СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Буквы И-Ы после Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта  урока/занятия

 

Предмет

 Русский язык

Класс

 5

Тип урока/занятия

 Открытие новых знаний

Технология построения урока/занятия

 Технология проблемного диалога, игровая технология, технология продуктивного чтения, использование ИКТ, технология оценивания

Тема

 Буквы Ы - И после Ц.

Цель

 Познакомить учащихся с новой орфограммой - правописанием  Ы –И после Ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости учащихся.

Основные термины, понятия

 Орфограмма-буква

Ожидаемый (планируемый) результат

Учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания.


Предметные умения

Личностные УУД: формировать адекватную самооценку; учить применять орфографические знания в повседневной жизни; прививать интерес к познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; самостоятельно решать предложенные учебные задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы. Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке; строить связное монологическое высказывание; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, дидактический материал.

Технические средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, видеоурок "Буквы и - ы после ц" от проекта "Инфоурок" (http://infourok.ru/)

Интернет: http://www.uroki.net

http://proshkolu.ru




 















Дидактические задачи этапов урока/занятия

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

 Организовать направленное внимание на начало урока.

Актуализация опорных знаний и умений

 Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

Постановка учебной проблемы

 Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач

Формулирование проблемы, планирование деятельности

 Планирование дальнейшей деятельности. Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц.



Открытие нового знания

 Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию.

Первичная проверка понимания

 Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения.

Применение новых  знаний

 Обеспечить включение нового знания в систему знаний; организовать повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; создать ситуацию успеха для каждого.

Рефлексия учебной деятельности

 Помочь учащимся осознать результаты деятельности.





Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

 Проверяет готовность рабочих мест.

Организует психологический настрой на работу. -Здравствуйте, ребята! Отгадайте, пожалуйста, загадку: На лице цветёт,
От радости растёт. (Слайд 1)

 (Музыкальное сопровождение- песня «От улыбки»)

-Давайте и мы поприветствуем друг друга улыбкой.

 Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Дети отгадывают загадку. (Улыбка)

Актуализация знаний

 -Ребята, к нам на урок пришёл Буратино. Зачем? (На слайде 2 «появление» Буратино)

-Буратино-это любознательный человек. Итак, у нас урок изучения нового материала. Откройте тетради и запишите число.

 Примерные ответы:

-Может быть, у него есть проблема, и её надо разрешить.

-Может быть, рассказать что-нибудь интересное.


Постановка  учебной проблемы

 - С чего мы начинаем изучение нового?



-А что такое проблема?

 Примерные ответы:

- С проблемы.

-Это вопрос.

Формулирование проблемы, планирование

 Создаёт проблемную ситуацию на уроке. (Слайд 3).


-Перед вами слова: Цирк, циркуль, улицы., цыплёнок.

- Что вы можете сказать про данные слова? Что у них общего? В чём различие?

–Сформулируем проблему.


–Запишем в тетрадях тему: Буквы Ы и И после Ц. (Слайд 4)

–Какую задачу поставим, сформулируйте цель урока.

–А ещё чему мы учимся каждый день?

-Послушайте сообщение «Из истории орфограммы». (Слайд 5)

–Итак, каким раньше был звук Ц? А сейчас?

Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей . Примерные ответы: -Во всех словах буква Ц. -В одних словах после Ц пишется И, в других-Ы.

-Узнать, в каких случаях после Ц пишется И, а в каких Ы.

- Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

-Я узнаю, в каких частях слова пишется после Ц И, а в каких Ы.

-Учимся выделять графически орфограммы.

Сообщение ученика по теме «Из истории орфограммы».

-Звук Ц был раньше мягким. –Сейчас звук Ц твёрдый.

Открытие нового знания

Ребята, прослушайте видеоурок "Буквы и - ы после ц" (Приложение 1)

–Работаем дальше, решаем проблему.

Организует работу в парах по открытию нового знания:

-Ребята, чтобы решить нашу проблему, вы поработаете в парах , используя материал видеоурока и собственные наблюдения, составьте на листочках графическую модель орфограммы, алгоритм.

-Сверим выводы с учебником.

-Правильно сформулировали правило?



















-Что нового обнаружили?

-Проговорите друг другу правило в парах.




















 Уметь самостоятельно понимать новый материал.



Исследуют теоретический материал, работая в парах, обсуждают, находят пути решения задания


Возможные ответы:

1 .

Слова на –ция?

    да               нет    

    /                     \  

станция           2. В какой части слова буква?    

                           /                                   \

                        в окончании,               в корне

                       в суффиксе                        \                

                                 /                             3. Слово-искл.?

                               Ы                                     /                        \

                         улицы                                 да                       нет

                          куцый                                 /                           \

                         Синицын                            Ы                         И

                                                             Цыган                      цирк

                                                             На цыпочках      цифра

                                                             Цыплёнок

                                                             Цыц

                                                             Цыкнуть    


2.

Ы после Ц

И после Ц

1.В корне слов-искл: цыган, на цыпочки, цыплёнок, цыкнул, цыц

1.В корнях слов

2.В окончании

2.В словах на

-ция

3.В суффиксе


-Слова на ЦИЯ и слова-исключения.

Применение нового знания

 Организует работу по первичному закреплению нового знания.

-А сейчас поиграем в игру «Передай мелок другу» (Слайд 6) Распределительный диктант.

Ц…ферблат, ц..нга, спиц…, белолиц…й, куниц…н, ц…кнуть, конституц…я.

Творческий диктант . (Слайды 7-14)

«Записать одним словом»

1.Знаки для обозначения чисел на письме.(цифры)

2.Детёныш курицы (цыплёнок)

3. Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны.(цирк)

4.Загадка: пять братьев годами равные,ростом разные (пальцы)



















5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы))

6. Точная выдержка из текста(цитата)

Ответы проверяют по слайду.





 Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме.

Дети выходят к интерактивной доске, вставляют нужную орфограмму, графически выделяют и объясняют, выполняют записи в тетради.











Выполняют тест по слайдам (Сл.7-14), записывают ответы в тетрадь, проверяют и выставляют себе оценку.









 5. Инструмент для вычерчивания окружностей (циркуль)

6. Душистый цветок, который расцветает весной (нарцисс)

7.Механизм для стрижки волос.(ножницы)

8.Средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания.(мотоцикл)

Ответы проверяют по слайду.

-А теперь отдохнём. Физкультминутка.

Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

-А сейчас, ребята, Буратино решил проверить ваши знания.

1)Работа с текстом в группах.


У вас на партах лежат листочки, на каждом из которых дана строчка из стихотворного текста. У 1 группы – первое четверостишие, у 2 группы - второе. У каждой группы по 4 строчки. Расставьте их по порядку. Вставьте буквы. Проверьте себя по образцу на карточке. А теперь соедините оба четверостишия. Докажите, что у вас получился текст. Прочитайте его выразительно. Какова его тема? Вопрос первой группе: К какому типу речи относится наш текст? Докажите.

Вопрос второй группе: докажите, что это стихотворение, определите способ рифмовки.

Посмотрите в толковом словаре значение слова цимбалы (1 группа), цилиндр (2 группа).






















































 





Дети выполняют физкультминутку.













Построение предложений по порядку в целях создания текста, его последующее смысловое чтение

Анализ текста с точки зрения его темы, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и литературному жанру

Определение жанровых особенностей текста






Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А мы помогли ему вставить буквы. (Слайд 15)

Ц…плёнок в цирке выступал,

Играл он на ц..мбалах.

На мотоц..кле разъезжал,

И ц..фр он знал немало.

Он из ц..линдра доставал

Морковь и огурц..

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

2)Диагностическая работа по компьютеру с использованием интерактивной доски.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц. (Слайды 16-21)














Учащиеся по одному выходят к интерактивной доске и выполняют задание.


Рефлексия учебной деятельности

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

-Закончи предложение. (Слайд 22-23)

Когда после Ц пишется И , а когда Ы…

  1. В корне слова после Ц пишется………

  2. В окончаниях и суффиксах слов после Ц пишется….

  3. «И» пишется после Ц в словах …….

  4. В словах-исключениях пишется буква….

Домашнее задание. (Слайд 24) Для всех учащихся: выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила.

Задание на выбор:

  1. Провести исследование на тему «Что общего между цирком и циркулем?» (Использовать толковый и этимологический словари)

  2. Составить словарный диктант с изученной орфограммой. (10 словосочетаний)

  3. Выполнить упражнение №336, графически обозначить орфограмму.

За время нашей работы выросло удивительное дерево.

Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

- Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы прикрепите к дереву зелёные листочки.

- Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете жёлтые листочки.

-Если вы не были активны и ещё хотели бы проработать тему, то прикрепите оранжевые листочки..

- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после совместно проделанной работы.


хорошо сделанной работы!













































Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем.













Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания, делают выбор и записывают домашнее задание в дневник



Принимают участие в рефлексии







Приложение 1.

Видеоурок "Буквы и - ы после ц" (2 мин.) от проекта "Инфоурок" http://infourok.ru/

Приложение 2.

Презентация по теме урока.

Список литературы

1.Ладыженская Т.А.Русский язык.5 класс:учеб.для общеобразоват.организаций в 2 ч./Т.А.Ладыженская и др..-М.:Просвещение,2014

2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват.организаций/Г.А.Богданова.-М:Просвещение,2014


3. Влодавская Е.А.Поурочные разработки по русскомуязыку:5 класс:к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/Е.А.Влодавская.-2-е изд.,стереотип.-М.:Экзамен,2007



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Отгадайте загадку: На лице цветёт,  От радости растёт.

Отгадайте загадку:

На лице цветёт, От радости растёт.

Цирк, циркуль, улицы, цыплёнок.

Цирк, циркуль, улицы, цыплёнок.

Одиннадцатое февраля Классная работа

Одиннадцатое февраля

Классная работа

Распределите слова Ц..ФЕРБЛАТ Ц..НГА СПИЦ.. БЕЛОЛИЦ..Й КУНИЦ..Н Ц..КНУТЬ КОНСТИТУЦ..Я

Распределите слова

Ц..ФЕРБЛАТ

Ц..НГА

СПИЦ..

БЕЛОЛИЦ..Й

КУНИЦ..Н

Ц..КНУТЬ

КОНСТИТУЦ..Я

Дидактическая игра «Узнай слово» 1. Знаки для обозначения чисел на письме Ц и фры

Дидактическая игра

«Узнай слово»

1. Знаки для обозначения чисел на письме

Ц и фры

Дидактическая игра «Узнай слово» 2. Детёныш курицы Ц ы пленок

Дидактическая игра

«Узнай слово»

2. Детёныш курицы

Ц ы пленок

Дидактическая игра «Узнай слово» 3. Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны Ц и рк

Дидактическая игра

«Узнай слово»

3. Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны

Ц и рк

Дидактическая игра «Узнай слово» 4 . Загадка: пять братьев, годами равные, ростом разные Пальц ы

Дидактическая игра

«Узнай слово»

4 . Загадка: пять братьев, годами равные, ростом разные

Пальц ы

Дидактическая игра «Узнай слово» 5. Инструмент для вычерчивания окружностей Ц и ркуль

Дидактическая игра

«Узнай слово»

5. Инструмент для вычерчивания окружностей

Ц и ркуль

Дидактическая игра «Узнай слово» 6. Душистый цветок, который расцветает весной Нарц и сс

Дидактическая игра

«Узнай слово»

6. Душистый цветок, который расцветает весной

Нарц и сс

Дидактическая игра «Узнай слово» 7. Механизм для стрижки волос Ножниц ы

Дидактическая игра

«Узнай слово»

7. Механизм для стрижки волос

Ножниц ы

Дидактическая игра «Узнай слово» 8. Средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания Мотоц и кл

Дидактическая игра

«Узнай слово»

8. Средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания

Мотоц и кл

Ц…пленок в ц…рке выступал,  Играл он на ц…мбалах,  На мотоц…кле разъезжал  И ц…фр он знал немало. Он из ц…линдра доставал  Морковь и огурц…  И только одного не знал  Где И, а где же Ы.

Ц…пленок в ц…рке выступал, Играл он на ц…мбалах, На мотоц…кле разъезжал И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал Морковь и огурц… И только одного не знал Где И, а где же Ы.

А теперь, ребята, проверьте свои знания!

А теперь, ребята, проверьте свои знания!

РЕПЕТИЦ…Я РЕПЕТИЦИЯ Ц…КОРИЙ ЦИКОРИЙ МОТОЦ…КЛ МОТОЦИКЛ Ц…КНУТЬ ЦЫКНУТЬ

РЕПЕТИЦ…Я

РЕПЕТИЦИЯ

Ц…КОРИЙ

ЦИКОРИЙ

МОТОЦ…КЛ

МОТОЦИКЛ

Ц…КНУТЬ

ЦЫКНУТЬ

ДЕКОРАЦ…Я ДЕКОРАЦИЯ Ц…ГАН ЦЫГАН СЕСТРИЦ…Н СЕСТРИЦЫН Ц…КНУТЬ ЦЫКНУТЬ

ДЕКОРАЦ…Я

ДЕКОРАЦИЯ

Ц…ГАН

ЦЫГАН

СЕСТРИЦ…Н

СЕСТРИЦЫН

Ц…КНУТЬ

ЦЫКНУТЬ

(две) РОВЕСНИЦ… (две) РОВЕСНИЦЫ ЛЕКЦ…Я ЛЕКЦИЯ Ц…Ц ЦЫЦ ГОЛУБЦ… ГОЛУБЦЫ

(две) РОВЕСНИЦ…

(две) РОВЕСНИЦЫ

ЛЕКЦ…Я

ЛЕКЦИЯ

Ц…Ц

ЦЫЦ

ГОЛУБЦ…

ГОЛУБЦЫ

РЕПЕТИЦИЯ, ДЕВИЦЫ, ЦИГАН РЕПЕТИЦИЯ, ДЕВИЦЫ, Ц Ы ГАН ЦЫРК, УЛИЦЫ, ЦЫПОЧКИ Ц И РК, УЛИЦЫ, ЦЫПОЧКИ ЦЫПЛЕНОК , АКАЦЫЯ, ЦЫЦ ЦЫПЛЕНОК , АКАЦ И Я, ЦЫЦ ЦИТРУС, ЦЫЦ, СИНИЦЫ ЦИТРУС, ЦЫЦ, СИНИЦЫ

РЕПЕТИЦИЯ, ДЕВИЦЫ, ЦИГАН

РЕПЕТИЦИЯ, ДЕВИЦЫ, Ц Ы ГАН

ЦЫРК, УЛИЦЫ, ЦЫПОЧКИ

Ц И РК, УЛИЦЫ, ЦЫПОЧКИ

ЦЫПЛЕНОК , АКАЦЫЯ, ЦЫЦ

ЦЫПЛЕНОК , АКАЦ И Я, ЦЫЦ

ЦИТРУС, ЦЫЦ, СИНИЦЫ

ЦИТРУС, ЦЫЦ, СИНИЦЫ

ЦИФРА, ОГУРЦЫ, АВИАЦИЯ ЦИФРА, ОГУРЦЫ, АВИАЦИЯ ЦЫРК, ЦЫПЛЕНОК, ДВЕРЦЫ Ц И РК, ЦЫПЛЕНОК, ДВЕРЦЫ ЦИФЕРБЛАТ, РЕВОЛЮЦЫЯ ЦИФЕРБЛАТ, РЕВОЛЮЦ И Я ЦИРКУЛЬ, ЛЕКЦЫЯ, БУФЕТЧИЦЫ ЦИРКУЛЬ, ЛЕКЦ И Я, БУФЕТЧИЦЫ

ЦИФРА, ОГУРЦЫ, АВИАЦИЯ

ЦИФРА, ОГУРЦЫ, АВИАЦИЯ

ЦЫРК, ЦЫПЛЕНОК, ДВЕРЦЫ

Ц И РК, ЦЫПЛЕНОК, ДВЕРЦЫ

ЦИФЕРБЛАТ, РЕВОЛЮЦЫЯ

ЦИФЕРБЛАТ, РЕВОЛЮЦ И Я

ЦИРКУЛЬ, ЛЕКЦЫЯ, БУФЕТЧИЦЫ

ЦИРКУЛЬ, ЛЕКЦ И Я, БУФЕТЧИЦЫ

Правило  «Буквы И-Ы после Ц» 1. 1. 2. НА - ЦИЯ 2.

Правило

«Буквы И-Ы после Ц»

1.

1.

2.

НА - ЦИЯ

2.

Как легче запомнить?

Как легче запомнить?

Домашнее задание Для всех учащихся: выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила. Задание на выбор: Провести исследование на тему «Что общего между цирком и циркулем?» (Использовать толковый и этимологический словари) Составить словарный диктант с изученной орфограммой. (10 словосочетаний)  3) Выполнить упражнение №336, графически обозначить орфограмму

Домашнее задание

Для всех учащихся: выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила.

Задание на выбор:

  • Провести исследование на тему «Что общего между цирком и циркулем?» (Использовать толковый и этимологический словари)
  • Составить словарный диктант с изученной орфограммой. (10 словосочетаний)

3) Выполнить упражнение №336, графически обозначить орфограмму

Рефлексия Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось...

Рефлексия

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!