СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок: Тема: « Путешествие по Африке» 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот интегрированный  урок проводится после того, как по физике изучена тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов», а по географии – «Физико-географическое положение Африки».

Класс делится на три группы. Две  группы – команды путешественников комплексной экспедиции, третья  – группа художников (рисует схему-карту маршрута путешествия, а на уроке контролирует прохождение маршрута). К классной доске прикрепляют красивую схему-карту маршрута, записывают тему урока и эпиграф к нему, чертят оценочную таблицу, вывешивают карту Африки

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок: Тема: « Путешествие по Африке» 7 класс»

Этот нетрадиционный урок проводится после того, как по физике изучена тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов», а по географии – «Физико-географическое положение Африки». Класс делится на три группы. Две группы – команды путешественников комплексной экспедиции, третья – группа художников (рисует схему-карту маршрута путешествия.





Конспект интегрированного урока

Урок-путешествие: физика + география
7-й класс.

Тема: «Заочное путешествие по Африке»


Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет...
М.В.Ломоносов


Этот нетрадиционный урок проводится после того, как по физике изучена тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов», а по географии – «Физико-географическое положение Африки».

Класс делится на три группы. Две группы – команды путешественников комплексной экспедиции, третья – группа художников (рисует схему-карту маршрута путешествия, а на уроке контролирует прохождение маршрута). К классной доске прикрепляют красивую схему-карту маршрута, записывают тему урока и эпиграф к нему, чертят оценочную таблицу, вывешивают карту Африки.

Цели урока

При прохождении маршрута на разных его этапах команды получают задания. По мере выполнения заданий на схеме-карте путешествия флажками отмечают положение команд на маршруте и заполняют оценочную таблицу. Ответы оцениваются по 3-балльной системе. В ходе урока учащиеся записывают в тетрадях тему урока, эпиграф к нему и подробно описывают два любых задания.

Задачи урока

  • Образовательные: углубить знания, полученные при изучении тем «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и «Географическое положение Африки», формировать научное мировоззрение через взаимосвязь явлений (давление, атмосферное давление, его использование и учет; ветры и их образование; природные комплексы Африки и их изменение с высотой); закрепить навыки работы с приборами, картой и атласом.

  • Развивающие: развивать представления о мире и его причинно-следственных связях; развивать навыки логического мышления (анализ, синтез, умение переносить знания, полученные по одному предмету, в область решения вопросов, связанных с другим предметом); применять теоретические знания для решения практических задач.

  • Воспитательные: воспитывать умение общаться друг с другом, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, формировать интерес к физике и географии.

Тип урока: урок-путешествие.

Вид урока: интегрированный.

Оборудование: схема-карта путешествия, физическая карта Африки, географические атласы для 7-го класса, интерактивная схема маршрута, барометр, шприц, пипетка, нож, термометр, ареометр, сосуд с соленой водой.

Ход урока

Учитель географии. - Сегодня мы проводим необычный урок, урок-путешествие комплексной экспедиции по Африке. Двум командам предстоит совершить заочное путешествие по Африке, с целью наблюдения и изучения различных природных явлений. Время года – весна. Вот схема-карта маршрута (объясняет порядок игры). А чтобы нам интереснее было начать путешествие, давайте вспомним. Мы уже знаем, что Африка занимает выгодное физико–географическое положение.

- В каких климатических поясах расположен материк?

Африка расположена в экваториальном, в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.

- Расскажите, какое положение Африки по отношению к морям и океанам. На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

- Положение по отношению к другим материкам.

Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

Учитель физики.- Мы начинаем путь с разминки для капитанов. Капитаны, на старт! (Капитаны вытаскивают задания из конверта № 1.)

*Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?

Ответ. Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает.

*Какими должны быть ботинки путешественника и почему?

Ответ. Подошвы ботинок должны быть резиновыми и рельефными (больше коэффициент трения). Ботинки должны быть свободными, чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть шерстяной носок, что, во-первых, уменьшает давление на стопу в отдельных ее точках при ходьбе по острым камням, т.к. при этом деформируется сначала подошва, потом стелька и носок, а уже затем стопа, а во-вторых, способствует удержанию тепла, т.к. войлок и шерсть обладают плохой теплопроводностью. Кроме того, у ботинок должна быть широкая подошва, тогда площадь опоры, а, следовательно, и устойчивость человека увеличивается. Ведь обувь должна быть не только удобной, но и обеспечивать безопасность в трудных переходах.

*Какие приборы и принадлежности вы возьмете с собой в экспедицию? Покажите те из них, что находятся на демонстрационном столе. Каков принцип их действия? Поясните на примере одного-двух приборов.

Ответ. Компас, барометр, термометр, нож, шприц, пипетка, топор, пила, спички, фонарик.

Жюри подводит итоги. Заполняется оценочная таблица, флажки всех команд продвигаются по маршруту на одну масштабную единицу (3 балла).



Учитель географии. - В конверте № 1 есть еще по одному вопросу командам. Пожалуйста, капитаны, выберите отвечающих. Предварительно ответ можно обсудить, но не больше 1 мин.

*Вы собираетесь в экспедицию в пустыню. Как вы оденетесь? Объясните, почему так.

Ответ. Одежда должна быть из натуральных волокон, чтобы предохранять от перегрева (натуральные волокна содержат в себе достаточно много воздуха). Голова должна быть покрыта чалмой (несколько слоев хлопчатобумажной ткани, обмотанной вокруг головы, содержат воздушную прослойку, что предохраняет от перегрева голову). Днем в пустынях воздух теплее нашего тела, и теплота передается телу. Воздух, содержащийся в натуральных волокнах ткани и между ее слоями, обладает плохой теплопроводностью, поэтому перегрева не происходит. Лицо лучше всего прикрыть от песчаного ветра и от солнечных ожогов (песчинки малы и при ударах о кожу создают большое давление, что ощущается как уколы).

*В какое время года опасно совершать путешествия в тропических лесах на побережье Тихого океана? Почему? Покажите эти районы на карте.

Ответ. Летом, во время летнего муссона. Муссон – это ветер, дующий зимой с суши, а летом – с моря, т.е. меняющий свое направление при смене времен года. Из-за близости суши и моря температуры воздуха над ними сильно различаются. Зимой над сушей преобладает область высокого давления, и воздух начинает двигаться в сторону моря. Это сухие и холодные ветры. Летом суша нагревается больше, и над ней формируется область пониженного давления (в нижнем слое атмосферы). Ветер дует с моря на сушу, он теплый и влажный. Наступает сезон дождей. Непрерывные ливни приводят к чрезмерному увеличению влажности, что отрицательно сказывается на самочувствии человека, увеличивается численность мошкары и гнуса, усиливается заболачивание местности. Путешествия во время дождей нереальны.

Подводятся итоги, заполняется оценочная таблица, на схеме-карте флажки передвигаются на следующую масштабную единицу.

Учитель географии. - Итак, команды уже в пути. Капитаны, получите конверт № 2

Работа с картой.

  1. Дополните предложения.

  2. Африку омывают океаны:…………………, с востока……………..

  3. Африка по отношению к нулевому меридиану находится в ……… полушарии.

  4. Африка по отношению к экватору находится в……………………. полушарии.

  5. Африка по площади…………..Земли.


Для того чтобы продолжить путешествие по Африке следующее задание.



Работа на контурной карте.

  1. Определите высшую точку Африки, и подписать на контурной карте.

  2. Подписать горы и вулканы Африки.

Учитель физики. - Для описания территории, где вы сейчас находитесь, вы должны разгадать кроссворд. Конверт № 3 Кроссворд

По горизонтали:

  1. Инструмент, используемый при заготовке дров.

  2. Прибор, который необходимо иметь в машине для измерения давления в шинах.

  3. Воздушная оболочка Земли.

  4. Фамилия бургомистра, экспериментально доказавшего существование атмосферного давления.

  5. Прибор для измерения атмосферного давления.

  6. Физическая величина, о которой должен помнить дедушка. Готовя шило для ремонта обуви.

  7. Единица силы.

По вертикали:

В рамке прочтите фамилию ученого и сформулируйте закон, названный впоследствии его именем.

Ответы:

По горизонтали: 1. Пила. 2. Манометр. 3. Атмосфера. 4. Герике. 5. Барометр. 6. Давление. 7.Ньютон.

По вертикали: Паскаль.

Учитель физики. - Итак, команды сориентировались и, преодолев трудности первого этапа пути, достигли, наконец, первого большого привала. Здесь они отдыхают, делятся впечатлениями, заносят в дневники путевые заметки, результаты научных наблюдений. Посмотрим, что записали капитаны, и попытаемся проверить их выводы и расчеты.



Учитель географии. - Капитаны, получите вторую часть заданий из конверта № 3. Определите по описанию.

  1. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

  2. Горы на северо-западе материка? (Атлас).

  3. Самый крупный потухший вулкан? (Килиманджаро)

  4. Пустыня на востоке материка? ( Калахари)

  5. Горы на юго-востоке Африки? ( Драконовы).

  6. Нагорье, на котором берет начало р. Голубой Нил? ( Эфиопское)

  7. Самая полноводная и длинная река Африки? ( Нил)

  8. Самое длинное озеро Африки? ( Танганьика)

  9. Мелководное озеро Африки, площадь которого изменяется по сезонам года? ( Чад).


- Об Африке можно говорить как о «самой – самой» Здесь обитают:

Ответы учащихся:

Самое крупное животное суши – африканский слон.

Самое высокое животное – жираф.

Самое быстрое животное – гепард.

Самая большая птица на Земле – африканский страус.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Если правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот,
Воздух обладает массой
Мы попрыгаем по классу.
Найдем давление,
На месте быстро шагом марш!
Чем выше вверх, тем воздух реже,
Друг другу улыбнулись нежно!


Учитель физики. Задания из конверта №4

- Что называют нормальным атмосферным давлением или физической атмосферой?

Ответ. Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760мм при температуре 0 С, называется нормальным атмосферным давлением или физической атмосферой и обозначают 1 атм. =760 мм.рт.ст=101300 Па=1013 гПа

- Единицы измерения атмосферного давления

  • Используя формулу гидростатического давления р=rgh и зная, что плотность ртути r=13600 кг/м3, найдем давление столба ртути высотой 1 мм:

  • В системе СИ атмосферное давление измеряется в Паскалях

  • Р=9,8Н/кг*13600кг/м3*0,001м= 133,3 Па

  • 1мм рт. ст.= 133,3 Па

  • 760 мм рт.ст.=101300 Па=1013 гПа= 1 атм.≈105Па

С высотой давление уменьшается, а с уменьшением высоты (впадины, шахты)- увеличивается

  • При подъёме на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм.рт.ст. или на 133,3 Па

Карта Африки - гора Килиманджаро


Задача: Каково атмосферное давление на вершине горы Килиманджаро, если у её подножия барометр показывает 770 мм рт.ст.?

Посмотрим высоту горы на карте, запишем данные задачи.

Дано:


Решение:

Учитель физики. - Наконец путешественники отправились в путь. Осталось преодолеть последнюю часть маршрута. Каждой команде пришлось встретиться со своими трудностями, искать ответы на возникшие вопросы, продолжать наблюдения, измерения. Посмотрим, насколько успешной будет последняя часть путешествия. (Капитаны получают вторую часть задания также из конверта № 5.)

*Ваша команда поднялась на нагорье Эфиопское. Капитан измерил барометром давление воздуха. Оно оказалось равно 660 мм рт. ст. Какова высота этой вершины над уровнем моря? Покажите барометр. Какова цена деления его шкалы?

Ответ. Известно, что нормальное атмосферное давление 760 мм рт. ст. Известно также, что при небольших подъемах в среднем на каждые 12 м подъема давление уменьшается на 1 мм рт. ст.

Dp = 760 мм рт. ст. – 660 мм рт. ст. = 100 мм. рт. ст.

h = 12 м/мм рт. ст. • 100 мм рт. ст. = 1200 м.

Ответ. Высота вершины над уровнем моря 1200 м.

Подводятся итоги выполнения заданий, на схеме-карте флажки передвигаются по мере передвижения по маршруту.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель физики. – Сегодня, совершив гипотетическое путешествие, вы не только показали свои знания и умение применять их в различных ситуациях, но поняли, что природа, следуя своим законам, объединяет физику, географию, математику и другие науки. А нам надо знать эти законы, уметь учитывать их и пользоваться ими. Слова великого физика Нильса Бора: «Учиться у природы и следовать ее законам», – мы можем считать девизом нашего урока.

Спасибо всем за участие в путешествии! Мы желаем вам дальнейших успехов в изучении наук и надеемся, что среди вас будут и замечательные физики, и замечательные путешественники.

В оценочной таблице записывается общее количество баллов, которые набрала каждая команда. Объявляются результаты, оценки, перечисляются наиболее активные учащиеся. Команды награждаются призами.

 Оценочная таблица

Маршрут

Команда


1

2

I. Старт – «Разминка»:
физика – 3 балла,
география – 3 балла

 

 

 

II. «Работа с картой»:
география – 3 балла

 

 

 

III. «Кроссворд»: физика – 3 балла «Определите по описанию» география – 3 балла

 

 

 

IV. Первый привал география – 3 балла;
физика – 3 балла

 

 

 

V.  Второй привал.
физика – 3 балла

 

 

 

Итоги

 

 

 

Рефлексия.

Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не « зевали»?

( ответы учащихся на « да» и «нет»)

Мое мнение.

Было трудно…..

Было интересно…

Я научился …..

Меня удивило…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Всем желающим – подготовить сообщение об Э. Торричелли, рассказать о нем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!