Тема урока: Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Цели:
- познакомить обучающихся с изменяемыми и неизменяемыми словами, правилами их употребления в речи
- совершенствование умения выполнять разбор слова по составу
- воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка.
Оборудование: слайды о животных, «зашифрованное письмо», сказочный персонаж – Незнайка, карточки со словами, аудиозапись «Буги-буги», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва «Просвещение» 2013; Школа России.
1.Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадки,
И линейку не забудь:
Отправляемся мы в путь!
- Ребята! У нас сегодня необычный урок. Незнайка приглашает нас на экскурсию и прислал нам необычное письмо. Расшифровав его мы узнаем, куда нам предстоит отправиться... Угадайте куда?
- Чтобы определить это место, вспомните русский алфавит.
9 16 16 17 1 18 12 (Слайд № 1 ) (Зоопарк.)
- Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.)
- А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, учёные-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи
2.Актуализация знаний.
- В зоопарках обитают животные, привезённые с разных континентов. За их повадками и образом жизни в зоопарке наблюдают учёные-зоологи. Животные содержатся в вольерах. За ними ухаживают служители: чистят клетки, дают еду, приносят воду. За здоровьем следят ветеринары. На каждой клетке висит табличка, в которой указано название животного, где оно обитает в дикой природе и откуда оно привезено.
- Кто из вас был в зоопарке?
-А вот Незнайка был в зоопарке и прислал вам письмо. Давайте его прочитаем (на доске)
Взоопарке жывут много дьиких жывотных.
- Что-нибудь заметили? Давайте исправим ошибки, которые допустил Незнайка (у доски исправляют ошибки, объясняют орфограммы))
3. Чистописание
- Теперь сели правильно, записали в тетради, число, классная работа и перепишите письмо Незнайки, но уже без ошибок.
-Продолжаем наше путешествие в зоопарк.
4. Словарная работа (на слайдах)
У фламинго оперенье
Вызывает восхищенье,
Потому что птица эта
Нежно- розового цвета.
( Слайд № 2)
- Запишем эти слова у себя в тетради через запятую.
Пони ходят не спеша,
Гривой шёлковой шурша,
Потому что пони –
Малыши- тихони!
( Слайд № 3)
Вот такие невелички,
Ростом с муху эти птички!
Взгляды их к цветку прилипли,
Над цветком висят колибри.
( Слайд № 4)
Шимпанзе на двух ногах
В жарких селится лесах.
То подпрыгнет, то замрёт,
То душистый плод сорвёт.
( Слайд № 5)
А в Австралии зелёной
Кенгуру живёт смышленый.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
( Слайд № 6)
- А теперь в этих словах выделите окончания. Сперва вспомните, как мы находим окончания? (чтобы найти окончание, надо изменить форму слова)
- Что у вас получилось, проверим (ответы детей)
- Почему у этих слов нет окончаний? (это неизменяемые слова)
- Откуда пришли к нам все эти слова? ( с иностранных языков)
- Какие неизменяемые слова вы запомнили? ( Проверка по слайду №7)
5. Работа на электронном носителе (прослушивание «Окончание» №6)
- Незнайка предлагает вам выполнить упражнение (выполнение упражнения на электронном носителе)
Физминутка
- Все животные, с которыми мы сегодня повстречались в зоопарке любят танцевать. Давайте вместе с ними проведём физкультминутку (под музыку «Буги-буги»)
6. Первичное закрепление знаний.
- Незнайка предлагает нам для закрепления выполнить упражнение 189 по учебнику (самостоятельная работа)
7. Проверка выполненной работы, чтение правила
- Кто прочитает слова, которые подчеркнул?( правило на с.82)
8. Игра «Не попадись в ловушку»(групповая работа)
- Распределите слова на карточках в два столбика: в первый – в словах есть окончание, во второй – слова, где нет окончаний.
Месяц, такси, облако, пони, коньки, кенгуру, ножницы
- Проверим у доски, с каждой группы выходят по одному человеку и записывают слова в столбики.
- Почему слова коньки и пони оканчиваются на одну букву, но записаны в разные столбики.
- А как ещё называются слова, у которых нет окончаний? (слова с нулевым окончанием, чтение правила на с.82)
- А как различить слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова? (надо изменять форму слова)
9. Составление предложений.
- Самое трудное - не ошибиться при составлении словосочетаний и предложений со словами, которые никогда не изменяют начальную форму. Пусть каждый из вас составит и запишет предложение с одним из неизменяемых слов, которое вам больше всего понравилось, затем прочтёт его. (зачитывание составленных предложений)
10. Рефлексия.
- Урок подошел к концу.
- Где мы сегодня побывали на экскурсии?
- Что нового узнали? (мы познакомились с изменяемыми и неизменяемыми словами)
-Что нужно помнить, когда мы употребляем в речи слова метро, пальто, шоссе, колибри и т.д. ( нужно помнить, что это неизменяемые слова)
Мне удалось...
Я порадовался...
Мне понравилось …
- С каким настроением заканчиваем урок? (Показывают солнышко)