1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Предлагает учащимся для изучения тему проекта «Числа от 1 до 10 в стихах, загадках, пословицах, поговорках», делит детей на 5 групп. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. - Ребята, вчера нам пришло письмо из детского сада. «Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться считать быстро и правильно, как вы. Помогите нам быстрее запомнить все цифры. Будущие первоклассники». - Как же мы можем помочь будущим первоклассникам? Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Предлагают разные варианты (учитель корректирует высказывания детей). Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу распределения обязанностей внутри группы. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. |
2.Планирование деятельности | Цель –пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | - Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все цифры, умеете считать и обозначать числом определенное количество предметов. Поэтому мы сделаем подарок будущим первоклассникам. Определите учебную задачу урока. - Попробуйте представить, как может выглядеть «Страничка числа» в нашей книжке. Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | - Изготовить книжку (наглядное пособие) для будущих первоклассников. - Предлагают разные варианты; выбирают формат страницы, обсуждают варианты оформления. Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; Продумывают продукт групповой и индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 1 группа: Отбор материала по теме для чисел 1 и 2; Подборка и придумывание загадок, стихов, пословиц и т.д. для чисел 1 и 2; Оформление полученных материалов. Изготовление демонстрационного пособия. 2 группа. Отбор материала по теме для чисел 3 и 4; Подборка и придумывание загадок, стихов, пословиц и т.д. для чисел 3 и 4; Оформление полученных материалов. Изготовление демонстрационного пособия. 3 группа. Отбор материала по теме для чисел 5 и 6; Подборка и придумывание загадок, стихов, пословиц и т.д. для чисел 5 и 6; Оформление полученных материалов. Изготовление демонстрационного пособия. 4 группа. Отбор материала по теме для чисел 7 и 8; Подборка и придумывание загадок, стихов, пословиц и т.д. для чисел 7 и 8; Оформление полученных материалов. 5 группа Отбор материала по теме для чисел 9 и 10; Подборка и придумывание загадок, стихов, пословиц и т.д. для чисел 9 и 10; Оформление полученных материалов. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Каждой группе учащихся выдается: 1) лист формата А4; 2) шаблоны цифр; 3) конверт с набором иллюстраций к числам от1 до 10; 4) карточки с пословицами и поговорками, содержащими в тексте числа; 5) карточки с загадками и стихами, содержащими в тексте числа; 6) ножницы, клей. В комплект целесообразно включить и тот материал, который не подходит для работы данной группы (содержит другие числа). Учащиеся должны выбрать тот материал, который соответствует их заданию. С диагностической точки зрения интересно, как происходит отбор материала. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе и в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4. Оформление результатов | Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | - Разложите выбранные материалы на странице. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас получилось. Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | - Разлаживают необходимый материал в соответствии с выбранным способом оформления своей страницы, а потом наклеивают на соответствующую часть листа. Вторая часть задания имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся могут обратиться за помощью и к учителю. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. |
5. Презентация результатов. Рефлексия | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | - Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось. Организует презентацию. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. - Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку. - Учитель предлагает приготовленную заранее первую страничку-обложку книжки. Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого первоклассника. Это рефлексивный момент, так как происходит осмысление своей причастности к такой ответственной работе, а это должно принести моральное удовлетворение всем участникам. - Оцените свою работу с помощью светофора. У каждого из вас карточка, на которой два светофора. С помощью первого оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью второго оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа. - Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья будут рады такому подарку. Спасибо за работу! | - Представляют результат работы своей группы – «Страничку числа», рассказывают, какую информацию о числе они использовали. Выбирают (предлагают) форму презентации. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают замечания (доброжелательно!). - обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке следования чисел в натуральном ряду от 1 до 10. - работают со светофорами на карточках, оценивают результат своей работы и работы группы в целом. |