Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа.
Дидактическая цель: создать условия для закрепления и формирования новых знаний.
Задачи:
Образовательная:
-формировать общее представление об особенностях склонения имён существительных во множественном числе;
- расширение кругозора.
Воспитательная:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Развивающая:
- развивать умения изменять по падежам имена существительные всех трёх типов склонения, определять падеж имени существительного во множественном числе.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.
Ход урока
Организационный момент. СЛАЙД 1
- Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Освоить родной язык – дело трудное. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы расширим знания о склонении имени существительного.
Актуализация знаний.
- Кто сегодня дежурный? Комментируйте …( дата, классная работа)
А) Чистописание: «Эстафета»- соревнования между рядами. СЛАЙД 2 \1
– Запишите в тетрадях в строчку только пропущенные гласные.
Проверка. СЛАЙД 2\2
- На какие 2 группы можно разбить слова?
3 ряд – 1 – им. сущ.; 2 – гл.
2 ряд и 1 ряд – сущ. ед. и мн. числа или сущ. 1-го и 2-го скл.
- На какие ещё группы можно разделить имена существительные?
(одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные , оканчивающиеся на мягкую и твёрдую основу, по родам).
- Над изучением какой темы работали в последнее время?
( правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа)
Б) Индивидуальная работа. СЛАЙД 3 - 8
- Отгадайте загадки, запишите отгадки в столбик, определите тип склонения имён существительных:
снеговик -
сосулька –
метель –
снежинки –
снегири –
мороз –
ПРОВЕРКА (ДОСКА)
- Кто справился без ошибок? СЛАЙД 9
- Какие слова вызвали затруднения? В чём затруднение?
-Как справиться с затруднением? ( узнать новое правило)
- Кто знает как определить тип склонения имени существительного во множественном числе?
- Запишите остальные имена существительные в форме множественного числа через тире.
3. Закрепление изученного.
- К какой части речи относятся эти слова?(им. сущ.) СЛАЙД 10
- Вспомните всё что знаете об имени существительном, заполните таблицу. Проверка СЛАЙД 10
- А что мы знаем о существительном? (самостоятельная часть речи)
-Имеет ли существительное признаки? (да, постоянный и непостоянный)
- Какие признаки постоянные? Что может изменяться?
-Как определить род у имён существительных?
-Сейчас мы поупражняемся в определении рода имён существительных.
В) Работа в парах. «Блиц-опрос» СЛАЙД 11
- Сверьтесь с экраном. СЛАЙД 12
-Кто справился без ошибок? А кто допустил 1 -2 ошибки?
-Есть ли лишние слова в каждой группе? СЛАЙД 13 (подружки, сугробы, поля – это существительные в форме множественного числа)
- Как определяется род у существительных множественного числа? ДОПИШИТЕ ВЫВОД САМОСТОЯТЕЛЬНО (поставить в единственное число).
4. Сообщение темы и цели урока.
Таблички с фразеологическими оборотами.
- Задание: прочитать быстро и запомнить, что прочитали.
- Смотреть чужими глазами.
- Из рук вон плохо.
- Прибирать к рукам.
- Ног под собой не чуя.
- Мастер на все руки.
Определите фразеологизм по его значению:
- бежать очень быстро;
- не иметь своего мнения;
- все уметь делать;
-Всё делать неаккуратно;
-Брать чужое.
- Найдите существительные, что о них можете сказать? (употреблены во множественном числе).
- Какова же будет тема нашего урока?
- На что следует обратить особое внимание при изучении этой темы? (Правильно писать безударные окончания, отличать И.п. от В.п., Р.п. от В.п.)
- Сформулируйте правильно тему урока. Запишите.
- Определите падеж имён существительных во множественном числе.
- Кто справился заданием? Проверьте по эталону. СЛАЙД 14.
Кто справился без ошибок? Где допустили ошибки?
- Почему вы смогли правильно определить падеж им. сущ. ?
Дополните вывод : Падежные вопросы при изменении формы числа имени существительного не изменяются .
5. Работа по теме.
-Несколько уроков мы посвятим правописанию окончаний имён существительных множественного числа.
ФИЗМИНУТКА Слайд 15 Следите только глазками за движением снежного кома.
- Как определить тип склонения эти существительных?
- Поставьте данные существительные в форму единственного числа, определите тип склонения (устно).
Чтение правила самостоятельно – стр. 136. Допишите правило в своих картах.
А) Коллективная работа.
Просклоняем цепочкой существительные лисы, волки. Выделите окончания и тип основы.
- Понаблюдайте, как склоняются имена существительные 1-го и 2-го склонения множественного числа?
- Проверьте по таблице учебника стр. 137.
- С каким падежом совпадает винительный падеж одушевлённых существительных 1-го и 2- го склонения? Неодушевлённых?
- Как различить И.п. и В.п., Р.п. от В.п.?
6. Самостоятельная работа.
- Просклоняйте сущ. мыши, выделите окончание ( уч-ся у доски). Проверка.
Задание 5: Заполните таблицу-памятку окончаний имён существительных.
Проверьте друг у друга по таблице в учебнике стр. 138
- Кто выполнил задание без ошибок?
- Сравните окончания существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой основой во множественном числе сначала в И.п, потом в Р.п., а затем во всех остальных..
Попробуйте сделать вывод.
7. Повторение пройденного материала.
– Прочитать предложения из задания 7, в которых есть имена существительные во множественном числе, определить падеж, выделить окончание.
Снегири прилетают к нам в начале (зима). Поселяются они в ( роща). Вот сидят они на безлистных (ветка) дерева и поют. Зимой для птиц мало корма. (Школьник) делают для птиц (кормушка). Вот на кормушку сел снегирь. Это очень красивая птица.
8. Рефлексия.
- С каким новым правилом об определении типа склонения имён существительных познакомились?
- Выполнение каких заданий на уроке вызвало у вас затруднение? Как вы с ним справились?
- На листах написаны фразы. Продолжите их.
*Сегодня на уроке было интересно, потому что …
*Я бы хотел похвалить себя за то. Что …
*Чтобы работать лучше, мне нужно изменить …
-- Какая тема объединяет все эти имена существительные, которые встретились на уроке? (зима)
- Оцените свою работу на уроке, закрасив столбик термометра.
Д. з. правило, стр.140 упр. 148.
Спасибо за урок!