СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дана технологическая карта урока по очень интересной теме "Однородные члены предложения". Материал можно использовать на уроках по данной теме в 5-9 классах. Учителем использованы разнообразные виды работы, этапы урока.Подобраны примеры из художественной литературы. Особое место отведенено развитию творческих способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"»

Урок русского языка по теме «Однородные члены предложения». (5-8 класс)


Технологическая карта


Образовательные цели

Знать:

  • значение терминов: обобщающие слова, ряды однородных членов, сочинительные союзы, двойные союзы, фразеологический оборот.

Уметь:

  • ставить знаки препинания при однородных членах предложения;

  • определять роль однородных членов предложения в тексте;

  • совершенствовать умение составлять тексты в публицистическом стиле.

Повторить:

  • правописание окончаний существительных.


Личностные и метапредметные задачи:


  • формирование положительных представлений о нравственно-этических нормах, принятых в обществе;

  • развитие логического и образного мышления учащихся;

  • совершенствование умения составлять тексты в публицистическом стиле;

  • развитие навыков критического мышления, воспитание культуры общения, открытие разных способов познания себя и мира;

  • извлечение информации из различных источников, переработка, систематизация информации и умение предъявлять её;

  • выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение;

  • построение логической цепи рассуждения (выдвижение тезиса, подбор аргументации);

  • умение сотрудничать с другими людьми.

УЭ

Руководство по освоению материала. Дидактический материал.

Контроль

УЭ – 0

1 мин.

Изучите цели урока, определите трудную.

Полилог


УЭ – 1

9 мин.

Цели:

- повторить правописание окончаний -Е, -И в именах существительных;

- знаки препинания в предложении с однородными членами.



1. Выполните упражнение


Вставьте в Технологической карте пропущенные окончания.

Жить в Заполярь.., отдыхать в санатории.., обратиться к Мари.., писать о гени.., дом в пламен.., быть в шинел.., в поэм.. Гоголя, в стихотворени.. Пушкина, быть в радост.., подойти к коллекции.., подняться в поднебесь.., узнать о Марь.., упрекать в леност.., побывать в лектории.., писать о пьес..


2. Запишите сочинительные союзы:


соединительные…

противительные….

разделительные…


3. Выполните упражнение


1. Расставьте в Технологической карте знаки препинания.

2. Определите тип предложения, выделите союзы, подчеркните грамматическую основу.

Книга даёт нам возможность испытать счастье жить не только «за себя» но и за других «за униженных и оскорблённых» «за маленьких людей» за безвестных героев за моральное торжество высших человеческих качеств.


4. Проба пера


Есть ли книга (кинофильм, спектакль, телепередача) в вашей жизни, которая(ый) дал(а) возможность «испытать счастье жить не только за себя»?

Обоснуйте своё мнение (3–4 фразы).

Используйте предложения с однородными членами.

Взаимопроверка по образцу –


1 балл














1. – 1 балл









УЭ – 2

11 мин.

Цель: повторить знаки препинания при однородных членах предложения.



1. Выполните тест


В каком ряду все союзы сочинительные?

1. А, но, однако, хотя.

2. И, или, не только – но и, также.

3. Либо, тоже, как – так и, если.

4. Не то – не то, ни – ни, и, как будто.


2. Работа с Учебником


Прочитайте параграф «Знаки препинания при однородных членах».

Используйте пометы: знал (V), новое (+), важное (!), есть вопрос (?).

При проверке сначала ученики читают знакомое, затем новое и т.д. Каждый ученик зачитывает не более одного абзаца.

2. Прокомментируйте друг другу знаки препинания в схемах-правилах.


1) О и О, О и О, О и О.

2) и (ни) О, и(ни) О, и(ни) О .

3) О и (или) О.

4) О, и О, и О.

3. Выполните упражнение


1. Расставьте знаки препинания в Технологической карте.

2. Выпишите предложения, соответствующие схемам:

1) О и О, О и О, О и О.

2) О, и О, и О.


1. Без образования люди грубы и бедны и несчастны. (Н. Чернышевский)

2. В вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А.С. Пушкин)

3. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды и пращ и стрела и лукавый кинжал щадят победителя годы.

4. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну.

5. Пошёл снег и засыпал лесные дорожки.

6. Небо было пурпурное тёплое и ласковое.

7. Они сошлись: вода и камень стихи и проза лёд и пламень не так различны меж собой.

8. На берегу было много гальки или мелких обточенных водой камней.

9. Океан замер и тихо и ласково рокочет.


4. Выполните тест


Назовите в упражнении номер предложения, где нет однородных членов.



1. – 1 балл

















3 – Работа в парах








1. – 2 балла


2. – 1 балл

















4. – 1 балл

УЭ – 3

7 мин.

Цель: изучить знаки препинания при парных союзах.



1. Работа с Учебником


Прочитайте часть параграфа о парных союзах при однородных членах предложения, перескажите информацию друг другу, выпишите в тетрадь парные союзы.


2. Выполните упражнение


Выпишите из упражнения, указанного учителем, два примера с двойными союзами.


3. Выполните тест


Есть ли в этом тесте неправильное утверждение?

(Да – Нет)


1. Если союз повторяется не со всеми однородными членами, то запятая ставится после каждого однородного члена предложения.

2. Союз нельзя считать повторяющимся, если он относится к разным группам однородных членов.

3. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера. Например, «люди так себе, ни то ни сё».

4. Если однородные члены связаны двойными союзами: КАК – ТАК И; ЕСЛИ НЕ – ТО; НЕ ТОЛЬКО – НО И; НЕ СТОЛЬКО… СКОЛЬКО, запятая ставится перед второй частью союза.

4. Выполните упражнение


Продолжите предложения.

1. Школьная команда завоевала первенство как…, так и…( не только…но и)

2. В фестивале важно если не…, то (не столько..., сколько)…

3. В поэтической речи важно не только…, но и…


1. Работа в парах









3. – 1 балл



















УЭ – 4

8 мин.

Цель: повторить знаки препинания при обобщающих словах.



1. Работа с Учебником

1. Объясните друг другу схемы-правила «Знаки препинания при обобщающих словах. При необходимости обратитесь к Учебнику.

Схемы-правила:

1)[ʘ: О, О, О, – ʘ]

2)[ О, О, – ʘ]

3)[ʘ: О, О, О, - …]


2. Выпишите из параграфа «Обобщающие слова при однородных членах» пример к схеме 3.

3. Какая схема-правило не представлена в Технологической карте, начертите, просмотрев параграф.


2. Выполните тест


Укажите неверное утверждение.


  1. Неполное предложение – это предложение, в котором пропущен член предложения (чаще всего сказуемое), который легко восстанавливается из контекста.

  2. Обобщающее слово имеет более широкое значение, но не является тем же членом предложения, что и однородные члены.

  3. Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или слова словом, одним словом, то перед ним ставится тире, а после него – запятая.

  4. Градация – стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предыдущего слова с целью создания определённого впечатления. Например, «Он волновался, тревожился, сходил с ума».


1. Работа в парах














2. – 2 балла


















УЭ –5

8 мин.

Цель: закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.



1. Выполните упражнение

1. Укажите в Технологической карте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

2. Выпишите предложения, где нет знаков препинания.

3. Укажите предложение, где есть выразительное средство языка –«градация».


1. В безграничных дебрях тайги суровые северяне: лиственница и голубица – жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга: бархатным деревом и виноградником.

2. Южные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза растут дружно и тесно.

3. Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в мелочи.

4. Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны – вьюжных зим серебряная пряжа, кружева зелёные весны.

5. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то – о природе, о собаках, о пшенице.

6. На другой день ни свет, ни заря Лиза уже проснулась.

7. Вот звёзды нежданно в тумане блеснули, и свет свой холодный над липами льют.

8. Профессор тут же мне показал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их.

9. Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать, тёмно-лиловые, почти чёрные, глянцевитые, какие-то кожаные.

10. Губернаторский дом был так освещен, как для бала: коляска с фонарями перед подъездом, два жандарма, словом – всё как нужно.


4. Проба пера


Сформулируйте главную мысль картины, висящей в классе, или фотографии из вашего телефона по такой схеме:

[ʘ: и О, и О, и О, – …]




1. – 1 балл

2. – 1 балл



3. – 1 балл

УЭ – 5

7 мин.

Цель: определять роль однородных членов предложения в тексте.


1. Работа с текстом


Прочитайте текст, озаглавьте его.

Творческое вдохновение А.С. Пушкина создавало в точной и гибкой, простой и прекрасной форме величавые образы исторической старины, античные профили, изящные и тонкие, как драгоценные камни, великое наряду со смешным, элегию, вызывающую слезу, и эпиграмму, хлещущую больнее, чем удар бича, гигантские фигуры, точно высеченные из великолепного мрамора, и грациозные фигурки – украшение женского туалета, пророческие вещания великого ума, постигшего прошедшее и постигающего будущее, и резвые, жизнерадостные, полные огня, блеска, юмора и страсти мадригалы.

Пушкин взял великолепный язык у народа и отдал его народу, очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник. (А. Куприн)

(Мадригал – небольшое стихотворение, восхваляющее человека)

2. Проба пера


Однородные члены предложения могут использоваться в тексте как выразительное средство языка. Определите роль однородных членов предложения в тексте и составьте небольшую рецензию.

Можно начать своё высказывание так: А. Куприн создаёт образ гениального поэта.(Приведите два-три примера использования однородных членов и их роли в тексте)



































УЭ – 6

9 мин.

Цель: использование однородных членов предложения в собственной речи






































1. Работа с текстом


1. Прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Определите в первом абзаце функцию союза ИЛИ.

Очень много на свете вполне здоровых людей, страдающих от ощущения одиночества по причине каких-то обстоятельств развития своей личности, особенностей характера или расклада судьбы. Таких вы найдёте по нескольку человек в каждой детсадовской группе, в любом школьном классе и студенческой группе, если чуточку вглядитесь… Разобщённость душ, нехватка взаимопомощи, заботы и любви в нашем мире – вот главные источники массового одиночества.

Кто-то больше всего чувствует одиночество за порогом дома – в школе, в институте, на службе, в шумной компании… А кого-то оно как раз и настигает вплотную под родным кровом, с родными людьми.

Однако можно и не чувствовать себя одиноким, даже если окажешься в положении, когда тебя никто не понимает, не принимает, не любит… Главное – живи, делай дело, будь открыт миру других – и рано или поздно будешь востребован, родные души найдутся, откликнутся. (По В. Леви)


2. Работа над сочинением


1. Сформулируйте проблему текста (для класса выбирается одна проблема).

2. Прокомментируйте сформулированную проблему ( 2-3 фразы).

3. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста.

Комментируя, используйте слова-клише: по мнению автора, В. Леви считает, размышляет; стремится убедить читателя, создаёт образ, цитирует…






2. – 1 балл

УЭ –7

4 мин.

Цели:

- самоанализ работы учащихся на уроке;

- домашнее задание.



1. Самоанализ работы на уроке


1. Прочитайте ещё раз в Технологической карте цели урока.

2. Достигли ли вы целей урока?

3. В какой степени? Что помогло и что помешало вашей работе на уроке?

4. Оцените свою работу на уроке в баллах.

5. Сформулируйте индивидуальное домашнее задание, учитывая задания, в которых вы сделали ошибки.


2. Домашнее задание


  • Грамматическое задание


1. Проиллюстрируйте тему: «Знаки препинания при обобщающих словах» примерами из упражнения, указанного учителем.

Постройте пунктуационные схемы предложений.

2. Составьте деформированный словарный диктант на тему «Правописание окончаний -Е, -И в именах существительных».( 20 слов)

Образец

1. В арми.. И ( на полях) Это ключ.

На следующем уроке учащиеся меняются тетрадями и решают тест. Взаимопроверка.


  • Работа над сочинением

1. Сформулируйте и запишите авторскую позицию по проблеме текста В. Леви (Автор считает, уверен, убеждает читателя…).

2. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему.

3. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме и аргументируйте её на основе своего читательского опыта.

Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).


Итого 14 баллов


Примечание


Работа с УЭ проводится так: учитель просит учеников прочесть дидактическую цель УЭ и вместе с ними прорабатывает «Руководство по освоению учебного материала». После подробного комментария учителя ученики приступают к самостоятельной работе с дидактическим материалом, который указан во второй графе.

Учитель во время самостоятельной работы учащихся следит за ходом времени, оказывает индивидуальную помощь, создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного процесса.

Ученик стремится выполнить все задания данного элемента за то время, которое указано в первой графе.

После окончания самостоятельной работы с УЭ учитель организует проверку выполнения заданий. Эта работа проводится по плану, который прописан во второй графе. Устная работа с одним УЭ не должна занимать более 3–5 минут.

Когда вся работа с УЭ выполнена, ученик выставляет в Технологической карте, в графе «Контроль», полученные им баллы (не вся работа ученика на уроке оценивается в баллах). Если ученик не сумел выполнить тест или ошибся при выполнении упражнения, то он в Технологической карте на полях кратко помечает тему данного теста или упражнения. Например, когда ученик ошибся в определении знаков препинания при прямой речи, он пишет на полях: «Пр. речь». На полях фиксируются только те ошибки, которые оцениваются в баллах. Эта очень важная часть самостоятельной деятельности ученика, потому что его самоанализ строится на основе этих пометок на полях. Учитель помогает учащимся кратко формулировать записи на полях.

По окончании всей работы с УЭ, учитель организует работу по самоанализу учащихся. Это очень важный этап занятия, потому что ученик даёт самооценку своей работы на уроке. Он подсчитывает свои баллы, соотносит свои баллы с критериями оценки на данном уроке (на доске записана шкала оценивания), высчитывает свой индивидуальный балл и планирует индивидуальное домашнее задание.

Шкала оценивания

Выполнено 60–72% = оценка «3»,

73–86% = оценка «4»,

87–100% = оценка «5».


Например, на занятии было предложено 10 тестов, из которых ученик выполнил 7. Его индивидуальная оценка: 7Î100/10 = 70%, т.е. «3».


При выставлении в журнал итоговой оценки работы ученика на уроке, учитель учитывает:

  • устный ответ ученика в течение урока;

  • выполнение письменных заданий в рабочей тетради (проверяется орфография и пунктуация);

  • сумму баллов, полученных им на уроке.

Оценив свою работу в баллах, ученик готовит устный самоанализ деятельности на уроке по вопросам, предложенным в конце Технологической карты. Ученики заслушивают несколько ответов. Проанализировав свою работу, ученик планирует индивидуальное домашнее задание. Например:

  • проработка материала модуля (темы) ещё раз;

  • работа над допущенными ошибками (они вынесены на полях тетради);

  • прочтение соответствующего параграфа, выполнение нескольких тестов (любые «Учебно-тренировочные тесты по русскому языку»).

Кроме индивидуального домашнего задания, которое определил себе ученик, в Технологической карте предлагается домашнее задание для обязательного выполнения, которое включает задания по изучаемой на уроке теме.

Каждый урок русского языка – это Урок Языка и Речи. В 11 классе целесообразно на каждом уроке отрабатывать учения создавать сочинение в формате ЕГЭ.





12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!