни

Или (иль), либо,

как….так и

или…или

либо …либо

то…то

не то…не то

то ли…то ли

Запятая ставится между однородными членами Если однородные члены связаны только интонацией: Пример Дети гуляют, играют, поют. 2 . (записать любое одно предложение на каждое правило) Запятая не ставится между однородными членами   Пример 3.    (записать любое одно предложение на каждое правило)   4.                              

Запятая ставится между однородными членами

  • Если однородные члены связаны только интонацией:

Пример

Дети гуляют, играют, поют.

2 .

(записать любое одно предложение на каждое правило)

Запятая не ставится между однородными членами

 

Пример

3. 

 

(записать любое одно предложение на каждое правило)

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В воскресенье мы пойдем в музей или театр.  Нигде ни садика, ни длинного забора.  Обнялись облака и уснули без грусти.  Ветер злится да стучит в окно.  Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.

В воскресенье мы пойдем в музей или театр. Нигде ни садика, ни длинного забора. Обнялись облака и уснули без грусти. Ветер злится да стучит в окно. Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.

Запятая ставится между однородными членами Пример Если однородные члены связаны только интонацией: (записать любое одно предложение на каждое правило) Дети гуляют, играют, поют.  Перед повторяющимися союзами. Запятая не ставится между однородными членами Нигде ни садика, ни длинного забора. Пример   3.      4.     (записать любое одно предложение на каждое правило)   Ветер злится да стучит в окно   Перед одиночными соединительными или разделительными.                      

Запятая ставится между однородными членами

Пример

  • Если однородные члены связаны только интонацией:

(записать любое одно предложение на каждое правило)

Дети гуляют, играют, поют.

Перед повторяющимися союзами.

Запятая не ставится между однородными членами

Нигде ни садика, ни длинного забора.

Пример

 

3. 

 

 

4.

 

 

(записать любое одно предложение на каждое правило)

 

Ветер злится да стучит в окно  

Перед одиночными соединительными или разделительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В лесах водятся как зайцы, так и лисы. Она не только работала, но и училась. Зарево распространилось не только над городом, но и далеко вокруг.     .

В лесах водятся как зайцы, так и лисы.

Она не только работала, но и училась.

Зарево распространилось не только над городом, но и далеко вокруг.

 

.

Запятая ставится между однородными членами Пример Если однородные члены связаны только интонацией: (записать любое одно предложение на каждое правило) Дети гуляют, играют, поют. 2. Перед повторяющимися союзами. Запятая не ставится между однородными членами Нигде ни садика, ни длинного забора. Пример   3.  запятая ставится перед второй частью двойных союзов   Она не только работала, но и училась. 4.     (записать любое одно предложение на каждое правило)   Ветер злится да стучит в окно    Перед одиночными соединительными или разделительными.                      

Запятая ставится между однородными членами

Пример

  • Если однородные члены связаны только интонацией:

(записать любое одно предложение на каждое правило)

Дети гуляют, играют, поют.

2. Перед повторяющимися союзами.

Запятая не ставится между однородными членами

Нигде ни садика, ни длинного забора.

Пример

 

3.  запятая ставится перед второй частью двойных союзов

 

Она не только работала, но и училась.

4.

 

 

(записать любое одно предложение на каждое правило)

 

Ветер злится да стучит в окно 

 

Перед одиночными соединительными или разделительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца. Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне. Я писем писать никогда не умел, а ныне совсем разучился.  Мал золотник, да дорог.   .

Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца.

Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.

Я писем писать никогда не умел, а ныне совсем разучился. 

Мал золотник, да дорог.

.

Запятая ставится между однородными членами Запятая ставится между однородными членами Пример Пример Если однородные члены связаны только интонацией: 2. Перед повторяющимися союзами. Дети гуляют, играют, поют. (записать любое одно предложение на каждое правило) 2. Перед повторяющимися союзами. Нигде ни садика, ни длинного забора. 4. запятая ставится между противительными союзами. (записать любое одно предложение на каждое правило) Запятая не ставится между однородными членами Запятая не ставится между однородными членами Нигде ни садика, ни длинного забора. Мал золотник, да дорог.    Пример Пример   3. перед второй частью двойных союзов       Ветер злится да стучит в окно     Перед одиночными соединительными или разделительными. 4. Перед противительными союзами (записать любое одно предложение на каждое правило) Она не только работала, но и училась.     (записать любое одно предложение на каждое правило)   Ветер злится да стучит в окно  Мал золотник, да дорог    Перед одиночными соединительными или разделительными.                                

Запятая ставится между однородными членами

Запятая ставится между однородными членами

Пример

Пример

  • Если однородные члены связаны только интонацией:

2. Перед повторяющимися союзами.

Дети гуляют, играют, поют.

(записать любое одно предложение на каждое правило)

2. Перед повторяющимися союзами.

Нигде ни садика, ни длинного забора.

4. запятая ставится между противительными союзами.

(записать любое одно предложение на каждое правило)

Запятая не ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

Нигде ни садика, ни длинного забора.

Мал золотник, да дорог.

 

Пример

Пример

 

3. перед второй частью двойных союзов

 

 

 

Ветер злится да стучит в окно  

 

Перед одиночными соединительными или разделительными.

4. Перед противительными союзами

(записать любое одно предложение на каждое правило)

Она не только работала, но и училась.

 

 

(записать любое одно предложение на каждое правило)

 

Ветер злится да стучит в окно 

Мал золотник, да дорог 

 

Перед одиночными соединительными или разделительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа Вариант 2 Вариант 1   Ключ: 1, 3, 5. Ключ: 2, 3, 6.

Самостоятельная работа

Вариант 2

Вариант 1

Ключ: 1, 3, 5.

Ключ: 2, 3, 6.

Домашняя работа По выбору: 1). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Упр.248.   2). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Составить текст «Природа зимой» с использованием однородных членов предложения.   3). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Из произведения Л. Н. Толстого «После бала» выписать предложения с однородными членами предложения.

Домашняя работа

По выбору: 1). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Упр.248.

2). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Составить текст «Природа зимой» с использованием однородных членов предложения.

3). Оформить кластер «Постановка запятой при однородных членах предложения». Из произведения Л. Н. Толстого «После бала» выписать предложения с однородными членами предложения.

Домашняя работа Дополнительно на оценку по желанию:  Правила постановки запятой при однородных членах, связанных сочинительными союзами, записать в стихотворной форме или в форме песни .

Домашняя работа

Дополнительно на оценку по желанию:

Правила постановки запятой при однородных членах, связанных сочинительными союзами, записать в стихотворной форме или в форме песни .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!