СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Рассказы о пунктуации" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В русском и других языках пунктуация служит для наиболее чёткой передачи при написании именно того сообщения, которое желает передать автор. Система пунктуационных правил существует для того, чтобы выражать интонационные особенности речи, смысловые оттенки, а также показывать взаимодействие отдельных частей предложения между собой.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Рассказы о пунктуации" 6 класс»

Рассказы о пунктуации  6 класс МБОУ Октябрьская ООШ 2020г.  Учитель:Мякинина В.И.

Рассказы о пунктуации

6 класс

МБОУ Октябрьская ООШ 2020г.

Учитель:Мякинина В.И.

“ Знаки препинания – это нотные знаки. Они твёрдо держат текст

“ Знаки препинания – это нотные знаки.

Они твёрдо держат текст"

(К.Паустовский)

Из истории  Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания.   Такие книги очень трудно было прочесть, потому что написаны они были сплошным текстом.
  • Из истории Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания. Такие книги очень трудно было прочесть, потому что написаны они были сплошным текстом.
Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё.   
  • Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё.  
„ ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.   Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
  • ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.  Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Точка  обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.

Точка

обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово
  • Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово "запятая" встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.
Запятую ставят, когда хотят сказать: « Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.

Запятую ставят, когда хотят сказать: « Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.

Вы знаете эту  историю ?

Вы знаете эту историю ?

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „ вместительным “.   
  • В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „ вместительным “.  
В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
  • Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Двоеточие ставят, если хотят сказать:  «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Двоеточие ставят, если

хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания ( удивления ) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“  М. В. Ломоносова (1755).   
  • Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания ( удивления ) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).  
Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
  • Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Вопросительный знак требует ответа.

В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „ молчанка “ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.   
  • Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „ молчанка “ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.  
Тире показывает, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или указывает, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

Тире показывает, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или указывает, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

Знак многоточие […] под названием „знак п ресекательный “ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.   
  • Знак многоточие […] под названием „знак п ресекательный “ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.  
Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я  сообщил вам еще не все, что знаю».

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке.
  • Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке.
Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
  • Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.

Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.

 Начало научному изучению пунктуации было положено  М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть больше полувека назад.
  • Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть больше полувека назад.
А вот появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в относительно недалёком прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место.
  • А вот появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в относительно недалёком прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место.
Человек потерял запятую,  Стал бояться сложных предложений.  За несложными фразами пришли несложные мысли.  Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией.  Его ничего не радовало и не возмущало.  Затем он потерял ? и перестал задавать весёлые вопросы.  Так он дошёл до точки и совсем разучился мыслить.  Берегите знаки препинания!
  • Человек потерял запятую, Стал бояться сложных предложений. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его ничего не радовало и не возмущало. Затем он потерял ? и перестал задавать весёлые вопросы. Так он дошёл до точки и совсем разучился мыслить. Берегите знаки препинания!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!