Тема урока: «Связь слов в словосочетании».
(Слайд 1)
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Цель: знакомство с типами связи в словосочетании.
Задачи:
повторить сведения о словосочетании;
определять словосочетания в предложениях;
дать понятие о видах связи слов в словосочетании;
научиться определять способ связи слов в словосочетании.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся со связью слов в словосочетаниях; научатся применять новые знания на практике.
Метапредметные:
познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
регулятивные: планируют свою деятельность; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
коммуникативные: формулируют собственное мнение, действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Личностные: - испытывают потребность в самовыражении через слово;
-толерантно относятся к мнению других, осознают значимость чувства товарищества, способности сопереживать.
1.Оргмомент. (Слайд 2)
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
2. Определение темы урока.
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового, интересного, увлекательного. А вот о чём пойдёт разговор, вы должны догадаться, самостоятельно прослушав стихотворение-загадку. (Слайд 3)
_ В нём ходят парою слова, но не равны у них права.
В нём слово главное всегда с зависимым шагает.
А кто есть кто - тот без труда вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт к зависимому слову
И никогда наоборот. Запомни как основу.
- Ребята, кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
- Верно. Сегодня мы с вами будем говорить о словосочетаниях.
I этап. Стадия вызова.
3. «Корзина идей». Групповая работа. (Приложение 1)
Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Одновременно на доску вывешивается изображение корзины, в которую условно собирается то, что обучающиеся знают об изучаемой теме.
-Ребята, давайте соберём в «Корзину идей» всё, что вы знаете по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанное. (Обучающиеся в группах вспоминают и записывают на отдельных листочках сведения об изучаемой теме и складывают всё в корзину).
- Молодцы. На мой взгляд, вы справились с заданием, но посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоурок «Разбор словосочетаний». Проанализируйте увиденное и подумайте, всё ли мы собрали верно, в нашу корзину и не допустили ли ошибок при выполнении предыдущего задания. (Слайд 4)
4.Физ-пауза. (Слайд 5)
II этап. Стадия осмысления.
5. Работа с текстом.
Обучающимся предлагается текст. (Слайд 6)
Гроза проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы, и прекращались на мгновение.
С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали всё реже и реже и исчезли, наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня…. (По И.С.Тургеневу)
Самостоятельная работа. Ребята, прочитайте текст. Выпишите словосочетания, с помощью которых писатель а) (первый вариант) «рисует» молнии, б) (второй вариант) передаёт движение, динамику грозы.
«Проверь себя». (Слайд 7)
– Давайте проверим, какие словосочетания вы выписали.
А) длинные молнии; разветвлённые молнии; неяркие молнии;
Б) непрерывно вспыхивали; вздрагивали реже; вспыхивали в небе.
- Ребята, давайте вновь посмотрим на выписанные вами словосочетания и выполним следующие задания: (Слайд 8)
выделите главное слово;
Какой частью речи выражено зависимое слово;
Определите вид связи главного слова с зависимым (примыкание. согласование, управление).
Обучающиеся при выполнении этого задания приходят к выводу, что они не могут выполнить это задание в полном объёме, так как не знают виды (типы) связи в словосочетании.
(Слайд 9)
- Ребята, исходя из вашего незнания, вы можете более точно сформулировать тему урока и поставить задачи урока? (Да. Тема урока: Связь слов в словосочетании. Задачи: а) повторить сведения о словосочетании; б) познакомиться с видами связи слов в словосочетании; в) научиться определять способ связи слов в словосочетании.)
6. Кластер (Слайд 10)
- Ребята, используя учебник русского языка на стр.119-120, 125, 132 (определения) составьте кластер по новой теме. (Работа организуется в парах, которые сформированы по уровню подготовленности учащихся, в каждой паре должен быть сильный ученик).
После самостоятельной работы, педагог составляет кластер на доске, одновременно поясняя каждое правило, оставляя только самую необходимую информацию. (Слайд 11)
7. Закрепление полученных знаний на практике.
Для закрепления изученной темы, вам предлагается, воспользовавшись алгоритмом определить вид связи в словосочетаниях. (Слайд 12)
(Слайд 13)
Словосочетания: дом у дороги (управление), дружить с тобой (управление), спускаться с горы (управление), чтение вслух (примыкание), очень грустный (примыкание), ловить рыбу (управление), пойти гулять (примыкание), заниматься спортом (управление), серебряная брошка (согласование), весёлые каникулы (согласование), ракушка из моря (управление). (Приведены примеры из упражнений1, стр127, упр. 1, стр. 132, упр.1, стр.121)
(Учащиеся рассуждают вслух, поясняют свой выбор.)
III стадия. Рефлексия.
8. Написание синквейна
- Ребята, вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).
- Какие правила существуют для его написания? (На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза -это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна)
- Какой синквейн получился у вас? (Педагог приводит пример своего синквейна. (Слайд 14)
9. Подведение итогов. Приём «Незаконченное предложение». (Слайд 15)
- Давайте подведем итог урока и ответим на следующие вопросы:
- Сегодня я узнал….
- Я выполнял задания….
- Теперь я могу…
- Мне захотелось…
10. Домашнее задание.
А) повторить изученные правила (стр. учебника119, 125, 132)
Б)Упр.4, стр. рабочей тетради 38 (разгадай кроссворд).
Спасибо за урок!