СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Правописание предлогов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание учебно-познавательный среды, способствующей обобщению изученного материла о предлогах;

иметь навыки грамотного письма, знания о правописании предлогов;

уметь использовать полученные раннее знания на уроке, владеть навыками грамматического разбора, делать выводы, обобщения, выполнять творческие работы;

учить видеть прекрасное в окружающей нас природе.

 

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование: учебники, иллюстрация о зиме, мультимедийный комплекс с записью таблиц, текстов.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Правописание предлогов»

Урок русского языка 7 класс

Тема: Правописание предлогов


Цель: создание учебно-познавательный среды, способствующей обобщению изученного материла о предлогах;

иметь навыки грамотного письма, знания о правописании предлогов;

уметь использовать полученные раннее знания на уроке, владеть навыками грамматического разбора, делать выводы, обобщения, выполнять творческие работы;

учить видеть прекрасное в окружающей нас природе.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: учебники, иллюстрация о зиме, мультимедийный комплекс с записью таблиц, текстов.










Итак, мы начинаем урок русского языка. Запишем тему урока, послушаем цели и запишем, что такое предлог. Запись на доске.

Предлог – это калька (буквальный перевод) с греческого, которая значит «перед словом».

I. Оргмомент

II. Опрос – повторение

  1. Словарная работа.

Как и в каждом языке, так и в русском языке, все начинается со слова.

Словом можно похвалить, поблагодарить, воспеть, но словом можно и ранить, и обидеть, и унизить, и, к сожалению, даже убить. Как сказал поэт:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести…

И поэтому, как всегда, традиционная словарная работа/

Работаем как в тетрадях, так и у доски.


Цель: повторить и закрепить правописание наречий на шипящую.

Открыть окно настежь, лужок был сплошь в ромашках, лежать в траве навзничь, становилось невтерпеж, лошади понесли вскачь, побежать прочь, выйти замуж, говорить точь-в-точь.

(Составить и записать сложное предложение с одним из этих словосочетаний)

Вывод: в наречиях на шипящую пишется Ь, за исключением: уж, замуж, невтерпеж.

3. Синтаксическая пятиминутка

(То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.)

Беседа.

- Кто автор этого произведения?

- Какое время года отображено в стихотворении?

А за окном у нас тоже зима, тоже февраль, который славится в природе своими метелями. Вот и Пушкин в один из таких дней, будучи в ссылке в родном Михайловском, написал это стихотворение, которое посвятил своей любимой няне Арине Родионовне. (Повеств., невоскл., двусост., распр., осложн. д/о)




кроет, кро-ет, 2 слога

к – [к] – согл., глух., тверд..

р – [р] – согл., звон., тверд..

о – [о] – гл., уд..

е – [й] – согл., звон., мягк..

[э] – гласн., безударн..

т – [т] – согл., глух., тверд..

запись заранее выполнена на доске,

записать в тетради.

III Правописание предлогов

Словарь: «Предлог – это калька (буквальный перевод) с греческого, которая значит «перед словом».

- Что такое предлог? (правило)

(Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении)

- Почему предлоги не являются членами предложения?

(Они не изменяются и являются служебной частью речи, которая служит для связи слов в предложении)

Учитель.

Да, предлогов не так много: около 200 слов, а падежей всего 6, к тому же И.п. всегда без предлогов, значит все они должны распределиться между пятью падежами, и распределение это, естественно, будет неравномерным

Давайте это докажем, проведя работу с таблицей.

  1. «Верные предлоги».

Падежи

«Заблудившиеся предлоги»

Верные предлоги


Р.п. (11)


При, к, от, над, для, без

Про, до, для, без, от, из-под, кроме, возле, ради, вдоль, из-за

Д.п. (2)

Из, через, из-за, между

к, вопреки

В.п. (3)

Из-под, кроме, возле

сквозь, через

Тв.п. (3)

Про, перед, ради, вдоль

перед, между, над

П.п. (1)

Вопреки, до, сквозь

при

Вывод: Мы доказали, что действительно в русском языке неравномерное распределение предлогов между падежами.

Здесь тоже определим падеж существительного.

  1. Творческая работа.

(Восстановить фразеологические обороты. Определить падеж, на который указывают предлоги. Кратко объяснить значение фразеологизмов)

(напечатанные листы положены по вариантам. Записать в тетради, устно объяснить)

Предлоги: вокруг, без, на, по, во, за

I Вариант

на П.п.

Зарубить, нос – запомнить

вокруг Р.п

Обвести, палец – ловко, хитро обманывать

II Вариант

Без Р.п.

Язык, кости – кто-либо очень болтлив, любит поговорить, болтает много всякого вздора, глупостей.

по Д.п.

Вилы, вода, писано – неизвестно еще будет так или нет, удастся ли, осуществится ли

III Вариант

за В.п.

Заткнуть, пояс – превзойти в чем-либо

на В.п.

Все, лопатки – класть на обе лопатки, положить на обе лопатки


  1. Учитель.

- Что вы можете сказать о производных и непроизводных предлогах?

(Производные образовались от других знаменательных частях речи.)

- Давайте вспомним от каких.

(На доске заранее начерчена таблица или на мультимедийном комплексе)

От наречий

От существительных

От деепричастий

впереди всех

в течение зимы

несмотря на метель

вокруг елки

в продолжение вьюги

благодаря снегу

  1. Выборочная работа (Дефференция по вариантам)

Задание: I вариант выписать примеры с предлогами, образованными от наречий

II вариант выписать примеры с наречиями.

I в. II в.

Впереди всех скакал Остап. скакал Остап.

I в.

Уманцы сидели вокруг угасавшего костра. Все быстро чернело и затихало

II в.

Но, первый, кто попался им , это был запорожец, спавший на самой середине дороги.

Навстречу Тарасу стали попадаться и степенные старые чубы.

Докажите правомерность выбора.

  1. Работа с учеником. стр. 132, устно или письменно упр. 293.

стр. 135 47, упр. 299

Составить и записать предложения с одним из словосочетаний.

  1. Обращаем внимание на таблицу. Еще раз повторим какие производные предложения пишутся раздельно, остальные – слитно.


Запомни и пиши раздельно.

В течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны, в отношении, в отличие, в смысле, за счет, за исключением, в связи, в силу, по мере.

7. Мини-тестирование (по вариантам)

I вариант II вариант

Ответы заранее (на доске)

Учащиеся проверяют друг у друга, исправив ошибки и, поставив оценки передают лист. (собирают ассистенты)

  1. Мини-сочинение. Использовать в тексте предлоги, наречия, д/о, п/о и определения:

Хрустальный, царственный, чудесный, лазурный, студеный.

Написать свою часть текста, используя этот отрывок или как начало, или как конец. Придумать заголовок.

«Сколько удовольствия приносит людям зима: снежные горы, катание на коньках, лыжные прогулки по лесным дорогам. Веселым и бодрым возвращаешься с такой прогулки домой…»

9. Чтение и анализ работ.

  1. Обобщение.

– Для чего нужны предлоги в речи?

- Какие бывают предлоги? Что нужно знать об их правописании?

Д/з 47, упр. 292.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!