СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы". Презентация поможет провести урок по данной теме. Данная работа предназначена для использования наглядности при изучении материала. Материалы, размещённые в презентации, помогают формировать определённые умения и навыки учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Антонимы"»

Подготовила учитель русского языка и литературы   Ивлева И.В.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Ивлева И.В.

Цели урока: Познакомить с определением антонимов, их ролью в речи. Формировать умение находить антонимы в тексте. Употребление антонимов в речи. Работа со словарём. Обогащать словарный запас.

Цели урока:

  • Познакомить с определением антонимов, их ролью в речи.
  • Формировать умение находить антонимы в тексте.
  • Употребление антонимов в речи.
  • Работа со словарём.
  • Обогащать словарный запас.
 этапы урока: Повторение изученного.  Беседа.  Словарная работа с помощью схемы. Материал для наблюдений. Изучение новой темы.  Работа с рисунками.  Творческая работа.  Работа со словарём. Употребление антонимов.  Образование антонимов.  Занимательная  грамматика . Итоги урока.  Домашнее задание.

этапы урока:

  • Повторение изученного.

Беседа.

Словарная работа с помощью схемы.

Материал для наблюдений.

  • Изучение новой темы.

Работа с рисунками.

Творческая работа.

Работа со словарём.

Употребление антонимов.

Образование антонимов.

Занимательная грамматика .

  • Итоги урока.
  • Домашнее задание.
Вопросы: Что такое лексика ? Каждое ли слово имеет лексическое значение? Какие слова по их лексическому значению мы знаем ? Вспомните слово «оним» и скажите , что оно означает в переводе с греческого языка? Какие «онимы» мы знаем?

Вопросы:

  • Что такое лексика ?
  • Каждое ли слово имеет лексическое значение?
  • Какие слова по их лексическому значению мы знаем ?
  • Вспомните слово «оним» и скажите , что оно означает в переводе с греческого языка? Какие «онимы» мы знаем?
Словарная работа .  Задание:расскажите по данной схеме об «онимах

Словарная работа . Задание:расскажите по данной схеме об «онимах"

Онимы

(греч. слово ) – «имя»

Ом

« одинаковый»

З

Н

А

Ч

Е

Н

И

Е

разное

Син

« одно»

одинаковое

противоположно е

Ант

«против»

Найдите в тексте омонимы: Потеряла Алёнушка ключ, На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно.  (Я.Козловский)

Найдите в тексте омонимы:

Потеряла Алёнушка ключ,

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

(Я.Козловский)

Найдите в тексте синонимы: А у нас на площади Стоят четыре лошади. Дед тихонько лошадь тронет, Скажет : «Лошади – не кони!» Улыбается отец: «Лошадь – пахарь, Конь – боец!» И тихонько взрослые Объясняют мне: «Груз везут на лошади, Скачут на коне.»  (Р.Дышаленкова)

Найдите в тексте синонимы:

А у нас на площади

Стоят четыре лошади.

Дед тихонько лошадь тронет,

Скажет : «Лошади – не кони!»

Улыбается отец:

«Лошадь – пахарь,

Конь – боец!»

И тихонько взрослые

Объясняют мне:

«Груз везут на лошади,

Скачут на коне.»

(Р.Дышаленкова)

Сделайте подписи к рисункам:

Сделайте подписи к рисункам:

ЭТИ ПАРЫ СЛОВ ОДИНАКОВОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ?  ВСЕ ЛИ ОНИ БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ АНТОНИМАМИ ? УЛЫБАЕТСЯ ГРУСТИТ  МАЛЕНЬКИЙ БОЛЬШОЙ СТУЛ СТОЛ НАПРАВО НАЛЕВО

ЭТИ ПАРЫ СЛОВ ОДИНАКОВОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ?

ВСЕ ЛИ ОНИ БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ АНТОНИМАМИ ?

УЛЫБАЕТСЯ

ГРУСТИТ

МАЛЕНЬКИЙ

БОЛЬШОЙ

СТУЛ

СТОЛ

НАПРАВО

НАЛЕВО

Творческая работа . ЗАДАНИЕ : к данным словам подберите антонимы . Белый Жара Короткий Храбрый Свет Лёгкий Вперёд Мягко Здороваться В случае затруднения обращайтесь к словарю.

Творческая работа .

ЗАДАНИЕ : к данным словам подберите антонимы .

  • Белый
  • Жара
  • Короткий
  • Храбрый
  • Свет
  • Лёгкий
  • Вперёд
  • Мягко
  • Здороваться

В случае затруднения обращайтесь к словарю.

М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка» Словарная статья: Молодой –старый Не достигший зрелого возраста, юный. – Проживший много лет, достигший старости. Он был уже годами стар, Но млад и жив душой незлобной.  А.С.Пушкин. Гнездо антонимов: молодо-старо,молодость- старость,молодеть –стареть. Синонимические пары: молодой- престарелый,молодой- дряхлый.  Составьте словарную статью по данному образцу на слово чужбина.

М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка»

  • Словарная статья:

Молодой –старый

Не достигший зрелого возраста, юный. – Проживший много лет, достигший старости.

Он был уже годами стар,

Но млад и жив душой незлобной.

А.С.Пушкин.

  • Гнездо антонимов: молодо-старо,молодость- старость,молодеть –стареть.
  • Синонимические пары: молодой- престарелый,молодой- дряхлый.

Составьте словарную статью по данному образцу на слово чужбина.

Употребление антонимов: Во-первых,они употребляются для выразительности речи. Задание: вспомните начало отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный». Найдите в нём антонимы . Во-вторых, антонимы широко используются в пословицах. Задание. «Закончи предложение». Легко сказать, да ….. Вперёд беги, да…….. Мягко стелет, да……. Ученье свет, а……….

Употребление антонимов:

  • Во-первых,они употребляются для выразительности речи.

Задание: вспомните начало отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный». Найдите в нём антонимы .

  • Во-вторых, антонимы широко используются в пословицах.

Задание. «Закончи предложение».

  • Легко сказать, да …..
  • Вперёд беги, да……..
  • Мягко стелет, да…….
  • Ученье свет, а……….
Употребление антонимов: В-третьих, антонимы используются в речи для создания контраста, например в баснях и загадках.  Отгадайте загадку: ? Бывает он и в холод, Бывает он и в зной, Бывает он и добрый, Бывает он и злой. В открытые окна Нежданно влетит , То что-то шепчет, То вдруг загудит. Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять. Задание: охарактеризуйте ниже животных-героев басен.

Употребление антонимов:

  • В-третьих, антонимы используются в речи для создания контраста, например в баснях и загадках.

Отгадайте загадку:

?

Бывает он и в холод,

Бывает он и в зной,

Бывает он и добрый,

Бывает он и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит ,

То что-то шепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

Задание: охарактеризуйте ниже животных-героев басен.

Образование антонимов: Холодный – тёплый  Умчится – примчится  Домик- домище

Образование антонимов:

  • Холодный – тёплый
  • Умчится – примчится
  • Домик- домище
Лото . Игра . вечером нет внешний старый война назад вперёд утром новый сладкий горький мир да вежливость дёшево радость грубость внутренний беда дорого

Лото .

Игра .

вечером

нет

внешний

старый

война

назад

вперёд

утром

новый

сладкий

горький

мир

да

вежливость

дёшево

радость

грубость

внутренний

беда

дорого


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!