Тема: Деепричастия совершенного вида. § 30.
7 класс.
Цель: познакомить учащихся со значением деепричастий совершенного вида и способом их образования. Закрепление сведений о деепричастиях несовершенного вида. Подготовка к сочинению - описанию действий людей.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Деепричастие совершенного вида" 7 класс»
Тема: Деепричастия совершенного вида. § 30.
7 класс.
Цель: познакомить учащихся со значением деепричастий совершенного вида и способом их образования. Закрепление сведений о деепричастиях несовершенного вида. Подготовка к сочинению - описанию действий людей.
Ход урока.
Организационнный момент.
I. Опрос.
Проверка выполнения упр. 177 (у доски работают 2 ученика).
Викторина: вставить недостающие деепричастия с зависимыми словами, назвать произведение, автора. 1) Кто штык точил ... (ворча сердито, кусая длинный ус). 2) Чуть-чуть дыша, пастух им любовался и только иногда ... (внимая соловью, пастушке улыбался).
В это время на доске ученик выписывает деепричастия несовершенного вида и объясняет способ их образования графически:
Глаголы несовершенного вида в настоящем времени | Деепричастия несовершенного вида |
Ворч ат ворча Куса ют кусая Внима ют внимая Дыш ат дыша |
Самостоятельная работа. Выписать деепричастия, объяснить способ образования их.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого человека.
Связный рассказ по § 29.
II. Объяснение нового материала §30.
Анализ примеров:1) Ученик подумал и решил задачу.—Подумав, ученик решил задачу. 2) Учащиеся выслушали объяснения преподавателя и сделали записи в тетрадях. — Выслушав объяснения преподавателя, учащиеся сделали записи в тетрадях.
Вывод: деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие законченное, предшествующее действию глагола-сказуемого, и отвечают на вопрос что сделав?
Словообразовательный анализ деепричастий:
подумав— подумал, выслушав— выслушал.
/ ______/ /______/ /______/ /_______/
Какую основу глагола мы использовали, образуя причастия совершенного вида? Вывод: деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ прошедшего времени:
основа прошедшего времени + (-в, -вши, -ши)
Анализ таблицы (с. 86). Обращается внимание на гласные и согласные основы и выбор суффикса, а также на то, что некоторые деепричастия образуются от основ настоящего и будущего времени.
Дополнительный материал: упр. 178.
III. Закрепление.
Викторина: вставить недостающие деепричастия с зависимыми словами, назвать автора, произведение. Орел, (с отдаленной поднявшись вершины), парит неподвижно со мной наравне. В молчанье, (рукой опершись на седло), с коня он слезает угрюмый.
Комментированное письмо с графическим изображением способа образования деепричастий совершенного вида:
выписал—выписав поблагодарил— поблагодарив
ввез—ввезши восстал – восстав
принес— принесши заинтересовался — заинтересовавшись
выиграл — выиграв оделся—одевшись
Упр. 183. Дается для индивидуальной работы на доске в качестве подготовки домашнего задания.
Индивидуальные задания по принесенным фотографиям, отражающим различные действия человека.
Домашнее задание: упр. 185 (проверяется умение собирать материал к сочинению). § 29 и 30. Разбор предложения: подчеркнуть деепричастие: Наплакавшись, колет и рубит Дрова молодая вдова.(Н.Некрасов).