Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тип урока/занятия | Открытие новых знаний |
Технология построения урока/занятия | Технология проблемного диалога, игровая технология, технология продуктивного чтения, использование ИКТ, технология оценивания |
Тема | Буквы Ы - И после Ц. |
Цель | Познакомить учащихся с новой орфограммой - правописанием Ы –И после Ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости учащихся. |
Основные термины, понятия | Орфограмма-буква |
Ожидаемый (планируемый) результат | Учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания. |
Предметные умения | Личностные УУД: формировать адекватную самооценку; учить применять орфографические знания в повседневной жизни; прививать интерес к познавательной деятельности. Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; самостоятельно решать предложенные учебные задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке; строить связное монологическое высказывание; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, дидактический материал. Технические средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, видеоурок "Буквы и - ы после ц" от проекта "Инфоурок" (http://infourok.ru/) Интернет: http://www.uroki.net http://proshkolu.ru |
| | |
Этапы урока/занятия | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Организовать направленное внимание на начало урока. |
Актуализация опорных знаний и умений | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока |
Постановка учебной проблемы | Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Планирование дальнейшей деятельности. Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. |
Открытие нового знания | Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию. |
Первичная проверка понимания | Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения. |
Применение новых знаний | Обеспечить включение нового знания в систему знаний; организовать повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; создать ситуацию успеха для каждого. |
Рефлексия учебной деятельности | Помочь учащимся осознать результаты деятельности. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Проверяет готовность рабочих мест. Организует психологический настрой на работу. -Здравствуйте, ребята! Отгадайте, пожалуйста, загадку: На лице цветёт, От радости растёт. (Слайд 1) (Музыкальное сопровождение- песня «От улыбки») -Давайте и мы поприветствуем друг друга улыбкой. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. Дети отгадывают загадку. (Улыбка) |
Актуализация знаний | -Ребята, к нам на урок пришёл Буратино. Зачем? (На слайде 2 «появление» Буратино) -Буратино-это любознательный человек. Итак, у нас урок изучения нового материала. Откройте тетради и запишите число. | Примерные ответы: -Может быть, у него есть проблема, и её надо разрешить. -Может быть, рассказать что-нибудь интересное. |
Постановка учебной проблемы | - С чего мы начинаем изучение нового?
-А что такое проблема? | Примерные ответы: - С проблемы. -Это вопрос. |
Формулирование проблемы, планирование | Создаёт проблемную ситуацию на уроке. (Слайд 3). -Перед вами слова: Цирк, циркуль, улицы., цыплёнок. - Что вы можете сказать про данные слова? Что у них общего? В чём различие? –Сформулируем проблему. –Запишем в тетрадях тему: Буквы Ы и И после Ц. (Слайд 4) –Какую задачу поставим, сформулируйте цель урока. –А ещё чему мы учимся каждый день? -Послушайте сообщение «Из истории орфограммы». (Слайд 5) –Итак, каким раньше был звук Ц? А сейчас? | Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей . Примерные ответы: -Во всех словах буква Ц. -В одних словах после Ц пишется И, в других-Ы. -Узнать, в каких случаях после Ц пишется И, а в каких Ы. - Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы. -Я узнаю, в каких частях слова пишется после Ц И, а в каких Ы. -Учимся выделять графически орфограммы. Сообщение ученика по теме «Из истории орфограммы». -Звук Ц был раньше мягким. –Сейчас звук Ц твёрдый. |
Открытие нового знания | - Ребята, прослушайте видеоурок "Буквы и - ы после ц" (Приложение 1) –Работаем дальше, решаем проблему. Организует работу в парах по открытию нового знания: -Ребята, чтобы решить нашу проблему, вы поработаете в парах , используя материал видеоурока и собственные наблюдения, составьте на листочках графическую модель орфограммы, алгоритм. -Сверим выводы с учебником. -Правильно сформулировали правило?
-Что нового обнаружили? -Проговорите друг другу правило в парах.
| Уметь самостоятельно понимать новый материал. Исследуют теоретический материал, работая в парах, обсуждают, находят пути решения задания Возможные ответы: 1 . Слова на –ция? да нет / \ станция 2. В какой части слова буква? / \ в окончании, в корне в суффиксе \ / 3. Слово-искл.? Ы / \ улицы да нет куцый / \ Синицын Ы И Цыган цирк На цыпочках цифра Цыплёнок Цыц Цыкнуть 2. Ы после Ц | И после Ц | 1.В корне слов-искл: цыган, на цыпочки, цыплёнок, цыкнул, цыц | 1.В корнях слов | 2.В окончании | 2.В словах на -ция | 3.В суффиксе | | -Слова на ЦИЯ и слова-исключения. |
Применение нового знания | Организует работу по первичному закреплению нового знания. -А сейчас поиграем в игру «Передай мелок другу» (Слайд 6) Распределительный диктант. Ц…ферблат, ц..нга, спиц…, белолиц…й, куниц…н, ц…кнуть, конституц…я. Творческий диктант . (Слайды 7-14) «Записать одним словом» 1.Знаки для обозначения чисел на письме.(цифры) 2.Детёныш курицы (цыплёнок) 3. Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны.(цирк) 4.Загадка: пять братьев годами равные,ростом разные (пальцы)
5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы)) 6. Точная выдержка из текста(цитата) Ответы проверяют по слайду.
| Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме. Дети выходят к интерактивной доске, вставляют нужную орфограмму, графически выделяют и объясняют, выполняют записи в тетради.
Выполняют тест по слайдам (Сл.7-14), записывают ответы в тетрадь, проверяют и выставляют себе оценку. |
| 5. Инструмент для вычерчивания окружностей (циркуль) 6. Душистый цветок, который расцветает весной (нарцисс) 7.Механизм для стрижки волос.(ножницы) 8.Средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания.(мотоцикл) Ответы проверяют по слайду. -А теперь отдохнём. Физкультминутка. Буратино подтянулся, Раз качнулся, два качнулся, Руки в стороны развел, Ключик, верно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. -А сейчас, ребята, Буратино решил проверить ваши знания. 1)Работа с текстом в группах. У вас на партах лежат листочки, на каждом из которых дана строчка из стихотворного текста. У 1 группы – первое четверостишие, у 2 группы - второе. У каждой группы по 4 строчки. Расставьте их по порядку. Вставьте буквы. Проверьте себя по образцу на карточке. А теперь соедините оба четверостишия. Докажите, что у вас получился текст. Прочитайте его выразительно. Какова его тема? Вопрос первой группе: К какому типу речи относится наш текст? Докажите. Вопрос второй группе: докажите, что это стихотворение, определите способ рифмовки. Посмотрите в толковом словаре значение слова цимбалы (1 группа), цилиндр (2 группа).
|
Дети выполняют физкультминутку.
Построение предложений по порядку в целях создания текста, его последующее смысловое чтение Анализ текста с точки зрения его темы, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и литературному жанру Определение жанровых особенностей текста
|
| Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А мы помогли ему вставить буквы. (Слайд 15) Ц…плёнок в цирке выступал, Играл он на ц..мбалах. На мотоц..кле разъезжал, И ц..фр он знал немало. Он из ц..линдра доставал Морковь и огурц.. И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ. 2)Диагностическая работа по компьютеру с использованием интерактивной доски. 1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц. (Слайды 16-21)
|
Учащиеся по одному выходят к интерактивной доске и выполняют задание. |
Рефлексия учебной деятельности | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. -Закончи предложение. (Слайд 22-23) Когда после Ц пишется И , а когда Ы… В корне слова после Ц пишется……… В окончаниях и суффиксах слов после Ц пишется…. «И» пишется после Ц в словах ……. В словах-исключениях пишется буква…. Домашнее задание. (Слайд 24) Для всех учащихся: выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила. Задание на выбор: Провести исследование на тему «Что общего между цирком и циркулем?» (Использовать толковый и этимологический словари) Составить словарный диктант с изученной орфограммой. (10 словосочетаний) Выполнить упражнение №336, графически обозначить орфограмму. За время нашей работы выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу на уроке. - Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы прикрепите к дереву зелёные листочки. - Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете жёлтые листочки. -Если вы не были активны и ещё хотели бы проработать тему, то прикрепите оранжевые листочки.. - Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после совместно проделанной работы. хорошо сделанной работы!
| Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем.
Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания, делают выбор и записывают домашнее задание в дневник
Принимают участие в рефлексии
|
1.Ладыженская Т.А.Русский язык.5 класс:учеб.для общеобразоват.организаций в 2 ч./Т.А.Ладыженская и др..-М.:Просвещение,2014
2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват.организаций/Г.А.Богданова.-М:Просвещение,2014
3. Влодавская Е.А.Поурочные разработки по русскомуязыку:5 класс:к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/Е.А.Влодавская.-2-е изд.,стереотип.-М.:Экзамен,2007