Конспект урока русского языка
на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-»
( 7 класс)
Цели урока:
а) образовательные:
познакомить с правилом правописания о, а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, сформировать умение выбирать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки;
повторить теоретические сведения о наречии, правописание не и ни в наречиях;
развитие речи: работа над орфоэпическими нормами, обогащение словарного запаса, работа над словом, элементы анализа стихотворного текста; составление собственного текста;
б) развивающие: развивать речь, мышление, творческое воображение, фантазию, познавательную активность;
в) воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Оборудование: портрет И. Бунина, стихотворение И. Бунина "Северная береза", репродукции картин с изображением берез, схемы - таблицы, атрибуты магистра, фишки для учета знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
На свете существует много разных музеев, и сегодня я приглашаю вас в один из них - Музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Сегодня мы с вами будем сотрудниками музея, работать будем в зале, посвященном одной части речи, а какой именно, поможет отгадать загадка.
Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия, ни чисел,
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- К какой части речи относятся эти слова? (наречие)
Итак, мы с вами - сотрудники музея, работающие в зале « Наречие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям о наречии и его правописании. Многое об этой части речи нам уже известно, но некоторые секреты правописания нам еще предстоит раскрыть.
Прочитайте тему урока, записанную на доске: « Буквы о, а на конце наречий с приставками из-, до-, с-» и постарайтесь сформулировать цели урока.
Работая в нашем музее, мы не только познакомимся с новым правилом и научимся применять его на письме, но и повторим теоретические сведения о наречии, правописание не - ни в наречиях, т. к. экскурсоводы должны быть готовы не только ответить на любые вопросы посетителей, но быть грамотными, правильно и красиво говорить.
II. А начнем мы нашу работу с поэтической речевой разминки.
Послушайте стихотворение И. Бунина « Северная береза» и подумайте, о чем оно, какова тема стихотворения.
И. Бунин
Северная береза
Над озером, над заводью лесной-
Нарядная зеленая береза.
« О, девушки! Как холодно весной: жалобно
Я вся дрожу от ветра и мороза! »
То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады...
«О, девушки! Как весел лес и луг! радость
Как радостны весенние наряды! »
Опять, опять нахмурилось, опять.
Мелькает снег и бор гудит сурово.., опасения
« Я вся дрожу. Но только б не измять
Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».
О чем этот текст? (о северной природе весной, о погоде, об ощущениях березы)
Можем ли мы всё это назвать темой стихотворения? (да)
Отражена ли она в заглавии? (да)
Докажите свой ответ словами из текста (северная погода весной обманчива и переменчива)
Каким художественным приёмом пользуется автор, чтобы сблизить мир природы и мир человека? (олицетворение)
Найдите в тексте олицетворение.
Как меняется интонация в зависимости от состояния окружающего мира березы?
*Прочитайте стихотворение выразительно вслух.
III. Повторение ранее изученного.
1) Выпишите из этого стихотворения наречия и докажите, что это наречия.
Экскурсоводы должны быть готовы к разным вопросам посетителей, поэтому повторим, что называется наречием.
Давайте спросим у хранителя музея, что нового он узнал об истории происхождения слова « наречие » (Представить хранителя музея.)
( Слово « наречие » существовало еще в древнерусском языке. Что же оно означает? В слове можно выделить корень -реч-. В древнерусском языке слово « речь » имело различные значения, одно из которых было названием части речи - «глаголют», связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Др. римляне эту часть речи называли «приглаголием».)
2) Переходим в следующий зал: «Правописание наречий», где нас ждут частицы и приставки не и ни.
Экскурсоводом в этом зале будет...
* Записать, объяснить не и ни в наречиях.
Никак не ожидал приезда гостей; торопиться некуда, яблоку негде упасть, ничуть не растерявшись, никогда не улыбался, не терпел никакого обмана, никто никогда не видел.
Вывод о написании не - ни в наречиях.
IV. Изучение нового материала.
Наречие - очень интересная часть речи. Правописание наречий очень часто вызывает затруднения. Одно из ошибкоопасных мест в наречиях - конец наречий. В безударном положении у нас смешиваются звуки, у наречий смешиваются на конце о и а. Как же быть? Многие делают ошибки в словах слева, направо. Почему? Безударное положение. Помогут разобраться в этом приставки. Какие это приставки? Ученые давно заметили, что наречия, образованные от прилагательных с приставками в-, на-, за- дружат с -о
заново
начисто
влево,
а вот приставки из-, до-, с- дружат с -а
издалека
досыта, слева
А мне моя учительница, когда я училась в школе, дала такую подсказку:
занавеска - это дружит с о
из досок - это дружит с а
Запомнили?
Эта закономерность действует только на наречия, образованные от прилагательных приставочно-суффиксальным способом. Посмотрите на схему и сделайте вывод: во всех ли наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс а:
Досрочно досрочный
дотемна темный.
V. Закрепление.
А теперь потренируемся и выполним упражнение. Поможет нам экскурсовод....
*Замените словосочетания одним наречием:
идти в правую сторону ( вправо);
упасть как мертвый (замертво);
растереть до белого цвета (добела);
рубить с помощью плеча (сплеча);
закрыть с помощью глухого (наглухо);
знаем с давних пор (издавна);
расстаться на долгое время (надолго);
переписать окончательно (набело;но:добела)
*Обратите внимание на произношение наречий надолго, набело, но: добела.
Посмотрите на текст стихотворения «Северная береза », найдите слово на наше правило и объясните
Вывод.
Наш друг - магистр узнал, что в 7б есть знатоки наречий, и хочет с вами сразиться. Предлагает вам состязание.
На листочках записать по порядку суффиксы наречий.
123 1 издавна 7 досуха 13 дотемна
а аа 2 слева 8 дочиста 14 докрасна
а о о 3 снова 9 справа 15 сначала
ааа 4 досыта 10 начисто
оо а 5 влево 11 затемно
а аа 6 направо 12 надолго
Соедините попорядку буквы а. Что получилось?
Поздравляю! Сам магистр поставил вам 5!
В нашем музее есть интересное наречие дотла. Что обозначает это наречие и
какова его историческая основа? Давайте об этом спросим хранителя нашего музея. (В древнерусском языке существовало слово тло- «дно; основание», наречие «дотла» образовалось от родительного падежа ед. числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло).
Работа над предложением.
Бесполезно живущий человек сначала умирает для других, потом для себя. («Золотые россыпи слов», сост. И.Тумаркин)
Бесполезно,сначала - что нужно помнить, разбирая наречие по составу?
(нар. – неизм. нет )
Творческая работа.
« Я чувствую, что я ...» (рассказ - фантазия),
Все дети, да и многие взрослые, любят фантазировать. (Фантазия - от греческого слова, означающего «творческое воображение, мечта, выдумка») Давайте сейчас пофантазируем. Представьте, что вы превратились в дом, зеркало, мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, компьютер, (выберите по своему усмотрению).
Превратившись в столь неожиданный предмет, что вы чувствуете, ощущаете? Каковы будут ваши действия? Постарайтесь свои мысли записать в виде маленького рассказа или стихотворения.
Дети работают 5 мин., затем читают свои работы.
Посмотрим, что же ощутила ваша сверстница, превратившись в солнце.
Моя мечта — стать солнцем хоть на час,
Огромным раскаленным шаром.
На всю Вселенную пусть мой звучит рассказ.
Источник я тепла, на небе я недаром.
Танцуют хоровод вокруг меня
Планеты кругленькие, девять их по счету.
Их всех люблю я, но одна Земля
Окружена особенной заботой.
Я грею птиц, животных и людей.
От зимней спячки я бужу природу.
И нет в ней лучше новостей,
Чем новость про хорошую погоду.
И улыбаюсь я земле издалека.
Подмигиваю, щекочу лучами,
От них искрится и блестит река,
Туман рассеивается мигом над полями.
Свечу я всюду и свечу всегда.
На зависть сестрам - звездам удаленным.
Но... сон прошел, растаяла мечта
И улетела в небеса со звоном.
VII. Итог урока.
Итак, наша работа в музее русского языка сегодня закончена.
Что нового вы узнали на уроке, с чем познакомились, чему научились? Что повторили, закрепили.
Оценивание (подсчет фишек).
VIII. Д/з.