УЭ | Руководство по освоению материала. Дидактический материал. | Контроль |
УЭ – 0 1 мин. | Изучите цели урока, определите трудную. | Полилог |
УЭ – 1 9 мин. | Цели: - повторить правописание окончаний -Е, -И в именах существительных; - знаки препинания в предложении с однородными членами. | |
| 1. Выполните упражнение Вставьте в Технологической карте пропущенные окончания. Жить в Заполярь.., отдыхать в санатории.., обратиться к Мари.., писать о гени.., дом в пламен.., быть в шинел.., в поэм.. Гоголя, в стихотворени.. Пушкина, быть в радост.., подойти к коллекции.., подняться в поднебесь.., узнать о Марь.., упрекать в леност.., побывать в лектории.., писать о пьес.. 2. Запишите сочинительные союзы: соединительные… противительные…. разделительные… 3. Выполните упражнение 1. Расставьте в Технологической карте знаки препинания. 2. Определите тип предложения, выделите союзы, подчеркните грамматическую основу. Книга даёт нам возможность испытать счастье жить не только «за себя» но и за других «за униженных и оскорблённых» «за маленьких людей» за безвестных героев за моральное торжество высших человеческих качеств. 4. Проба пера Есть ли книга (кинофильм, спектакль, телепередача) в вашей жизни, которая(ый) дал(а) возможность «испытать счастье жить не только за себя»? Обоснуйте своё мнение (3–4 фразы). Используйте предложения с однородными членами. | Взаимопроверка по образцу – 1 балл 1. – 1 балл |
УЭ – 2 11 мин. | Цель: повторить знаки препинания при однородных членах предложения. | |
| 1. Выполните тест В каком ряду все союзы сочинительные? 1. А, но, однако, хотя. 2. И, или, не только – но и, также. 3. Либо, тоже, как – так и, если. 4. Не то – не то, ни – ни, и, как будто. 2. Работа с Учебником Прочитайте параграф «Знаки препинания при однородных членах». Используйте пометы: знал (V), новое (+), важное (!), есть вопрос (?). При проверке сначала ученики читают знакомое, затем новое и т.д. Каждый ученик зачитывает не более одного абзаца. 2. Прокомментируйте друг другу знаки препинания в схемах-правилах. 1) О и О, О и О, О и О. 2) и (ни) О, и(ни) О, и(ни) О . 3) О и (или) О. 4) О, и О, и О. 3. Выполните упражнение 1. Расставьте знаки препинания в Технологической карте. 2. Выпишите предложения, соответствующие схемам: 1) О и О, О и О, О и О. 2) О, и О, и О. 1. Без образования люди грубы и бедны и несчастны. (Н. Чернышевский) 2. В вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А.С. Пушкин) 3. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды и пращ и стрела и лукавый кинжал щадят победителя годы. 4. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. 5. Пошёл снег и засыпал лесные дорожки. 6. Небо было пурпурное тёплое и ласковое. 7. Они сошлись: вода и камень стихи и проза лёд и пламень не так различны меж собой. 8. На берегу было много гальки или мелких обточенных водой камней. 9. Океан замер и тихо и ласково рокочет. 4. Выполните тест Назовите в упражнении номер предложения, где нет однородных членов. | 1. – 1 балл 3 – Работа в парах 1. – 2 балла 2. – 1 балл 4. – 1 балл |
УЭ – 3 7 мин. | Цель: изучить знаки препинания при парных союзах. | |
| 1. Работа с Учебником Прочитайте часть параграфа о парных союзах при однородных членах предложения, перескажите информацию друг другу, выпишите в тетрадь парные союзы. 2. Выполните упражнение Выпишите из упражнения, указанного учителем, два примера с двойными союзами. 3. Выполните тест Есть ли в этом тесте неправильное утверждение? (Да – Нет) 1. Если союз повторяется не со всеми однородными членами, то запятая ставится после каждого однородного члена предложения. 2. Союз нельзя считать повторяющимся, если он относится к разным группам однородных членов. 3. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера. Например, «люди так себе, ни то ни сё». 4. Если однородные члены связаны двойными союзами: КАК – ТАК И; ЕСЛИ НЕ – ТО; НЕ ТОЛЬКО – НО И; НЕ СТОЛЬКО… СКОЛЬКО, запятая ставится перед второй частью союза. 4. Выполните упражнение Продолжите предложения. 1. Школьная команда завоевала первенство как…, так и…( не только…но и) 2. В фестивале важно если не…, то (не столько..., сколько)… 3. В поэтической речи важно не только…, но и… | 1. Работа в парах 3. – 1 балл |
УЭ – 4 8 мин. | Цель: повторить знаки препинания при обобщающих словах. | |
| 1. Работа с Учебником 1. Объясните друг другу схемы-правила «Знаки препинания при обобщающих словах. При необходимости обратитесь к Учебнику. Схемы-правила: 1)[ʘ: О, О, О, – ʘ] 2)[ О, О, – ʘ] 3)[ʘ: О, О, О, - …] 2. Выпишите из параграфа «Обобщающие слова при однородных членах» пример к схеме 3. 3. Какая схема-правило не представлена в Технологической карте, начертите, просмотрев параграф. 2. Выполните тест Укажите неверное утверждение. Неполное предложение – это предложение, в котором пропущен член предложения (чаще всего сказуемое), который легко восстанавливается из контекста. Обобщающее слово имеет более широкое значение, но не является тем же членом предложения, что и однородные члены. Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или слова словом, одним словом, то перед ним ставится тире, а после него – запятая. Градация – стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предыдущего слова с целью создания определённого впечатления. Например, «Он волновался, тревожился, сходил с ума». | 1. Работа в парах 2. – 2 балла |
УЭ –5 8 мин. | Цель: закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | |
| 1. Выполните упражнение 1. Укажите в Технологической карте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. 2. Выпишите предложения, где нет знаков препинания. 3. Укажите предложение, где есть выразительное средство языка –«градация». 1. В безграничных дебрях тайги суровые северяне: лиственница и голубица – жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга: бархатным деревом и виноградником. 2. Южные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза растут дружно и тесно. 3. Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в мелочи. 4. Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны – вьюжных зим серебряная пряжа, кружева зелёные весны. 5. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то – о природе, о собаках, о пшенице. 6. На другой день ни свет, ни заря Лиза уже проснулась. 7. Вот звёзды нежданно в тумане блеснули, и свет свой холодный над липами льют. 8. Профессор тут же мне показал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их. 9. Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать, тёмно-лиловые, почти чёрные, глянцевитые, какие-то кожаные. 10. Губернаторский дом был так освещен, как для бала: коляска с фонарями перед подъездом, два жандарма, словом – всё как нужно. 4. Проба пера Сформулируйте главную мысль картины, висящей в классе, или фотографии из вашего телефона по такой схеме: [ʘ: и О, и О, и О, – …] | 1. – 1 балл 2. – 1 балл 3. – 1 балл |
УЭ – 5 7 мин. | Цель: определять роль однородных членов предложения в тексте. | |
| 1. Работа с текстом Прочитайте текст, озаглавьте его. Творческое вдохновение А.С. Пушкина создавало в точной и гибкой, простой и прекрасной форме величавые образы исторической старины, античные профили, изящные и тонкие, как драгоценные камни, великое наряду со смешным, элегию, вызывающую слезу, и эпиграмму, хлещущую больнее, чем удар бича, гигантские фигуры, точно высеченные из великолепного мрамора, и грациозные фигурки – украшение женского туалета, пророческие вещания великого ума, постигшего прошедшее и постигающего будущее, и резвые, жизнерадостные, полные огня, блеска, юмора и страсти мадригалы. Пушкин взял великолепный язык у народа и отдал его народу, очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник. (А. Куприн) (Мадригал – небольшое стихотворение, восхваляющее человека) 2. Проба пера Однородные члены предложения могут использоваться в тексте как выразительное средство языка. Определите роль однородных членов предложения в тексте и составьте небольшую рецензию. Можно начать своё высказывание так: А. Куприн создаёт образ гениального поэта.(Приведите два-три примера использования однородных членов и их роли в тексте) | |
УЭ – 6 9 мин. | Цель: использование однородных членов предложения в собственной речи | |
| 1. Работа с текстом 1. Прочитайте текст, озаглавьте его. 2. Определите в первом абзаце функцию союза ИЛИ. Очень много на свете вполне здоровых людей, страдающих от ощущения одиночества по причине каких-то обстоятельств развития своей личности, особенностей характера или расклада судьбы. Таких вы найдёте по нескольку человек в каждой детсадовской группе, в любом школьном классе и студенческой группе, если чуточку вглядитесь… Разобщённость душ, нехватка взаимопомощи, заботы и любви в нашем мире – вот главные источники массового одиночества. Кто-то больше всего чувствует одиночество за порогом дома – в школе, в институте, на службе, в шумной компании… А кого-то оно как раз и настигает вплотную под родным кровом, с родными людьми. Однако можно и не чувствовать себя одиноким, даже если окажешься в положении, когда тебя никто не понимает, не принимает, не любит… Главное – живи, делай дело, будь открыт миру других – и рано или поздно будешь востребован, родные души найдутся, откликнутся. (По В. Леви) 2. Работа над сочинением 1. Сформулируйте проблему текста (для класса выбирается одна проблема). 2. Прокомментируйте сформулированную проблему ( 2-3 фразы). 3. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Комментируя, используйте слова-клише: по мнению автора, В. Леви считает, размышляет; стремится убедить читателя, создаёт образ, цитирует… | 2. – 1 балл |
УЭ –7 4 мин. | Цели: - самоанализ работы учащихся на уроке; - домашнее задание. | |
| 1. Самоанализ работы на уроке 1. Прочитайте ещё раз в Технологической карте цели урока. 2. Достигли ли вы целей урока? 3. В какой степени? Что помогло и что помешало вашей работе на уроке? 4. Оцените свою работу на уроке в баллах. 5. Сформулируйте индивидуальное домашнее задание, учитывая задания, в которых вы сделали ошибки. 2. Домашнее задание 1. Проиллюстрируйте тему: «Знаки препинания при обобщающих словах» примерами из упражнения, указанного учителем. Постройте пунктуационные схемы предложений. 2. Составьте деформированный словарный диктант на тему «Правописание окончаний -Е, -И в именах существительных».( 20 слов) Образец 1. В арми.. И ( на полях) Это ключ. На следующем уроке учащиеся меняются тетрадями и решают тест. Взаимопроверка. 1. Сформулируйте и запишите авторскую позицию по проблеме текста В. Леви (Автор считает, уверен, убеждает читателя…). 2. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. 3. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме и аргументируйте её на основе своего читательского опыта. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). | |
Когда вся работа с УЭ выполнена, ученик выставляет в Технологической карте, в графе «Контроль», полученные им баллы (не вся работа ученика на уроке оценивается в баллах). Если ученик не сумел выполнить тест или ошибся при выполнении упражнения, то он в Технологической карте на полях кратко помечает тему данного теста или упражнения. Например, когда ученик ошибся в определении знаков препинания при прямой речи, он пишет на полях: «Пр. речь». На полях фиксируются только те ошибки, которые оцениваются в баллах. Эта очень важная часть самостоятельной деятельности ученика, потому что его самоанализ строится на основе этих пометок на полях. Учитель помогает учащимся кратко формулировать записи на полях.
По окончании всей работы с УЭ, учитель организует работу по самоанализу учащихся. Это очень важный этап занятия, потому что ученик даёт самооценку своей работы на уроке. Он подсчитывает свои баллы, соотносит свои баллы с критериями оценки на данном уроке (на доске записана шкала оценивания), высчитывает свой индивидуальный балл и планирует индивидуальное домашнее задание.
87–100% = оценка «5».
Например, на занятии было предложено 10 тестов, из которых ученик выполнил 7. Его индивидуальная оценка: 7Î100/10 = 70%, т.е. «3».
Оценив свою работу в баллах, ученик готовит устный самоанализ деятельности на уроке по вопросам, предложенным в конце Технологической карты. Ученики заслушивают несколько ответов. Проанализировав свою работу, ученик планирует индивидуальное домашнее задание. Например:
Кроме индивидуального домашнего задания, которое определил себе ученик, в Технологической карте предлагается домашнее задание для обязательного выполнения, которое включает задания по изучаемой на уроке теме.