Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра "Знаете ли вы?")
Цели урока:
Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
Прививать интерес к изучению русского языка.
Развивать умение работать в группах.
Формировать умение применять на практике полученные знания.
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Ход урока
- Организационный момент.
Мы с вами продолжаем повторение изученного материала. Я вам предлагаю поиграть в игру «Знаете ли вы?». Выполняя задания на уроке вы и будете отвечать на этот вопрос, и оценивать себя самостоятельно в оценочных листах, которые перед вами. Подпишите их, выполнив каждое задание, вы должны будете оценить себя по 5тибальной шкале. Какой раздел русского языка мы с вами повторили на прошлом уроке? (Орфография) Что изучает этот раздел7 Задание 1. Объясните пропущенные орфограммы и выполните орфографический разбор (выделите их графически)
Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цветы. Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.
III. Давайте определимся с темой нашего урока. Какой раздел русского языка мы будем сегодня повторять… для этого выполните задание 2. Задание 2 Замени буквы цифрами: а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составь слова из цифр:
13, | 6, | 12, | 19, | 10, | 12, | 16, | 13, | 16, | 4, | 10, | 33. |
л | е | к | с | и | к | о | л | о | г | и | я |
Что за словосочетания перед вами? Как они называются? Что они обозначают? (фразеологизмы)
Запишем тему нашего урока «Лексика и фразеологизмы».
Что мы сегодня должны с вами повторить? (что изучают эти разделы, их языковые единицы)
Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)
Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)
Задание 3. Подберите профессионализмы
НА ДОСКЕ Задание 4. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.
кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
пальто, плащ, шуба, кафтан.
Задание 5. Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей – парикмахер;очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.
Задание 6. Определите слово по его лексическому значению:
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
НА ДОСКЕ Задание 7. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
алфавит (азбука)
абзац (красная строка)
абсурд (чепуха)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
мираж (видения)
диалог (беседа)
УСТНО Задание 8. «Я начну, а ты продолжи» и объясни:
ФИЗМИНУТКА
Раз – поднялись, потянулись
Два – согнулись, разогнулись
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка
На 4 – руки шире
5 – руками помахать
6 – за парту тише сесть
Задание 9. «На загадку дай отгадку».
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
УСТНО Задание 10.Вопросы-шутки:
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? Как дважды два (знать).
Может ли вопрос заболеть? Да, во фразеологизме «больной вопрос».
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».
Есть ли глаза у правды? Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? Каша.
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает? «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
Может ли правда иметь неприятный вкус? Да, «горькая правда».
Какого цвета бывает тоска? Зеленого; «тоска зеленая».
НА ДОСКЕ Задание 11. ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВАМ: РЕБЁНОК, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ, ДЕЛАТЬ,ХОРОШО.
Задание 12. Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
ДЗ. 1. Изобразить фразеологизм.
2. упр. 611
VI. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя:
Вадим Шефнер
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...
IV. Конкурс «Лицедеи» По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках. | Не находить места. |
Прикусить язык. | Намылить шею. |
Попасть не в бровь, а в глаз. | Зарубить на носу. |
Ломать голову. | В рот воды набрал. |
Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
Ползет, как черепаха.
За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Топает, как слон.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:
Сильно краснеть? (До корней волос.)
Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
быстро бежать? (Сломя голову.)
Промокнуть? (До костей.)
Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
Громко кричать? (Во все горло.)