СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока по теме  «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато» предназначен для изучения нового материала в 7 классе. Это первый урок из двух, отведённых на изучение данной темы. Целью урока является организация деятельности учащихся по изучению правописания союзов, умению отличать их от слов самостоятельных частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато"»

Тема. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

Цели: формировать навык написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО; способствовать умению отличать союзы от омонимичных сочетаний слов; способствовать развитию мыслительных и коммуникативных  способностей учащихся при выполнении практических заданий

На уроке идёт формирование УУД:

- познавательных УД (развитие мыслительных операций);

-регулятивных УД (постановка темы урока, цели деятельности, самоконтроль, самооценка);

-коммуникативныхУД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать своё мнение).

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: раздаточный материал (карточки, памятка), презентация.

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

1) Ребята, узнайте, что я загадала.

- Две ноты, союз, все вместе – игра, в которую любит играть детвора (до-ми-но)

- Что находится между рекой и берегом? (и)

- Союз, предлог и предложная форма личного местоимения дают вкусный плод южного происхождения (а-на-нас)

Ответы: домино, и, ананас.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о союзах

3. Актуализация знаний

1) Индивидуальная работа

- у доски (на карточке)

Составить и записать с данными словами предложение:

Над, головы, ветры, да, орлы, нашими, кружились, дикие, стремительные

- 1 ученик составляет устный рассказ о союзе с примерами из домашнего упр.

Класс дает аргументированную оценку ответа товарища.

Памятка для анализа устного ответа.

  1. Последовательно ли отвечал товарищ?

  2. Можно ли считать его ответ полным, убедительным?

  3. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенных положений?

  4. Были ли ошибки в речи?

  1. Запись предложения под диктовку: Большинство галок селятся вблизи человеческого жилья, потому что здесь скорее можно найти не только место для гнезда, но и еду, особенно зимой.

- Найдите грамматические основы, подчеркните их.

- Расставьте знаки препинания, постройте схему (на доске и в тетрадях)

- С помощью какого союза присоединяется второе предложение к первому?

- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

- Укажите в предложении предлоги. Определите, какие они. (вблизи – производный; для – непроизводный)

3) Графический диктант.

Не записывая предложения, сделайте схемы.

- То насыпью, то глубью лога, то по прямой за поворот змеится лентою дорога безостановочно вперед.

- Каждый глоток колодезной воды не только сладко утоляет жажду, но и наполняет бодростью.

- Галки называются всеядными, потому в еде не очень разборчивы.

- Когда грачи снова улетают на зиму в теплые края, галки их провожают.

- Москва-река дала имя великому городу, но не могла вдоволь напоить его водой.

Самопроверка.

  1. Введение в тему урока с формулировкой проблемы.

Слайд



Я хочу, чтобы ты дал мне совет.

Я хочу знать, что бы ты мне посоветовал.

Я тоже прочитала эту книгу.

Пете снилось то же самое.

Я также хорошо выполнила эту работу.

Так же, как час назад, свистел ветер.

Он пишет медленно, зато красиво.

Он спрятался за то дерево.



Вопросы классу:

- Прежде чем начать работу с данной таблицей, вспомним, какие слова называются омонимами.

- Найдите омонимичные слова. Запишем их. (чтобы – что бы, тоже – то же, также – так же, зато – за то)

- Что вы можете сказать об этих словах с точки зрения правописания? (пишутся и слитно, и раздельно)

- Озаглавьте столбцы таблицы (Слитное и раздельное написание)

- Какой частью речи являются эти слова в 1 части таблицы? (союзы)

- Определите части речи слов 2 части? (местоимение, наречие) Как они пишутся с частицами ЖЕ, БЫ? (раздельно)

- Перечислите союзы: чтобы, тоже, также, зато. Как они пишутся? (слитно)

- Сформулируйте тему урока. Запишем ее.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

1) знать правило написания союзов;

2) уметь отличать союз от самостоятельной части речи;

3) правильно писать союзы и омонимичные им слова

- А теперь сделайте общий вывод.

Союзы также, тоже, чтобы, зато пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимение с частицами), за то (предлог с местоимением).

- Чтобы убедиться в сказанном, обратимся к учебнику. Прочитаем правило на с. 162

- Что нового вы узнали из этого правила о союзах тоже, также, чтобы, зато?

1. частицы же, бы могут быть опущены или переставлены на другое место (без искажения смысла предложения)

2. союзы также, тоже можно заменить союзом И

3. Союз чтобы можно заменить союзом для того чтобы.

Для закрепления изученного, выполним упражнения.

  1. Первичное закрепление с комментированием.

  1. Запись предложений с объяснением написания союзов, местоимений и наречий.

Отец также взял удочки, и мы пошли. Знать и уметь – не одно и то же. Мне тоже не сиделось на месте. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки. Идти к стойбищу надо по тому берегу.

- Выделите слово с чередующейся гласной в корне. (разгораясь)

- Укажите предложение с обособленным обстоятельством.

2) упр. 346

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Тест. Запишите номера только тех предложений, в которых выделенные слова пишутся раздельно. Слайд

  1. Выполни то же самое задание еще раз.

  2. Я не был за границей, зато объездил вдоль и поперек свою страну.

  3. Здесь так же пустынно, как было несколько лет назад.

  4. Я тоже жил высоко отчасти потому потому, что очень любил высокие места.

  5. Нам пришлось спрятать за то же дерево.

  6. Что бы мне почитать?

  7. Наша кошка пропала, зато появился веселый щенок.

  8. Я ценю своего друга за то, что он сразу же придет на помощь.

  9. Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободневную проблему.

  10. Кавказ богат нефтью, Сибирь также имеет большие запасы черного золота.

Ответ: 2, 4, 7, 9, 10

Взаимопроверка.

-Поднимите руку, кто в работе не допустил ни одной ошибки, кто одну или две., у кого больше трёх. Оцените вашу работу на этом этапе урока.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторения.

Выпишите предложение, в котором выделенные слова написаны неправильно?

а) Клевета для слуха то же, что полынь для языка.

б) У него ничего не получалось, чтобы он ни предпринимал.

в) Моя сестра много читает, и я то же дня не могу прожить без книги.

г) Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.

д) Его наказали за то, что сказал неправду.

Вывод: Какое открытие сделали сегодня?

8. Рефлексия. Оцените свою деятельность на уроке.

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я научился…

9. Домашнее задание: §61, упр. 347, 348 (на выбор)



Список литературы:

  1. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2010 г

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – Москва: Просвещение, 2014

  3. Влодавская Е.А. Диктанты по русскому языку. К учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс» - Москва: Экзамен, 2014

  4. Селезнева Е.В. Тесты по русскому языку. Часть 2. К учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс» - Москва: Экзамен, 2015










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!