СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект, презентация урока по русскому языку "Множественное число имени существительного" УМК "Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по программе»

Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа.

Дидактическая цель: создать условия для закрепления и формирования новых знаний.

Задачи:

Образовательная:

-формировать общее представление об особенностях склонения имён существительных во множественном числе;

- расширение кругозора.

Воспитательная:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивающая:

- развивать умения изменять по падежам имена существительные всех трёх типов склонения, определять падеж имени существительного во множественном числе.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.

Ход урока

  1. Организационный момент. СЛАЙД 1

- Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Освоить родной язык – дело трудное. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы расширим знания о склонении имени существительного.

  1. Актуализация знаний.

- Кто сегодня дежурный? Комментируйте …( дата, классная работа)

А) Чистописание: «Эстафета»- соревнования между рядами. СЛАЙД 2 \1

– Запишите в тетрадях в строчку только пропущенные гласные.

Проверка. СЛАЙД 2\2

- На какие 2 группы можно разбить слова?

3 ряд – 1 – им. сущ.; 2 – гл.

2 ряд и 1 ряд – сущ. ед. и мн. числа или сущ. 1-го и 2-го скл.



- На какие ещё группы можно разделить имена существительные?

(одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные , оканчивающиеся на мягкую и твёрдую основу, по родам).



- Над изучением какой темы работали в последнее время?

( правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа)

Б) Индивидуальная работа. СЛАЙД 3 - 8

- Отгадайте загадки, запишите отгадки в столбик, определите тип склонения имён существительных:

снеговик -

сосулька –

метель –

снежинки –

снегири –

мороз –

ПРОВЕРКА (ДОСКА)

- Кто справился без ошибок? СЛАЙД 9

- Какие слова вызвали затруднения? В чём затруднение?

-Как справиться с затруднением? ( узнать новое правило)



- Кто знает как определить тип склонения имени существительного во множественном числе?



- Запишите остальные имена существительные в форме множественного числа через тире.

3. Закрепление изученного.

- К какой части речи относятся эти слова?(им. сущ.) СЛАЙД 10

- Вспомните всё что знаете об имени существительном, заполните таблицу. Проверка СЛАЙД 10

- А что мы знаем о существительном? (самостоятельная часть речи)

-Имеет ли существительное признаки? (да, постоянный и непостоянный)

- Какие признаки постоянные? Что может изменяться?

-Как определить род у имён существительных?

-Сейчас мы поупражняемся в определении рода имён существительных.

В) Работа в парах. «Блиц-опрос» СЛАЙД 11

- Сверьтесь с экраном. СЛАЙД 12

-Кто справился без ошибок? А кто допустил 1 -2 ошибки?



-Есть ли лишние слова в каждой группе? СЛАЙД 13 (подружки, сугробы, поля – это существительные в форме множественного числа)



- Как определяется род у существительных множественного числа? ДОПИШИТЕ ВЫВОД САМОСТОЯТЕЛЬНО (поставить в единственное число).



4. Сообщение темы и цели урока.

Таблички с фразеологическими оборотами.

- Задание: прочитать быстро и запомнить, что прочитали.
- Смотреть чужими глазами.
- Из рук вон плохо.
- Прибирать к рукам.
- Ног под собой не чуя.
- Мастер на все руки.

Определите фразеологизм по его значению:
- бежать очень быстро;
- не иметь своего мнения;
- все уметь делать;
-Всё делать неаккуратно;

-Брать чужое.


- Найдите существительные, что о них можете сказать? (употреблены во множественном числе).


- Какова же будет тема нашего урока?

- На что следует обратить особое внимание при изучении этой темы? (Правильно писать безударные окончания, отличать И.п. от В.п., Р.п. от В.п.)



- Сформулируйте правильно тему урока. Запишите.



- Определите падеж имён существительных во множественном числе.



- Кто справился заданием? Проверьте по эталону. СЛАЙД 14.

Кто справился без ошибок? Где допустили ошибки?



- Почему вы смогли правильно определить падеж им. сущ. ?

Дополните вывод : Падежные вопросы при изменении формы числа имени существительного не изменяются .



5. Работа по теме.

-Несколько уроков мы посвятим правописанию окончаний имён существительных множественного числа.

ФИЗМИНУТКА Слайд 15 Следите только глазками за движением снежного кома.



- Как определить тип склонения эти существительных?

- Поставьте данные существительные в форму единственного числа, определите тип склонения (устно).



Чтение правила самостоятельно – стр. 136. Допишите правило в своих картах.

А) Коллективная работа.

Просклоняем цепочкой существительные лисы, волки. Выделите окончания и тип основы.



- Понаблюдайте, как склоняются имена существительные 1-го и 2-го склонения множественного числа?



- Проверьте по таблице учебника стр. 137.

- С каким падежом совпадает винительный падеж одушевлённых существительных 1-го и 2- го склонения? Неодушевлённых?



- Как различить И.п. и В.п., Р.п. от В.п.?

6. Самостоятельная работа.

- Просклоняйте сущ. мыши, выделите окончание ( уч-ся у доски). Проверка.



Задание 5: Заполните таблицу-памятку окончаний имён существительных.

Проверьте друг у друга по таблице в учебнике стр. 138

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Сравните окончания существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой основой во множественном числе сначала в И.п, потом в Р.п., а затем во всех остальных..

Попробуйте сделать вывод.





7. Повторение пройденного материала.

– Прочитать предложения из задания 7, в которых есть имена существительные во множественном числе, определить падеж, выделить окончание.

Снегири прилетают к нам в начале (зима). Поселяются они в ( роща). Вот сидят они на безлистных (ветка) дерева и поют. Зимой для птиц мало корма. (Школьник) делают для птиц (кормушка). Вот на кормушку сел снегирь. Это очень красивая птица.



8. Рефлексия.

- С каким новым правилом об определении типа склонения имён существительных познакомились?

- Выполнение каких заданий на уроке вызвало у вас затруднение? Как вы с ним справились?

- На листах написаны фразы. Продолжите их.

*Сегодня на уроке было интересно, потому что …

*Я бы хотел похвалить себя за то. Что …

*Чтобы работать лучше, мне нужно изменить …



-- Какая тема объединяет все эти имена существительные, которые встретились на уроке? (зима)

- Оцените свою работу на уроке, закрасив столбик термометра.



Д. з. правило, стр.140 упр. 148.



Спасибо за урок!



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта по русскому языку»

7. Прочитать предложения, в которых есть имена существительные во множественном числе, определить падеж, выделить окончание.

Снегири прилетают к нам в начале (зима)___________. Поселяются они в (роща)________________. Вот сидят они на безлистных (ветка)_______________ дерева и поют. Зимой для птиц мало корма. (Школьник) ____________________ делают для птиц (кормушка)__________________. Вот на кормушку сел снегирь. Это очень красивая птица!














ТЕМА УРОКА:___________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Чистописание:__________________________________________

  1. Запиши отгадки в столбик, определи тип склонения имён существительных.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имя существительное



  1. Вспомни:













Вывод: Чтобы определить род имени существительного в форме множественного числа, нужно_____________________________________________

3. Фразеологические обороты. Соедини стрелкам фразеологизм по его значению.


* Смотреть чужими глазами.

*Бежать очень быстро.

* Из рук вон плохо.

* Не иметь своего мнения.

* Прибирать к рукам.

* Всё уметь делать.

* Ног под собой не чуя.

* Всё делать не аккуратно.

* Мастер на все руки.

* Брать чужое.


Вывод: Падежные вопросы при изменении формы числа _____________________________________



4. Чтобы определить тип склонения имени существительного в форме множественного числа, нужно _________________________________________________

_______________________________________________________

Просклоняй существительные. Определи форму числа, тип склонения, выдели окончания.



ЛИСЫ


ЗАЙЦЫ


МЫШИ

И.п.




Р.п.




Д.п.




В.п.




Т.п.




П.п




5. Заполни таблицу.

Окончания имён существительных множественного числа


1 скл.

2 скл.

3скл.


Одуш.

Неодуш.

Одуш.

Неодуш.


Кто?

Что? И.п






Кого?

Чего? Р.п






Кому?

Чему?Д.п






Кого?

Что? В.п.






Кем?

Чем?Т.п.






О ком?

Очём?П.п






Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________

6. Заполни таблицу.

Падеж/склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Д.п.




Т.п.




П.п.






Просмотр содержимого презентации
«множественное число им. сущ.»

Тема: Правописание окончаний имён существительных множественного числа.  Герман Татьяна Николаевна МОБУ СОШ № 1 с. Ивановка УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА класс

Тема: Правописание окончаний

имён существительных

множественного числа.

Герман Татьяна Николаевна

МОБУ СОШ № 1 с. Ивановка

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

  • класс

«Эстафета» – соревнование между рядами – Запишите в тетрадях в строчку только пропущенные гласные. I ряд тр ? па ст ? на п ? тно ч ? сло гр ? чи пл ? та з ? мля п ? ля  III ряд II ряд г ? ра св ? тлячок р ? ка п ? тёрка гр ? бы скр ? пач сл ? ды с ? довник л ? сник м ? чи сн ? говик с ? сна в ? сна др ? жит дв ? ры кр ? чит Е Я И А Е Е О И О Е И Е Я О Е О О Е Я И А И Е О

«Эстафета» – соревнование между рядами

Запишите в тетрадях в строчку только пропущенные гласные.

I ряд

тр ? па

ст ? на

п ? тно

ч ? сло

гр ? чи

пл ? та

з ? мля

п ? ля

III ряд

II ряд

г ? ра

св ? тлячок

р ? ка

п ? тёрка

гр ? бы

скр ? пач

сл ? ды

с ? довник

л ? сник

м ? чи

сн ? говик

с ? сна

в ? сна

др ? жит

дв ? ры

кр ? чит

Е Я И А Е Е О И

О Е И Е Я О Е О

О Е Я И А И Е О

Во дворе из кучи снега  Я конструкцию воздвиг!  Как похож на человека  Этот милый … ?

Во дворе из кучи снега Я конструкцию воздвиг! Как похож на человека Этот милый …

?

Забралась на карниз,  Нос повесила вниз.  На ночь слёзы прячет,  А на солнце плачет ?

Забралась на карниз, Нос повесила вниз. На ночь слёзы прячет, А на солнце плачет

?

Нет колес у меня -  Я крылата и легка.  Громче всех постовых  Я свищу без свистка.  На лету , на лету, на лету-у,  Всю Землю замету. ?

Нет колес у меня - Я крылата и легка. Громче всех постовых Я свищу без свистка. На лету , на лету, на лету-у, Всю Землю замету.

?

С неба падают зимою  И кружатся над землею  Легкие пушинки,  Белые ...  ?

С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые ...

?

Зимой на ветках яблоки!  Скорей их собери!  И вдруг вспорхнули яблоки,  Ведь это ... ?

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ...

?

Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. ?

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

?

Типы склонения 1 скл. 2скл. 3 скл.

Типы склонения

1 скл.

2скл.

3 скл.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ Постоянный признак Непостоянный признак НЕОДУШЕВЛЁННЫЙ ОДУШЕВЛЁННЫЙ ЧИСЛО ПАДЕЖ РОД

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

Постоянный признак

Непостоянный признак

НЕОДУШЕВЛЁННЫЙ

ОДУШЕВЛЁННЫЙ

ЧИСЛО

ПАДЕЖ

РОД

Блиц-опрос Отметьте «+»слова только женского рода Зима Природа Отметьте «+»слова только мужского рода Снегопад Кружево Отметьте «+»слова только среднего рода Старик Старуха Сугробы Солнышко Снег Поля Льдина Подружки Волшебство Девочка Серебро Мороз Иней Платье

Блиц-опрос

Отметьте «+»слова только женского

рода

Зима

Природа

Отметьте «+»слова только мужского рода

Снегопад

Кружево

Отметьте «+»слова только среднего рода

Старик

Старуха

Сугробы

Солнышко

Снег

Поля

Льдина

Подружки

Волшебство

Девочка

Серебро

Мороз

Иней

Платье

Блиц-опрос Отметьте «+»слова только женского рода Зима + Отметьте «+»слова только мужского рода Природа + Снегопад Кружево Отметьте «+»слова только среднего рода Старик +  Старуха + Сугробы Солнышко + Снег Поля + + Подружки Льдина Волшебство +  + Девочка + Серебро  Мороз Иней + + Платье +

Блиц-опрос

Отметьте «+»слова только женского рода

Зима

+

Отметьте «+»слова только мужского рода

Природа

+

Снегопад

Кружево

Отметьте «+»слова только среднего рода

Старик

+

Старуха

+

Сугробы

Солнышко

+

Снег

Поля

+

+

Подружки

Льдина

Волшебство

+

+

Девочка

+

Серебро

Мороз

Иней

+

+

Платье

+

Отметьте «+»слова только женского рода Зима + Природа Отметьте «+»слова только мужского рода Кружево Снегопад + +  Отметьте «+»слова только среднего рода Старуха Старик + Сугробы Снег Солнышко + + + Поля Льдина Подружки  Волшебство + Девочка +  + Мороз Серебро Иней + + Платье +

Отметьте «+»слова только женского рода

Зима

+

Природа

Отметьте «+»слова только мужского рода

Кружево

Снегопад

+

+

Отметьте «+»слова только среднего рода

Старуха

Старик

+

Сугробы

Снег

Солнышко

+

+

+

Поля

Льдина

Подружки

Волшебство

+

Девочка

+

+

Мороз

Серебро

Иней

+

+

Платье

+

Проверь по эталону  Т.п.  * Смотреть чужими глаз ами .  Р.п.  * Из рук вон плохо.  Д.п.  * Прибирать к рук ам .  В.п.  * Ног под собой не чуя.  В.п.  * Мастер на все рук и .

Проверь по эталону

Т.п.

* Смотреть чужими глаз ами .

Р.п.

* Из рук вон плохо.

Д.п.

* Прибирать к рук ам .

В.п.

* Ног под собой не чуя.

В.п.

* Мастер на все рук и .

Просклоняй существительные. Определи форму числа, тип склонения,  выдели окончания. И.П. МЫШИ Р.П. Д.П. В.П. Т.П. П.П.

Просклоняй существительные. Определи форму числа,

тип склонения, выдели окончания.

И.П.

МЫШИ

Р.П.

Д.П.

В.П.

Т.П.

П.П.

Оцени свою работу на уроке, закрасив столбик термометра.   Спасибо за урок!

Оцени свою работу на уроке, закрасив столбик термометра.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!