СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме "Антонимы" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме "Антонимы"»

Тема урока: «Антонимы»

(2 класс по системе «Начальная школа 21 века»)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели:

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, познавательной активности, умения решать задачи русского языка, совершенствуя культуру устной и письменной речи.

Воспитывающие: создать условия для воспитания социализированной личности, развития интереса к родному языку.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в прекрасный мир родного языка.

К.Г. Паустовский писал:

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет»

- С чем сравнивал писатель слово?

- Желаю удачного путешествия, в конце которого каждый станет богаче.

Мотивационный.

«Запомни – повтори».

Волна, волнистый, волнуется, волнушка, волнение.

- Какое слово лишнее – почему?



  1. Ход урока.



- С какого звука начинаются слова? Охарактеризуйте его.

(Согласный, твёрдый, звонкий, парный, обозначается буквой «В»)

Минутка чистописания.

Вв во вт вг вз вя вл

-Вспомните слова с данным элементом. (вз, вл)

Словарная работа.

Самодиктант.

-Один ученик работает у доски. Задайте ему слова по теме «Путешествие»

(дорога, автобус, автомобиль, адрес, вокзал, город, машина и др.)

Самостоятельная работа у доски.

- У доски будет работать…

-Вставь пропущенные буквы в слова.

б…льшой

д..брота

м..лыши

ш..лит

б..лезнь

в..лнистая

вр..чи

Проверка.

-Каким правилом пользовался при выполнении проверки? Докажи правильность выполнения задания.

-Верно ли, что все слова являются именами существительными?

Фронтальная работа.

-Подберите синонимы к данным словам.

б…льшой - огромный и т.п.

д..брота - душевность

м..лыши- дети

ш..лит- озорничать

б..лезнь – недуг, хворь, недомогание, расстройство

в..лнистая –изогнутая, неровная, бугристая

вр..чи - доктора

(Если задание вызовет затруднение – обратиться к толковому словарю)

-Для чего нужны синонимы?



3.Новый материал.



Проблемная ситуация.

-Прочитайте предложение.

Слабый дух и редкие тренировки помогли спортсмену стать чемпионом.

-Найдите ошибки. Являются ли они орфографическими? Какие слова употребили неверно?

-Как исправить? Можно ли заменить синонимами?

(наоборот, т.е. заменить слова на противоположные по смыслу)

слабый – сильный

редкие – частые, постоянные

Сильный дух и постоянные тренировки помогли спортсмену стать чемпионом.

-Что объединяет эти слова? (вопрос)

-Как называются такие слова? (антонимы)

- Проверим по учебнику, стр.60, прочитайте правило.

- Что такое антонимы?

антонимы

?=?

противоположное значение

- Исходя из темы урока поставьте перед собой цель работы. (научиться употреблять антонимы)



4.Первичное закрепление.



Попробуем подобрать антонимы к словам.

б…льшой - маленький

д..брота - жестокость

м..лыши - взрослые

ш..лит - ??

б..лезнь - здоровье

в..лнистая - ровная

вр..чи - ??

- Какой вывод можно сделать? (не всегда можем подобрать антоним)

-В какой паре антонимы имена существительные? прилагательные?



Работа с учебником, с.61, упр.2. Фронтальная работа.

белый – чёрный

далеко – близко

брать – отдавать

друг – враг



5. Физминутка.

-Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, рисуем квадрат, идут часики.

- Во время физминутки я называла антонимы. Повторите их.



6. Закрепление. Работа в парах.

- Перед вами текст. Прочитайте его.

Перед дождём.

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома.

- Почему так озаглавлен?

-Замените выделенные слова антонимами.

-Прочитайте полученный текс. Подходит ли заголовок?



Тёплый ветер дует в лицо. Лёгкие облака плывут над островом. Слышатся слабые раскаты грома.



- Озаглавьте новый текст – После дождя.

- Запишите текст. Сколько в нём предложений? Прочитайте предложение орфографически.

Вывод.

- Для чего нужны антонимы?

- антонимы часто используются в художественной литературе, в фольклоре, как одно из образных средств.

- На столе задание – дополнить пословицы антонимами и объяснить смысл. Договоритесь в паре, кто будет объяснять.



Любишь брать – люби…………..

Правой рукой строит, а левой ………..

Ученье свет, а неученье …………

Кто хочет много знать, тому надо …… спать.

Корень учения горек, да плод его ………….



7. Итог урока.



- Что такое антонимы?

-Как они обогащают нашу речь?

- выскажите своё отношение к уроку, используя антонимы.



Я доволен, потому что…

Я огорчён, потому что……










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!