Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Антонимы"»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Ивлева И.В.
Цели урока:
- Познакомить с определением антонимов, их ролью в речи.
- Формировать умение находить антонимы в тексте.
- Употребление антонимов в речи.
- Работа со словарём.
- Обогащать словарный запас.
этапы урока:
Беседа.
Словарная работа с помощью схемы.
Материал для наблюдений.
Работа с рисунками.
Творческая работа.
Работа со словарём.
Употребление антонимов.
Образование антонимов.
Занимательная грамматика .
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Вопросы:
- Что такое лексика ?
- Каждое ли слово имеет лексическое значение?
- Какие слова по их лексическому значению мы знаем ?
- Вспомните слово «оним» и скажите , что оно означает в переводе с греческого языка? Какие «онимы» мы знаем?
Словарная работа . Задание:расскажите по данной схеме об «онимах"
Онимы
(греч. слово ) – «имя»
Ом
« одинаковый»
З
Н
А
Ч
Е
Н
И
Е
разное
Син
« одно»
одинаковое
противоположно е
Ант
«против»
Найдите в тексте омонимы:
Потеряла Алёнушка ключ,
На опушке искала – не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
(Я.Козловский)
Найдите в тексте синонимы:
А у нас на площади
Стоят четыре лошади.
Дед тихонько лошадь тронет,
Скажет : «Лошади – не кони!»
Улыбается отец:
«Лошадь – пахарь,
Конь – боец!»
И тихонько взрослые
Объясняют мне:
«Груз везут на лошади,
Скачут на коне.»
(Р.Дышаленкова)
Сделайте подписи к рисункам:
ЭТИ ПАРЫ СЛОВ ОДИНАКОВОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ?
ВСЕ ЛИ ОНИ БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ АНТОНИМАМИ ?
УЛЫБАЕТСЯ
ГРУСТИТ
МАЛЕНЬКИЙ
БОЛЬШОЙ
СТУЛ
СТОЛ
НАПРАВО
НАЛЕВО
Творческая работа .
ЗАДАНИЕ : к данным словам подберите антонимы .
- Белый
- Жара
- Короткий
- Храбрый
- Свет
- Лёгкий
- Вперёд
- Мягко
- Здороваться
В случае затруднения обращайтесь к словарю.
М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка»
Молодой –старый
Не достигший зрелого возраста, юный. – Проживший много лет, достигший старости.
Он был уже годами стар,
Но млад и жив душой незлобной.
А.С.Пушкин.
- Гнездо антонимов: молодо-старо,молодость- старость,молодеть –стареть.
- Синонимические пары: молодой- престарелый,молодой- дряхлый.
Составьте словарную статью по данному образцу на слово чужбина.
Употребление антонимов:
- Во-первых,они употребляются для выразительности речи.
Задание: вспомните начало отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный». Найдите в нём антонимы .
- Во-вторых, антонимы широко используются в пословицах.
Задание. «Закончи предложение».
- Легко сказать, да …..
- Вперёд беги, да……..
- Мягко стелет, да…….
- Ученье свет, а……….
Употребление антонимов:
- В-третьих, антонимы используются в речи для создания контраста, например в баснях и загадках.
Отгадайте загадку:
?
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит ,
То что-то шепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Задание: охарактеризуйте ниже животных-героев басен.
Образование антонимов:
Лото .
Игра .
вечером
нет
внешний
старый
война
назад
вперёд
утром
новый
сладкий
горький
мир
да
вежливость
дёшево
радость
грубость
внутренний
беда
дорого