СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра "Знаете ли вы?")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра "Знаете ли вы?")

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра "Знаете ли вы?")»

Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра "Знаете ли вы?")

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Ход урока

  1. Организационный момент.
Мы с вами продолжаем повторение изученного материала. Я вам предлагаю поиграть в игру «Знаете ли вы?». Выполняя задания на уроке вы и будете отвечать на этот вопрос, и оценивать себя самостоятельно в оценочных листах, которые перед вами. Подпишите их, выполнив каждое задание, вы должны будете оценить себя по 5тибальной шкале. Какой раздел русского языка мы с вами повторили на прошлом уроке? (Орфография) Что изучает этот раздел7 Задание 1. Объясните пропущенные орфограммы и выполните орфографический разбор (выделите их графически)

     Странный в сент…бре  лес. В нём рядом  в…сна и ос…нь.  Ж…лтый лист и з…леная  тр…винка. Поблёкшие  и зацв…тающие цветы. Тёпл…   со(?) нце  и  х…лод…  бел… радуга.  Ув…дание  и  ра(с, з) цвет. Грус(?) но  и  радос(?) но  одновр…менно.

III. Давайте определимся с темой нашего урока. Какой раздел русского языка мы будем сегодня повторять… для этого выполните задание 2. Задание 2 Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составь слова из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Что за словосочетания перед вами? Как они называются? Что они обозначают? (фразеологизмы)


Запишем тему нашего урока «Лексика и фразеологизмы».

Что мы сегодня должны с вами повторить? (что изучают эти разделы, их языковые единицы)


  • Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

  • Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)



Задание 3. Подберите профессионализмы


НА ДОСКЕ Задание 4. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 5. Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей – парикмахер;очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 6. Определите слово по его лексическому значению:

  • Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

  • Очень большой. (Огромный, гигантский.)

  • Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

  • Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

  • Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)


НА ДОСКЕ Задание 7. Замените иноязычные слова русскими синонимами:

  • алфавит (азбука)

  • абзац (красная строка)

  • абсурд (чепуха)

  • прогресс (развитие)

  • космос (Вселенная)

  • мираж (видения)

  • диалог (беседа)

УСТНО Задание 8. «Я начну, а ты продолжи» и объясни:

  • На все руки (мастер).

  • Смотреть правде (в лицо).

  • Выносить сор (из избы).

  • Держать язык (за зубами).

  • Куда глаза (глядят).

  • Как ветром (сдуло).


ФИЗМИНУТКА

Раз – поднялись, потянулись

Два – согнулись, разогнулись

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка

На 4 – руки шире

5 – руками помахать

6 – за парту тише сесть


Задание 9. «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)


УСТНО Задание 10.Вопросы-шутки:

  1. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? Как дважды два (знать).

  2. Может ли вопрос заболеть? Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  3. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».

  4. Есть ли глаза у правды? Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  5. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? Каша.

  6. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает? «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  7. Может ли правда иметь неприятный вкус? Да, «горькая правда».

  8. Какого цвета бывает тоска? Зеленого; «тоска зеленая».


НА ДОСКЕ Задание 11. ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВАМ: РЕБЁНОК, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ, ДЕЛАТЬ,ХОРОШО.


Задание 12. Отгадайте загадки.

Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)


Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)


Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).


Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).


ДЗ. 1. Изобразить фразеологизм.

2. упр. 611


VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя:

Вадим Шефнер

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...



IV. Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.




Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

  1. Ползет, как черепаха.

  2. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

  3. Топает, как слон.

  4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:

  • Сильно краснеть? (До корней волос.)

  • Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

  • быстро бежать? (Сломя голову.)

  • Промокнуть? (До костей.)

  • Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

  • Громко кричать? (Во все горло.)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!