СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "решение показательных уравнений"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -закрепление основных знаний по теме "показательные уравнения". Способы решения уравнений.

Просмотр содержимого документа
«Урок "решение показательных уравнений"»

МОБУ СОШ №1 с. Ивановка








Урок математики в 11 А классе

(профильный уровень)

РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ.







Учитель математики

МОБУ СОШ №1с.Ивановка

I квалификационной категории

Слепцова М.В.















2016-2017 учебный год

ПЛАН УРОКА

Тема урока: Решение показательных уравнений

Цели урока:

Обучающая:

  • Закрепить основные знания по теме «Показательные уравнения»

  • Отработать навыки решения показательных уравнений различными способами.

  • сформировать умения решать показательные уравнения графическим способом.

Развивающая:

  • Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления.

  • Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах.

  • Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию активности, ответственного отношения к работе, самостоятельности.

Задачи урока:

  • Закрепить знания о типах показательных уравнений

  • Получить и систематизировать знания о методах решения показательных уравнений

  • Продолжать отрабатывать навыки работы в группах.

  • Выявить пробелы, затруднения в процессе закрепления изученного материала, провести работу по их устранению.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы: информационный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материально-техническое и дидактическое, программное оснащение урока:

План-конспект урока, учебники, задания на закрепление изученного материала, рабочие тетради, оценочные листы.

Изучив тему, учащиеся должны:

Знать:

  • определение показательного уравнения;

  • методы решения показательных уравнений;

  • классификацию типов показательных уравнений по методу решения.

Уметь:

  • решать показательные уравнения различными способами;

  • применять полученные знания для решения практических задач;

  • организовать свою работу внутри группы;

  • анализировать полученную информацию;

  • уметь проводить взаимоконтроль и самоконтроль учебной деятельности.

Ход урока

Организационный момент (2 мин)

Приветствие.

- Урок я хочу начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз. «Вот видишь», - сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.

- Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.

1. Ознакомление учащихся с условиями оценивания их деятельности в ходе занятия (1 мин)

- На ваших столах лежат оценочные листы. В ходе занятия, вы будете вносить количество баллов за каждое выполненное задание, самостоятельно оценивая свои знания (по пятибалльной системе). За работу у доски, за ответы с места даются дополнительные баллы. Я надеюсь, что ваша оценка будет объективной. (Приложение А)

Таблица накопления баллов Фамилия, Имя учащегося_____________

Задание

Работа

у доски

Работа с места

дополнительные

баллы


1

2

3

4

5

6

Кол-во

баллов










итого


Домашнее задание у вас было разноуровневое. Сдадите свои работы немного позже.


  1. Разминка(3 мин)

А) Представить числа 3; 9; 27; ; 1 в виде степени с основанием 3;

Б) Представить числа 2; 8; 64; 128; 0,5; 0,25; 1 в виде степени с основанием 2;

В) Игра «Подумай- победи»


1













































































































  1. Обоснование темы и целей урока (7мин)

На доске записаны две последовательности чисел:

1; 5; 25;125; 625; 3025…

; ;1; 3; 9; 27; 81; 243…

- Определите принцип построения числового ряда.

Давайте вместе сделаем вывод. Мы выяснили, что числа, записанные в каждом ряду, представляют собой степень некоторого положительного числа, не равного 1. Как вы считаете, можно ли записать это одним общим выражением? (можно ах = b)

Мы получили уравнение относительно переменной х, которая содержится в показателе степени. Как называется такой вид уравнения? (показательные). Кто может сформулировать определение показательного уравнения? (дают определение)

«Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы». Т.е другими словами можно сказать, что если вы будете уметь решать уравнения, то экзамена по математике вам не стоит бояться.

- Таким образом, мы вместе с вами подошли к теме нашего урока «Решение показательных уравнений». Запишите дату и тему урока в тетрадь.

- Мы с вами знаем определение показательных уравнений, условия их существования, и на предыдущих уроках мы знакомились с различными способами решения показательных уравнений. Назовите эти способы (приведение к общему основанию ( способ уравнивания), введение новой переменной (приведения к квадратному), способ вынесения общего множителя за скобки).

- Сегодня нашей основной целью будет систематизировать и обобщить знания по теме «Показательные уравнения», отработать навыки решения уравнений различными способами, уравнений, включенных в открытый банк заданий, т. е. будем готовиться к ЕГЭ, посмотрим практическую значимость показательных уравнений.

Задание 2. Сейчас один человек будет решать у доски показательное уравнение, пожалуйста… 

В это время каждой паре предлагается 5 показательных уравнений:

  1. 3х = 81;

  2. 9·3х = 1;

  3. 5х – 1 = 1;

  4. 2·2х = 64;

  5. 0,12х -1 = 0,01;

  1. 4х = 64;

  2. 27·3х = 1;

  3. 3х – 1 = 1;

  4. 2·2х = 128;

  5. 0,72х -1 =0,49;

  1. 5х = 125;

  2. 81·3х = 1;

  3. 6х – 1 = 1;

  4. 4·2х = 64;

  5. 0,82х -1 =0,64;

Ваша задача заключается в том, чтобы расположить уравнения в порядке возрастания их корней. Сможете ли вы сразу выполнить это задание? (нет) Почему? (мы не знаем их корней).

Следовательно, сначала необходимо решить эти уравнения. Распределите уравнения между собой и решите их. Полученные результаты обсудите и расположите уравнения в порядке возрастания их корней. Каждое уравнение находится под своим номером. Вы должны будете сказать по окончанию решения пятизначное число, составленное из номеров этих уравнений. Будьте внимательны, проверяйте друг друга. Если хотя бы одно уравнение будет решено неверно, порядок расположения уравнений будет нарушен.

Кто справился с заданием? Пожалуйста, назовите свое число. Кто не согласен? Давайте сделаем проверку. Не забывайте оценивать свои ответы и выставлять баллы в таблицу. Каким способом вы решали эти уравнения? (способом приведения к одному основанию). Какие еще способы решения показательных уравнений вы знаете? (способ приведения к квадратному, способ вынесения общего множителя за скобки).

Задание 3. На слайде три уравнения.

Первое уравнение более сложного уровня (3балла), второе – средней сложности (2 балла), третье – несложное уравнение (1 балл).

  1. 3х -1 – 3х + 3х + 1 =7; 2. 5х - 5х – 2 = 24; 3. 2· 7х + 7х = 21.

Каждый выбирает задание по желанию. Верное решение каждого уравнения оценивается соответствующим количеством баллов. (Выбирают уравнение, решают). Если вы решили одно задание, то вы можете решить задание другой сложности и заработать дополнительное количество баллов.

Давайте проверим, все ли справились с заданием? Желающие – к доске. (Обсуждаем, исправляем ошибки).

Каким способом вы решили эти уравнения? (способом вынесения общего множителя за скобки). Поднимите руки, кто справился с первым уравнением? Со вторым? С третьим? Кто выполнил дополнительное задание? Не забудьте поставить себе баллы.

Задание 4. А. Энштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по–моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. И решать их нужно правильно».

Возьмите приложение Г там представлены 3 уравнения с решениями (Приложение Г)

9х - 26·3х - 27 = 0; 4х - 12·2х + 32 = 0; 64х – 8х – 56 = 0

(32)х - 26·3х - 27 = 0; (22)х - 12·2х + 32 = 0; (82)х– 8х – 56 = 0;

Замена: 3х = у; Замена: 2х = у; Замена: 8х = у;

у2 – 26у – 27 = 0; у2 – 12у + 32 = 0; у2 – у – 56 = 0;

D = 676 - 4·(-27)= D = 144 - 4·32 = D = 1 - 4·(-56) =

676 + 108 = 784 = 282; 144 – 128 = 16 = 42; 1 + 224 = 225 = 152.

у1,2 = ; у1,2 = ; у1,2 = ;

у1 = 27; у2 = -1 у1 = -8 у2 = -4; у1 = -7; у2 = 8

2х = 2-3; 2х = 2-2;  = -7;  = 81;

х = -3; х = -2. х =  х= 1

- Внимательно проанализируйте ход решения каждого уравнения и найдите ошибки (анализируют, выявляют ошибки, записывают на доске правильное решение). Каким способом были решены эти уравнения? (приведением к квадратному уравнению). Если вы нашли все ошибки, то вы заработали 5 баллов, если 2 – 4б, 1 – 3б, 0 – 0 баллов. Занесите свои баллы в оценочные листы.

- Мы повторили известные вам способы решения показательных уравнений. Давайте еще раз повторим, какие это способы.



















Физминутка “И в шутку и всерьез”

Самая нелюбимая оценка ученика? ( два)

Утверждение, принимаемое без доказательств. (аксиома)

Проверка учеников на выживание? (экзамен)

Независимая переменная в функции. ( х)

“Вымирающая” разновидность учеников? (















5.Организация деятельности учащихся для получения новых знаний (25 мин)

Задание 5. (Приложение Д) А сейчас возьмите приложение Д. Давайте попробуем разбить множество представленных уравнений по способу их решения.

2х =11 – х; 2х -1 = 1;

25х + 5х – 6 = 0; 6х + 1+ 6х = 7.

Остается одно уравнение: 2х =11 – х. Перед нами встала проблема. Это уравнение мы не можем решить ни одним из способов, которые знаем. Давайте вместе попытаемся найти способ решения этого уравнения.

- Можно представить каждую часть уравнения в виде функций? (да). Хорошо. Левую часть можно представить в виде, какой функции? (показательной), а правую? (в виде линейной).

2х = 11 – х



у = 2х у = 11 - х

показательная линейная

Давайте построим графики этих функций в одной системе координат. Кто желает построить график показательной функции? Пожалуйста (выходит, строит). Остальные строят в тетрадях. Желающие построить график линейной функции – пожалуйста, к доске!

у = 2х у = 11 - х

х

1

2

3

0


х

3

8



у

2

4

8

1

у

8

3






8





3 х

Что можно сказать о расположении графиков (пересекаются в точке (3;8))

Чему равен корень уравнения? Ответ: х = 3

Задание 6. Самостоятельная работа (дифференцируемая)

Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».

Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.

Уровень 1


Уровень2

Уровень 3

Проверить правильность решения уравнений по ключу с ответами на обратной стороне, и поставить себе баллы в оценочный лист.

7. Подведение итогов урока (7 мин)

В заключение урока хочется процитировать слова великого математика Г. Лейбниц: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что следуя этому методу, мы достигнем цели».

- Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой? (систематизировать и обобщить знания по теме показательные уравнения, отработать навыки решения уравнений различными способами и применить знания при решении практической задачи). Как вы считаете, справились мы с поставленной целью?

- Да, действительно, цель урока мы сегодня с вами достигли.

А теперь, подведите итоги своей работы на уроке, подсчитайте свои баллы. Давайте приведем набранные вами баллы к привычным вам оценкам.

оценка

5

4

3

Количество баллов

24 и более 24

13-23 балла

менее 13

Сможете ли вы знания по теме успешно применить на экзамене по математике?

Достигли ли вы сегодня положительного результата и как вы оцениваете свою деятельность на уроке. ( опросный лист)

Опросный лист

Вопрос

Варианты ответа

(поставьте галочку)

1

На уроке я работал

  • активно

  • пассивно

2

Своей работой на уроке я

  • доволен

  • не доволен

3

Урок для меня показался

  • коротким

  • длинным

4

За урок я

  • не устал

  • устал

5

Моё настроение

  • стало лучше

  • стало хуже

6

Материал урока мне был

  • понятен

  • не понятен

  • полезен

  • бесполезен

  • интересен

  • скучен

7

Домашнее задание мне кажется

  • легким

  • трудным

  • интересным

  • не интересным



8. Домашнее задание

1. Решить уравнение графическим способом: 3х = -х +4.

2. Дополнительное задание: выберите 4 показательных уравнения из открытого банка заданий, решаемые разными способами и решите их.

Способы решения

Условие уравнения

1

Приведение обоих частей уравнения к степени с одинаковым показателем


2

Вынесение за скобки степени с наименьшим показателем


3

Деление обеих частей уравнения на выражение, стоящее в правой части


4

Ведение новой переменной





























- Сегодня мы сказали, что «Решение уравнений - это золотой ключ, открывающий все сезамы».

- Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой «золотой ключик», с помощью которого перед вами открывались любые двери.

Урок закончен. Спасибо за урок!


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!