В русском и других языках пунктуация служит для наиболее чёткой передачи при написании именно того сообщения, которое желает передать автор. Система пунктуационных правил существует для того, чтобы выражать интонационные особенности речи, смысловые оттенки, а также показывать взаимодействие отдельных частей предложения между собой.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Рассказы о пунктуации" 6 класс»
Рассказы о пунктуации
6 класс
МБОУ Октябрьская ООШ 2020г.
Учитель:Мякинина В.И.
“ Знаки препинания – это нотные знаки.
Они твёрдо держат текст"
(К.Паустовский)
- Из истории Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания. Такие книги очень трудно было прочесть, потому что написаны они были сплошным текстом.
- Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё.
- „ ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Точка
обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
- Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово "запятая" встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.
Запятую ставят, когда хотят сказать: « Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.
Вы знаете эту историю ?
- В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „ вместительным “.
В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
- Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Двоеточие ставят, если
хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
- Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания ( удивления ) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
- Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
Вопросительный знак требует ответа.
В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.
- Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „ молчанка “ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.
Тире показывает, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или указывает, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
- Знак многоточие […] под названием „знак п ресекательный “ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
- Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке.
- Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.
- Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть больше полувека назад.
- А вот появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в относительно недалёком прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место.
- Человек потерял запятую, Стал бояться сложных предложений. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его ничего не радовало и не возмущало. Затем он потерял ? и перестал задавать весёлые вопросы. Так он дошёл до точки и совсем разучился мыслить. Берегите знаки препинания!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ