СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по русскому языку "Деловое письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся в с основными признаками делового письма и даст навыки его написания.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку "Деловое письмо"»

Работа учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 84 п. Сеятель Сальского района Ростовской области Колесниковой Анжелики Николаевны.

Характеристики урока (занятия). Урок развития речи по русскому языку. Целевая аудитория: 8 класс

Цели занятия:

  • Познакомить обучающихся с особенностями делового письма;

  • Формировать и развивать умение писать письма;

  • формировать навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной деятельности;

  • расширять словарный запас и работать над смысловым значением слов.

Учебные задачи:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, развитие творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей;

  • соблюдение стилевого единства письма;

  • умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений;

  • формировать уважительное отношение к русскому языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа

Развивающие задачи:

  • развитие творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.

Оборудование к уроку:

  • компьютерная презентация с приложением по теме урока, слайды сменяются по щелчку;

  • «Памятка по составлению делового письма»;

  • карточки с заданиями;

  • образцы писем;

  • Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М., 1985 г.;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с эпистолярным жанром, и разговор пойдёт о деловых письмах, их роли в жизни людей. Узнаем, как классифицируются деловые письма. И будем учиться их писать. Запишите тему урока «Учимся писать деловое письма». Скажите, а в каком функциональном стиле языка используется деловое письмо? Каковы цели, сфера употребления, особенности и жанры этого стиля? Ответ: Жанром делового письма пользуются в официально-деловом стиле. (Слайд №3)

  3. Роль и значение писем. Мы уже говорили раньше, как нужны были письма в то время, когда не было сотовой связи, интернета. Письма играли важную роль в жизни людей. Их писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Давайте вспомним, какие бывают письма?

Ответ учеников: Письма бывают личные, деловые, служебные,

официальные, есть письма-поздравления.

  1. Словарная работа. (Индивидуальное задание. Краткое сообщение, подготовленное учеником).

Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. «Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге», – писали в 1887 г. Сазонов и Бельский, авторы «Полного русского письмовника». Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством.

Сегодня эпистолярный жанр переживает не лучшие времена. Расширение функций устной речи в современных условиях ведет к сокращению объема письменного общения между людьми, оно заменяется телефоном. Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается и переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Активизировался же, обновляется и развивается лишь такой жанр письменной речи, как деловое (служебное) письмо. Вместе с тем, благодаря новым средствам коммуникации, возможно передавать сообщения, помимо традиционной почты с помощью телефакса, факс-модема, электронной почты, пейджера. (Записать в тетрадь эти слова.) Слайд №4. По форме отправления деловые письма могут быть:

  • Конвертные — отосланные с помощью почты в конверте (почтовое отправление).

  • Электронные — отосланные в электронном виде на e-mail (электронная почта).

  • Факсовые — отосланные факсом (факсовое сообщение).

  1. Учитель. Действительно, письмо - один из наиболее употребляемых видов документации. О составлении делового письма и пойдёт речь на нашем уроке. Надо признать, что не существует единой установленной классификации деловых писем. Поскольку основное назначение письма - это передача информации, то чаще всего письма классифицируют по тому, какая именно информация в нем содержится. Это может быть:

- письмо-просьба;

- письмо-запрос;

- письмо-подтверждение;

- гарантийное письмо;

- рекламационное письмо;

- письмо-напоминание и др. (Слайды №5-6)

У каждого из вас на столе лежит «Памятка по составлению делового

письма» (Слайды № 7-8). Она вам пригодятся при выполнении

домашнего задания.

  1. Есть ли разница между понятиями «деловое письмо» и «служебное письмо»? (Индивидуальное задание – сообщение ученика)

- Да, есть. Термин «деловое письмо» обычно применяется для обозначения писем негосударственных организаций, предприятий и учреждений, а термин «служебное письмо» - для обозначения писем государственных организаций, предприятий и учреждений. В «Cловаре терминов по делопроизводству» дано следующее объяснение: «Деловое письмо – это письменное обращение к должностному лицу (представляемому им предприятию, организации, учреждению), подготовленное в соответствии с правилами переписки».

7. Особенности подготовки деловых писем. Структура делового

письма. (Слайд №10)

Текст делового письма, как правило, должен касаться одного вопроса. Изложение начинайте с главной мысли, составляющей тему документа, которую затем последовательно развивайте. В основной части текста должна быть изложена ситуация, выражены личные мысли и чувства по этому поводу или озвучена просьба о конкретных действиях, либо предложен ваш вариант разрешения вопроса.

Текст письма должен иметь логическое завершение. Поэтому особое внимание уделите заключительной части текста. Документ не должен обрываться на полуслове, смысл послания должен иметь законченный вид.

В заключительной части текста должны содержаться:

- вывод, подытоживающий сказанное в основной части письма;

- просьба (требование, указание) к адресату от имени автора или организации, интересы которой он в данном случае представляет;

- указание на характер ожиданий автора послания.

Подпись является обязательным заключительным элементом письма.

Функциональное назначение подписи двойное. Во-первых, она придает официальному письму юридическую силу, во-вторых, удостоверяет личность автора послания.

И не забывайте, что деловое письмо – это прежде всего документ. Поэтому не пренебрегайте правилами его составления. Чего нельзя допускать в деловом письме

В деловых письмах совершенно недопустим развязный или фривольный тон, равно как и лишком сухой текст и банальные «штампы». Также следует избегать сложных формулировок, обилия причастных и деепричастных оборотов, специальной терминологии, понятной узкому кругу специалистов.

В письмо нельзя включать непроверенные, недостоверные и уж, тем более, заведомо ложные сведения.

  1. Обращение к выставке «Самые известные деловые письма в живописи».

Учитель. Форма делового письма отражалась и в живописи. Давайте вспомним такие произведения: картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Габриель Метсю «Мужчина, читающий письмо», В. Яковлев «Старатели пишут И. В. Сталину». (Слайд №11).

  1. Закрепляем изученное. Обратимся к примеру делового письма
    (Слайд №11), сравним его с памяткой к написанию такого письма, найдём несоответствие.

  2. Работа с карточками. Учащимся раздаются карточки с образцами деловых писем. Нужно вставить в них на месте пропусков подходящие по смыслу слова. (См. приложение №2). Затем проверяем результат по слайдам №12-13

  3. Творческая работа. Составьте свой текст делового письма. I вариант –письма-приглашения, II вариант - письма-поздравления. (Слайд №14)

  4. Домашнее задание. Учитель делит класс на 2 группы (одна из более сильных учащихся, другая из менее). Домашнее задание - составить 2 деловых письма. Первая группа составляет текст письма –просьбы, вторая - благодарственного письма участникам школьного тура конкурса «Живая классика». (Слайд № 15).

  5. Заключительная часть урока.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Подведём итоги. Что нового вы узнали на уроки?

Ученики: Сегодня на уроке мы познакомились с особенностями, видами и структурой делового письма.

Учитель: У вас на столах, ребята, лежат сигнальные карточки: жёлтый цвет – остались неясные вопросы по теме урока, голубой цвет – всё понятно по изученной теме. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему впечатлению от урока. (Слайд №17).

До свидания, творческих успехов, и пишите письма! (Слайд №16).

Источники информации.

  • Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. Н. Развитие речи: теория и практика обучения. — М., 1994.

  • Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.

  • Каменская Л. Я. Школьное сочинение по литературе. — М., 1994.

  • Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/

  • delpro.narod.ru›slovar.html



Приложение № 1.

Памятка по составлению делового письма.

1. В правом верхнем углу – название организации – адресата, фамилия, имя, отчество руководителя (адресата)

2. Обращение к адресату

3. Изложение основного содержания: суть проблемы, система доказательств, предложения

4. Выражение признательности

5. Дата

6. Подпись

Приложение №2.

Карточки с заданиями. На месте пропусков вставить подходящие по смыслу слова.


Слова для справок: огромный вклад, роль, миссию, благодарность, признательность, развитие, успех, творческой, физической, начинаний, планов, надежд, чаяний,

Эталон.

Слова для справок: сказать спасибо, поблагодапить, извиниться, пребывания в гостях, визита, способствуют, крепких, доверительных, дружеких, патнёрских, товарищеских, привет, благодарность, сочувствиесделке, организации, планировании проведении,завершении.

Эталон.







Приложение №3.

Письмо-просьба, созданное учениками.

Директору МБОУ СОШ
Чемерисовой А. М.

Уважаемая Анжелика Михайловна!

Мы, учащиеся 8 класса, пишем Вам с целью выразить своё неудовольствие состоянием пришкольного участка и клумб, рассчитываем на Ваше содействие в скорейшем изменении ситуации к лучшему.
Деревья в школьном саду уже состарились, цветов на пришкольных клумбах мало, и они довольно однообразны. Хотелось бы, чтобы внешний вид двора школы имел свой индивидуальный, привлекательный вид, чтобы красота в нашем школьном дворе радовала всех нас.

Просим Васс содействовать в приобретении саженцев деревьев и кустарников и семян цветов.

Мы со своей стороны готовы участвовать в оформлении клумб и посадке растений.

Даже когда мы вырастем и уйдем из школы, наш сад будет щедро одаривать своими плодами будущих школьников, радовать всех пышной зеленью и цветами, а это значит, что мы сделаем действительно важное и полезное дело для многих людей.

  Подписи учащихся 8 класса:


Благодарственное письмо, выполненное учениками.

Ф. И. участника конкурса «Живая классика», класс

Благодарим тебя за участие в школьном конкурсе «Живая классика», за добросовестное отношение к учебному творческому процессу. Желаем оставаться лидером в той области, где у тебя всё получается, не уставая постигать новое, побеждая достойных соперников, сильнейших конкурентов. Верим, что коллектив нашей школы и в дальнейшем будет для тебя необходимой опорой в достижении и покорении новых высот. Надеемся, что ты будешь и дальше совершенствовать свои способности так, чтобы все смогли получать истинное удовольствие от твоих успехов.

Совет и актив школы №84





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!