СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Редакция. Описание внешности. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Редакция. Описание внешности. 7 класс»

Редакция

(Урок – игра по теме "Описание внешности человека"

7 класс)

Цели:

  • восстановить в памяти знания о композиции сочинения-описания, понятии "портрет" и "литературный портрет";

  • уметь отмечать индивидуальное, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показать внутренний мир человека;

  • составить план сочинения;

  • воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.

Предварительная подготовка:

  1. Разделить класс учащихся на группы, распределить роли внутри групп. Придумать название изданиям.

  2. Повторить значение определений "портрет" и "литературный портрет".

  3. Найти меткие выражения, пословицы, поговорки, высказывания о глазах, взгляде человека.

Ход урока:

Эпиграф:

Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку (И.Глазунов)

Учитель

Ученики

1

  • Ребята, сегодня наш урок посвящен теме "Описание внешности человека". Давайте присмотримся друг к другу. Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц, глаз? С болью в сердце замечаешь, что мы способны не заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы порой знаем многое, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза. Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение. Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным человеком к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное, неповторимое в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.

  • Урок проведем в форме игры. Сегодня вы не одноклассники. Сегодня вы – коллеги – журналисты. У нас две редакции разных изданий. В каждой редакции есть главный редактор, работники отделов


2

Теоретическая разминка.

  • На уроках литературы вы знакомились с понятиями "портрет" и "литературный портрет". Оживим в памяти эти определения.

  • Итак, чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Каков план описания? Что мы должны описать?



- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественные произведения?

  • Портрет – это изображение внешности человека.

  • Литературный портрет – описание характера героя посредством изображения его внешности, одежды, позы.



  • Черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности , черты характера.

- Чтобы читатели могли себе представить героев и через описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки.

3

Определение героев произведений по их внешним признакам.

  • В наши редакции пришли телеграммы с описанием людей. Вам нужно ответить, о ком идет речь, определив название произведения и его автора. Укажите, по каким признакам вы узнали героя или героиню.





































Вывод: Вы прочли описание совершенно разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев?






- Итак, с чего начинаем описывать внешность человека?

Задание читают главные редакторы:

  1. "она была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны, только носик был чистенький и глядел вверх".

  2. "ему было всего только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. "мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе."

  3. "она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде и в своей женской молодой поре, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за саое дыхание. К тому же она была учительницей ни арифметики какой-нибудь, ни истории, а загадочного французского языка"

  4. "на лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица, не вздумать , не взгадать, только в сказке сказать"

  5. "княгиня – диво:

под косой луна блестит,

а во лбу звезда горит,

а сама-то величава,

выступает будто пава"

  1. "руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди и сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные."

  • Автор должен указать прежде всего на то, что является самым ярким во внешности, особенным, присущим именно этому человеку.

Это может быть взгляд, манера говорить, ходить, улыбаться…

- С описания лица.

4

Работа над пословицами.

На предыдущих уроках развития речи мы отметили, что самая выразительная деталь на лице человека – глаза. Вот о них и поговорим. Каждая редакция получила задание – найти меткие выражения, пословицы, поговорки, высказывания о глазах. Прочитайте их.

  • О чем говорится во всех этих высказываниях?

  • Какое из этих выражений стержневое?

  • При описании глаз важно показать их свет, форму, но это ли самое главное. Послушайте отрывок из рассказа М.Шолохова "Судьба человека" "Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе, видали ли вы когда –нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника."

  • Прослушав этот отрывок, еще ничего не зная о герое, уже можно о многом догадаться. Что мы можем сказать о судьбе этого человека?





- Именно глаза часто запоминаются нам, когда остальные черты лица стираются. Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого "Портрет"

Коль очи светятся – душа чиста.

Душа в глазах светится.

Хорошего человека по глазам видно.

Глазами кос, да душою прям.

Глаза – зеркало души.

Глаза без души слепв, уши без сердца глухи.

Глаз мал, да далеко видит.

По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать.

  • В глазах отражается сущность человека, его душа.

  • Глаза – зеркало души.


















- На его долю выпали такие испытания, которые лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца, интерес к окружающему, "умертвили" глаза, значит мертва и душа.

5

Творческая работа.

  • А теперь вам предстоит проявить свои творческие способности. каждая редакция выбирает себе персонажа картины "Иван-царевич на сером волке" и описывает его, не забывая контекст.

  • Отражают ли глаза, их выражение, настроение человека, его характер? Что можете сказать о герое? Использовали ли вы причастия? В описании глаз или взгляда разумнее использовать причастие?

  • Что можно сказать о человеке по его позе, одежде? Можно ли судить по портрету о материальном положении человека?

  • Всегда ли красивый человек прекрасен душой, а некрасивый – нет? Может ли прекрасная душа сочетаться с неброской внешностью?

  • Человек раскрывается в своих поступках, словах, мыслях, намерениях. Хороший человек светится изнутри. Учитесь замечать красоту души.

  • "Некрасивая девочка" Н.Заболоцкого









  • Причастие делает описание более точным и ярким, и действие, что позволяет передать живость взгляда.






  • Да. (дети рассказывают о материальном положении людей, изображенных на портрете.)

  • Нет. Царица из сказки Пушкина "Мертвая царевна". Чудовище из "Аленького цветочка", маленькая Баба-яга.

6

Экспресс – опрос.

  • Подумайте, как можно описать большие голубые глаза, используя образные выражения, метафоры.

  • Кто больше подберет кратких прилагательных и причастий к опорным словам?

  • Волосы;

  • Лицо;

  • Глаза;

Огромные, глубокие, в пол-лица, как море…






Аккуратно пострижены, уложены в прическу, заплетены, растрепаны…

  • Спокойно, возбуждено, сурово..

  • Опущены, широко раскрыты, лучисты, грустны, ясны, чисты.

7

Экспромт.

На доске вы видите портреты женщин различных эпох, слоев общества, национальностей. Давайте их попробуем описать по нашему плану.

Дети выходят к доске, выбирают портрет и устно описывают его.

8

Работа над сочинением.

Переходим непосредственно к нашему сочинению.

  • С чего начинаем работу?

  • Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение? Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста.

  • Составим план сочинения. Сколько основных частей мы выделяем в сочинении? Какие?

  • Поговорим о первой части. С чего можно начать сочинение?

  • Как закончим сочинение?

  • Дома напишите сочинение -описание внешности Милы.

  • Закончить урок мне хочется словами И.Бунина. Он советовал молодому Катаеву: "Наблюдайте природу. Бежит собака с высунутым языком. Опишите собаку. Одно, два четверостишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку. Найдите для них единственно верное определение."




  • С заглавия.

  • Задумчивая Мила.





  • 3. Вступление, основная часть и заключение.

  • Указать, о ком пойдет речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью.

  • Описанием своего отношения к этому человеку.

9

Подведение итогов. Какая команда была активней – тому 5, другой –4.


10

Домашнее задание. Написать сочинение о Миле.




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!