СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку " Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"

Тип урока: урок  комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Форма урока: практикум.

Цели урока для обучающихся: 1. Подбирать антонимы к словам.

                                                         2. Находить антонимы в тексте.

                                                         3. Узнать о роли антонимов в речи.

                                                         4. Научиться работать со словарем антонимов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку " Антонимы"»



Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"

Тип урока: урок  комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Форма урока: практикум.

Цели урока для обучающихся: 1. Подбирать антонимы к словам.

                                              2. Находить антонимы в тексте.

                                               3. Узнать о роли антонимов в речи.

                                               4. Научиться работать со словарем антонимов.



Цели урока для учителя (результаты обучения):

1. Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, патриотизма, формирование личностной позиции учащегося, развитие исследовательского поведения и исследовательских умений, развитие самостоятельности в применении знаний.

2.Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3.Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем   и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

4.Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Основные понятия, термины: лексика, лексикология, антонимы, разнокоренные и однокоренные антонимы, антонимичная пара, синонимы, омонимы, пословицы, текст, типы текста.

Межпредметные связи: история, математика, география (где мы встречаемся с антонимами), литература (работа с пословицами, поэтическими текстами), физическая культура (здоровьезберегающие технологии), ИЗО (художественное оформление медиапрезентации)



Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблица целеполагания, словари антонимов М.Р.Львова, учебник Русский язык. Практика для 5 класса под редакцией А. Ю Купаловой, учебник Русский язык. Теория 5-9 кл. под редакцией В.В. Бабайцевой, рабочие листы, сигнальные карточки для рефлексии

Ход урока:

I. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Тихо сели!

II. Эмоциональный настрой.

-Мне бы хотелось, чтобы для вас девизом сегодняшнего урока стали слова древнего китайского мудреца Конфуция:

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

Я желаю всем удачи!

III. Этап проверки домашнего задания (слайд 1)

1. Актуализация знаний по теме:

-Начнём урок с проверки домашнего задания. Какой раздел мы сейчас изучаем? (лексикология)

-Давайте вспомним основные понятия этого раздела:

Проверь себя:

-Что такое лексикология? (наука о языке, которая изучает словарный состав языка).

-Что такое лексика? (словарный состав языка).

-Что такое лексическое значение слова? (то, что обозначает слово).

-Какие слова называются однозначными? (слова, имеющие одно лексическое значение).

-Какие слова называются многозначными? (слова, имеющие несколько лексических значений).

-Что такое омонимы? (слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению).

-Что такое синонимы? (слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).



2. Задание на различие синонимов и омонимов (слайд 2,3):

- Давайте посмотрим на экран, назовите, где здесь синонимы, а где омонимы? Обоснуйте свой выбор.



IV. Постановка целей, задач, мотивация целей.



1.Вступительное слово учителя:

- Ребята, мы продолжаем изучать раздел “Лексика”. Знакомство с ним помогает нам увидеть, какой необыкновенный и богатый наш язык. Послушайте, как выразительно говорит о языке писатель Лев Николаевич Толстой. (Чтение цитаты) (слайд 4):

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”.

- Мне бы хотелось, чтобы вы в конце урока, используя данную цитату, ответили на вопрос: “Какие слова делают это высказывание ярким и выразительным”.

2. Формулировка темы урока учащимися через игровое задание (слайды 5-6):

- А сейчас давайте вспомним один очень интересный мультфильм, который, я уверена, всем вам знаком, итак, посмотрите на экран. Как же зовут главных героев этого мультфильма? Очень внимательно посмотрите на этих героев, обратите внимание на их лица, настроение, как они выполняют работу, какое у них отношение к жизни в целом.

-Посмотрели?

-А теперь давайте попробуем охарактеризовать этих героев (слайд 7)

Охарактеризуйте героев, заполнив таблицу:

- с точки зрения настроения (весёлый - грустный);

- с точки зрения скорости выполнения действий (быстро – медленно);

- с точки зрения отношения к жизни (шутник – ворчун, оптимист – пессимист);

Характеристика героев

ОХ

АХ

грустный

весёлый

медленно

быстро

ворчун

шутник

Оптимист пессимист



- Ребята, посмотрите, пожалуйста, ещё раз внимательно на пары слов, которые у нас получились.

- Какое же у них значение относительно друг друга? (противоположное)

-Вот о таких словах мы и будем с вами говорить.

- Кто-нибудь уже догадался, какая тема нашего урока? (Антонимы). Совершенно верно, тема урока “Антонимы”. ( запишите тему урока в тетрадь) (слайд 8 Антонимы)



3. Постановка целей урока (слайд 9)

- А теперь давайте поставим перед собой цели нашего урока, и поможет нам в этом Таблица целеполагания (просто вставьте нужные слова в предложения).

Целеполагание

1. Научиться находить …………в тексте.

2. Подбирать ………….. к словам.

3. Узнать о роли ………..... в речи.

4. Научиться работать со словарём …………..

Учитель делает вывод:

- И поскольку с антонимами мы уже знакомы из курса начальной школы, сегодня нам предстоит обобщить и закрепить наши знания об антонимах.



Y Работа по изучению нового материала.



1. Знакомство со значением слова антоним (сообщение учителя)

- Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. ( слайд 10)

Чем? (У них одинаковая вторая часть). Что означает вторая часть этих слов-терминов? (онима- по-гречески означает — имя, слово). А если к этому добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним.

- Опираясь на эти сведения, попробуйте дать определение антонимам.

-Итак, что же такое антонимы? ( уч-ся дают ответ)

Появляется (слайд 11) (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). (Если уч-ся не скажут, учитель обращает внимание на то. что это слова одной и той же части речи (антонимичная пара обязательно состоит из слов одной и той же части речи. Антонимом к сущ например не может быть глагол и т.д )



2. Знакомство с теоретическими сведениями по теме

- А сейчас давайте обратимся к учебнику Теория и самостоятельно прочитаем сведения об антонимах в параграфе 61. (дети читают)

-Ну а теперь давайте проверим насколько внимательно вы изучили предложенный теоретический материал. Попробуем назвать особенности антонимов: (учитель задаёт вопросы, дети отвечают и по ходу ответов на слайде получается запись (Слайд 12)

Вопросы для выявления особенностей антонимов:

1) Могут ли антонимы существовать по одному? (Само по себе слово антонимом не является. Оно будет им только в антонимичной паре)

2)Может антонимичная пара состоять из разных частей речи? (например наречие грустно и существительное весельчак будут антонимами?)

3)Всегда ли антонимы будут иметь разные корни? (Нет, приведите пример однокорневых и разнокорневых антонимов?)

Особенности антонимов (слайд 12):

1. Существуют в антонимической паре (правда - ложь).

2. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи (плакать – смеяться).

3. Различают однокорневые (входить – выходить, прилив – отлив) и разнокорневые антонимы.

Обощение:

- Давайте повторим ещё раз, чем же характеризуются антонимы? ( кому сложно, можно смотреть на слайд)



3. Выполнение практических упражнение по теме:

- А сейчас давайте попробуем применить свои знания об антонимах выполняя различные упражнения.



А) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

- Антонимы часто используются в пословицах, поговорках, произведениях писателей и поэтов. Откройте учебники практика, найдите упражнение №746 прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

- А сейчас мы проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, слова каких частей речи могут быть антонимами.

Из данных пословиц выпишите антонимы парами и укажите какими частями речи они являются?

(доброе – злое прил., построит- разрушит глаг., сладкое - горькое, много – мало нареч., возвышает- унижает глаг, счастье- несчастье сущ.)

Итак, словами каких частей речи могут быть антонимы?

Сделайте вывод, с какой целью  используются антонимы в пословицах? Ярче, выразительнее делают и помогают противопоставить явления и понятия)



Б) Самостоятельная работа в группах (Слайд N 13).


- Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно на рабочих листах, не забудьте подписать свой рабочий листок. Найдите задание 1:

Из ряда предложенных слов выберите антонимичные пары и запишите их, но будьте очень внимательны, задания у каждого ряда будут разные


1 ряд – выписывает антонимы только глаголы и наречия;


2 ряд – антонимы существительные;


3 ряд – антонимы прилагательные.


Друг, развязать, десять, длинный, чистый, ложь, рано, враг, завязать, тихо, умный, короткий, вход, правда, глупый, грязный, дом, поздно, синий, выход, громко, мечтать.


- Давайте проверим нашу работу (Слайд 14)

Проверь себя

1 ряд: развязать - завязать, рано – поздно, тихо - громко

2 ряд: друг-враг, ложь – правда, вход - выход

3 ряд: длинный – короткий, чистый – грязный, умный - глупый


К каким словам вы не подобрали антонимы? (продолжение на слайде 14)

Какой можем сделать вывод? Почему? (Оказывается, не все слова имеют антонимы)


Вывод учитель: Нет антонимов у имен собственных, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый - черный), прилагательных, образованных от названия металлов.


Физкультминутка (слайд 15)

- А теперь давайте немного отдохнём и проведём динамичную физкультминутку: Показывает…….

Я – руки вверх (поднимает руки вверх)

Вы – руки вниз

Я – вправо (делает наклон)

Вы – влево

Я – левая рука (поднимает руку вверх)

Вы – правая рука

Я- ладошки вверх (поворачивает ладошки вверх)

Вы - ладошки вниз

Я – на правое плечо (кладёт руку на правое плечо)

Вы – на левое плечо

Я – сяду (садится)

Вы – стоите

Я встану (встаёт)

Вы – сидите.

- Каких слов прозвучало очень много в нашей физкультминутке? (антонимов)

- Молодцы. Продолжаем работу.


4. Знакомство со Словарём антонимов М. Р. Львова (слайд 16)


Учитель: Вы уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим,

орфоэпическим, словарем синонимов. Существует и словарь антонимов.

О нем вам сейчас расскажет …….


А) Индивидуальное сообщение о словаре антонимов

Ребята, посмотрите на «Школьный словарь антонимов русского языка». Его автор Михаил Ростиславович Львов. В нем собраны наиболее употребляемые антонимы, объединенные в пары. В словарных статьях раскрывается значение антонимов, приводятся примеры из произведений художественной литературы, показывающие употребление антонимов. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке.


Б) Работа со словарём антонимов Подбор антонима к слову мир.


- Ребята, а какое число у нас сегодня? Так вот практически через месяц вся наша большая страна будет праздновать Великую дату. Кто может сказать, что же это за дата? (70 лет Победы в Великой Отечественной войне) (слайд 17)

Да, ровно 70 лет мы с вами живём в мире. Но вся наша страна, весь мир помнит события Великой Отечественной войны. Вы, конечно, уже не маленькие и прекрасно понимаете, какие события сейчас происходят в Украине.

70 лет назад наши деды и прадеды завоевали мир, и наша задача сохранить его во что бы то ни стало (слайд 18)

Учитель: У вас на столах лежат словари антонимов, давайте поработаем с ними.

Найдите в них слово мир. Давайте посмотрим, что же оно означает? А теперь посмотрите, какие антонимы могут быть у этого слова. ( Читают выборочно статью)


- Давайте составим и запишем в тетрадь предложение со словами мир и война.

_Прочитайте свои предложения.

- Очень хорошая работа у вас получилась, и мы продолжаем


5. Орфографическая работа с текстом


Каждый год 9 мая мы празднуем День Победы, возлагаем цветы к воинским захоронениям, которых очень много в нашей стране. В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.(слайд 19)

Найдите задание 2 на рабочих листах и прочитайте, как писал об этом Лев Кассиль:

НИКТО НЕ ЗНАЕТ, НО ПОМНЯТ ВСЕ

Есть в Москве, в с…ду у Кремлевск…й ст…ны, могила, возле которой всегда много людей.

Никогда не гасн…т над ней посреди гранитной пятиугольной звезды огонь. Всегда горит он – и днём и ночью.

Никогда не увид…шь тут увядших цветов. Всегда лежат свеж…е, недавно прин…сённые. Бережно уложены букеты и венки.

Никто не знает, как звали человека, который п…хоронен здесь. Но все знают и помнят, за что поги… этот неизвес…ный солдат.

ВОПРОСЫ:

О чем этот текст?

О могиле неизвестного солдата, у которой всегда бывает много людей.

Что говорит автор о ней? Какова основная мысль текста?

Приходя к Вечному огню, люди отдают долг памяти и уважения тем, кто погиб, защищая Родину.

Что отражено в названии текста: тема или основная мысль?

Основная мысль, никто не знает, кто здесь похоронен, но все помнят героизм и мужество русских солдат.

Задание:

А сейчас давайте поработаем с этим текстом, вставьте пропущенные орфограммы и выпишите антонимы из данного текста, за эту работу каждый получит оценку после проверки ваших рабочих листов.

- Давайте проверим, какие антонимы вы нашли и записали. Какова же их роль в этом тексте?

Проверка: гаснет-горит (огонь), день-ночь, увядшие - свежие (цветы), никто - все, никогда - всегда. Орфограммы не проверять.



Предложения, в которых используются антонимы, становятся более выразительными благодаря им. Этому тексту они придают особую остроту и драматичность. Часто антонимы мы можем встретить в пословицах, поговорках, загадках, в зачинах русских сказок.


6. Работа с деформированными предложениями ( слайд 20) сделать, чтобы запись появлялась по ходу)


- Очень часто, ребята, антонимы вы используете и в своей повседневной жизни, и на уроках в школе. И следующее задание поможет вам узнать, на каких именно уроках вы можете использовать те или иные антонимы.


- Закончите предложение и назовите урок, на котором оно могло прозвучать.

Вставьте антонимы:

1.Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает) биология

2.В первом примере поставьте плюс, а во втором поставьте ... (минус) математика

3.В сказках добро побеждает ... (зло) литература

4.У прямоугольника длина больше, чем ... (ширина) математика

5.Баобаб – большое дерево, а карликовая береза - дерево ... (маленькое) биология

6.Пойдешь налево – коня потеряешь, пойдешь ... – смерть найдешь. литература

7.Трудно в ученье, ..... в бою. история

8. В России климат холодный, а в Африке... ( тёплый) география


- Молодцы! Какой можно сделать вывод о роли антонимов в нашей речи? Нужны или мы можем обойтись без них?


Итак, мы увидели, насколько широко применение антонимов в речи.

7 Тестовое задание по теме ( закрепление )


- Ну а сейчас, я предлагаю вам пройти небольшой тест, чтобы проверить свои знания. По теме нашего урока. Найдите на рабочих листах задание №3, прочитайте его и приступайте к выполнению


ТЕСТ

  1. Найти неверно составленные пары антонимов:

Трудолюбивый – ленивый

Молодость – старость

Справа – слева

Весёлый – грустно

Вперёд – назад

Светлый – тёмный

Низкий – высоко

Худой – толстый

  1. Найти однокоренные антонимы:

Правда – ложь

Друг – враг

Счастье – несчастье

Верх – низ

Война – мир

Правда – неправда

Дело – безделье

Молодость – старость


3.Найти слова, которые не имеют антонимов:

- вход

- толстый

- семь

- молчать

- друг

- худой

- глиняный

4. Вставь подходящий по смыслу антоним:

- Не было бы счастья, да … помогло.

- Хороша верёвка длинная, а речь… .

- Подальше положишь, … возьмёшь.



( Проверка)

- Молодцы! И с этим заданием вы хорошо справились.


VI. Подведение итогов урока, рефлЕксия , домашнее задание


1. Работа с высказыванием Л. Н. Толстого ( слайд 21)


- Ребята, вот и подошёл к концу наш урок

- Давайте вернемся к высказыванию Л.Н. Толстого о языке.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”.

Прочитайте его еще раз и скажите, какие слова делают это высказывание ярким, выразительным? Что же это за слова ? (Антонимы). Назовите их. (соединить- разъединить, любовь – ненависть, мир- вражда)



2. Рефлексия ( слайд 22)

- Ребята, а сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке, выберите из предложенных высказываний то, которое вам больше подходит. Тот, кто выбрал первое предложение – поднимите красную карточку; кто выбирает второе – поднимите зелёную карточку, ну а те, кто выбирает третье предложение и считает, что ещё не до конца разобрался с материалом урока – поднимет синюю карточку.

- Ребята, спасибо вам за работу!





Рефлексия

1. Я очень хорошо научился находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам, работать со словарём антонимов.

2. Я умею находить антонимы в тексте, знаю, как работать со словарём, но иногда возникают затруднения.

3. Я знаю, что такое антонимы, но до конца не разобрался с материалом урока



3. Задание на дом

- А сейчас откройте дневники и запишите задание на дом по вашему выбору

(слайд 23)

Задание на дом (по выбору):

  1. Напишите письмо своему сверстнику, употребив синонимы и антонимы.

  2. Упражнение № 752, Теория пар 61

  3. Выписать из газет и журналов предложения с антонимами и синонимами.

- Наш урок окончен. Спасибо, можете отдыхать! Дежурные соберут рабочие листы.






















Дополнительный материал к уроку, если останется я время

1. Использование антонимов в поэтических текстах .

- Антонимы часто используют и в поэтических текстах.

Чем ночь темней,
тем ярче звезды (А. Майков)

Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок (С. Еcенин)

- Найдите в стихотворениях слова с противоположным значением.

- Как называется этот художественный приём в литературе (антитеза).

- В каких словах встречается анти? (Антибиотики, антифашист, антиподы, антисанитарный).

2. Правильное использование антонимов в речи

- Но иногда маленькие дети допускают ошибки в употреблении антонимов. Ребята, правильно ли употреблены антонимы?

Вера, 3 года.

Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается:

- Я уже старенькая, прыгать не могу!

Внимательно оглядела маму:

- Нет, мамочка, ты новенькая.

- Какую ошибку допустила Вера в употреблении антонимов?

Старенький – достигший старости.

Старенький -

Старость, старости, мн. нет, жен. Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма.

Маша, 6 лет.

- Мама, а что это такое?

- Проигрыватель. Он пластинки проигрывает.

- А кто выигрывает?

- Какую ошибку допустила Маша в употреблении антонимов?

Проигрыватель, -я, муж. Аппарат для проигрывания грампластинок.

Проигрывать – воспроизводить.

3Выразительно читаю стихотворение Генриха Сапгира. Я буду читать медленно. А вы постарайтесь записать антонимы. Которые услышали. Назовите антонимы, которые вы услышали







ЯБЛОКО

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

- Найдите в тексте все пары антонимов. Антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий.


Вариант подведения итогов урока


Вот мы и познакомились с новыми словами.

-Что же это за слова?

-Где мы с ними встречаемся?

-Для чего они используются?

-А на каких уроках вы используете антонимы ?

-Все ли слова в русском языке имеют противоположное значение?

(Нет).

-В каких литературных жанрах встречаются антонимы?

-(Еще они есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и

стихотворениях, в народных сказках)

- Для чего нужны антонимы в речи?

Антонимы помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, создают контраст, противопоставление, делают нашу речь выразительной, занимательной).


Вариант физкультминутки

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».


  1. Игра « Кто быстрее» ( работа в парах)


- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах, у вас на столах лежат карточки с заданиями, в которых нужно подобрать антонимы к словам и записать их, побеждает та пара, которая первой и правильно выполнит эту работу


Подбери антонимы к словам


Большой – _____________________Широкий - ______________________


Храбрый - _____________________Горячий - _______________________


Глубокий - ____________________ Заболеть- ________________________


Хвалить - _____________________ Добро - __________________________


Мир - ________________________Острый - __________________________


Прямой-_____________________ _Верх -_________________________




- - Давайте проверим, что у нас получилось. Молодцы!


4. Вставь подходящий по смыслу антоним:

- Не было бы счастья, да … помогло.

- Хороша верёвка длинная, а речь… .

- Подальше положишь, … возьмёшь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!