Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №218»
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2 КЛАССЕ
«ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ».
подготовила
учитель начальных классов
Казанцева Т.В.
Цель: закрепить изученный материал, отработать приёмы сложения и вычитания двузначных чисел
Педагогические задачи: закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр многоугольников; продолжать формировать умение решать уравнения; развивать мышление.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; что такое уравнение; что значит «решить уравнение»; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как проверить результат действия сложения, разные способы проверки результата действия вычитания; умеют: проверять результат действия сложения вычитанием, результат действия вычитания сложением и вычитанием; решать задачи и выражения изученных видов; решать уравнения; составлять задачи, обратные данной, составлять задачи по чертежу.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют и прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество усвоения знаний; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности, строят логическую цепочку рассуждений; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и точно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают всех участников образовательного процесса, согласованно выполняют совместную деятельность, управляют поведением партнера.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия и термины: сравнить, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, проверка, уравнение, решение уравнения, задача, обратная задача, краткая запись, чертеж, треугольник, отрезок.
Оборудование: рабочая тетрадь, «Лист успеха», карточки – задания для работы «Экскурсионный лист», цветные карточки для оценки работы учащихся на уроке, компьютер, медиапроектор, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент. «Покупаем билет» Пусть всем нам сегодня будет светло Гостям уютно, а нам легко.
Сообщение темы урока
- Тема нашего урока: ”Закрепление изученного материала. Решение задач и выражений “.
Задачи урока:
повторять и закреплять вычислительные навыки;
тренироваться в решении задач и выражений изученных видов;
находить периметр многоугольников;
продолжать формировать умение решать уравнения.
- Прочитайте девиз нашего урока:
Думаем – быстро!
Отвечаем – правильно!
Считаем – точно!
Пишем – красиво!
- Перед вами лежит план урока «Лист успеха», в котором вы будете отмечать результат выполнения каждого задания. Знаком «+», если с заданием справились и знаком «-», если – не справились.
Лист успеха
Математический диктант ____
Помогаем кормить животных ____
Задача – расчет ____
Заботимся о здоровье животных ____
Помогаем подготовиться к ремонту ____
В мире интересного ____
Дополнительный материал ____
Итого « + » ___ « – » ___
III. Контроль, коррекция и закрепление знаний учащихся
Устный счёт
Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, любите ли вы посещать зоопарк? Каких животных вы видели в зоопарке? А как вы считаете, нужно ли знать работникам зоопарка математику? Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в зоопарк и поможем его работникам в уходе за животными. Для начала вам нужно приобрести билеты в зоопарк. Учащиеся покупают билеты с числовым выражением, которые лежат у них на парте. По значению выражения все учащиеся делятся на 2 экскурсионные группы (у каждой группы свой результат).
60 + 3 | 63 | 30 + 6 | 36 |
3 + 60 | 6 + 30 |
67 - 4 | 40 - 4 |
20 + 43 | 36 + 0 |
70 - 7 | 0 + 36 |
64 - 1 | 37 - 1 |
63 + 0 | 20 + 16 |
50 + 13 | 26 + 10 |
93 - 30 | | 35 + 1 | |
0 + 63 | 56 - 20 |
2. Каллиграфическая минутка
Учитель. Замечательно! Молодцы! Итак, мы все можем зайти в зоопарк, но зоопарк этот необычный. Расставьте правильно числа в порядке возрастания, запишите их каллиграфично в тетрадь. Вы узнаете место, где мы будем помогать работникам в уходе за животными и птицами.
17 46 78 80 3 85 23 99 31 63
А Р П А С Р Ф К А И
Учитель. – Что такое сафари-парк? Что вы слышали о нём? Кто был? Как он называется? (Парк львов «Тайган»)
3. Фронтальный опрос
- Мы будем выполнять много вычислений. Поэтому для начала предлагаю выполнить устный счёт. Записываем только результат вычислений. (Задание 1 из экскурсионного листа)
Первое слагаемое 3, второе – 50. Чему равна сумма?
Уменьшаемое 47, вычитаемое – 40. Чему равна разность?
Увеличьте 70 на 9.
На сколько 68 больше 8?
На сколько 5 меньше 45?
Чему равно первое слагаемое, если сумма равна 100, а второе слагаемое – 20?
Чему равно уменьшаемое, если разность равна 20, а вычитаемое -- 8.
Уменьшить 54 на 4.
Проверка: 53, 7, 79, 60, 40, 80, 28, 50.
IV. Работа над темой урока
1. Работа в группах «Помогаем кормить животных»
- Посмотрите, как много животных в этом парке. (Демонстрируются слайды с фотографиями животных). Интересно, а сколько еды необходимо, например, для этих обезьянок ежедневно? А львам? Для ответа на этот вопрос предлагаю вам решить примеры, которые записаны в ваших экскурсионных листах. (Учащиеся индивидуально - по группам выполняют задание 2 из экскурсионного листа).
1 группа 2 группа
1. Вычисли суммы удобным способом (устно):
38 + 4 + 56 + 2= 42 + 13 + 8 + 7 =
23 + 9+ 7 + 11 = 4+ 18 + 26 + 2 =
2. Вычисли суммы удобным способом (письменно с комментированием):
32 – 8 = 39 + 7 =
28 + 7 = 73 – 4 =
56 – 9 16 + 4 =
24 46
35 69
47 20
2. Работа в парах «Помогаем сделать расчет расхода на питание для зверей»
(Маршрутный лист - задание 3).
1 группа выполняет задачу-расчёт для птиц (самостоятельно).
Лебеди -- 6 кг Гуси -- 12 кг Утки -- ?, на 3 меньше, чем --- |
После решения – проверка.
2 группа – выполняет задачу-расчёт для травоядных животных.
Всего – 100 кг |
Слон -- ? кг |
Верблюд – 15 кг |
2 ученика решают задачу на доске разными способами (уравнением и числовым выражением), остальные – удобным способом.
3. Физкультминутка «Весёлая зарядка»
4. Коллективная работа по рядам «Заботимся о здоровье жителей зоопарка»
Учитель. В зоопарке работает много разных специалистов. Есть работники, которые знают всё о птицах и умеют ухаживать за ними. Есть люди, которые умеют заботиться о зверях. Есть люди, которые заботятся о копытных животных: лошадях, зебрах, косулях, верблюдах. Давайте поможем им рассчитать количество витаминов, которое нужно давать жителям зоопарка, чтобы они не болели. Чтобы определить это количество, нужно найти значение выражений, данных в экскурсионных листах (задание 4)
- Какой порядок выполнения действий в выражении?
1 группа вычисляет количество витаминов и кормовых добавок для зебр.
Х – 9 = 17
2 группа – для лошадей.
Х + 8 = 28
5. Геометрический материал «Помогаем подготовиться к ремонту»
Учитель. Вы знаете, что все жители зоопарка живут в клетках и вольерах. Время от времени эти «квартиры» необходимо ремонтировать. Для выделения средств на ремонт необходимо выполнить некоторые расчёты. Предлагаю вам выполнить задание 5 из экскурсионных листов.
Задача для 1 группы: Клетка для льва огорожена забором прямоугольной формы. Одна сторона длиной 30 м, а другая – 20 м. Чему равна длина этого забора?
Задача для 2 группы: Площадка для мини поросят длиной 20 м огорожена забором квадратной формы. Чему равна длина этого забора?
- Если мы найдем длину забора, то, что узнаем?
- Что такое периметр?
6. Фронтальная работа с классом «В мире интересных фактов из жизни животных»
Учитель. Ребята! Наша экскурсия подходит к завершению. Мы не только наблюдали за жизнью жителей зоопарка, но и выполняли много расчётов, которые помогут работникам зоопарка лучше организовать уход за животными и птицами. А напоследок нашей экскурсии предлагаю вам интересные факты из жизни животных. ( Задание 6 из экскурсионных листов).
Еноты – очень симпатичные и подвижные зверьки. Но очень часто в зоопарках животные скучают. Каждый день работникам зоопарка приходится придумывать для них развлечения, которые еноты принимают с большой радостью: еду им не просто раздают, а прячут в различных укромных местах, коробках, подвешивают на деревья. Поэтому часто посетители зоопарка могут наблюдать за работой енота в поиске и добыче пищи.
Семья енотов за день съедает 6 кг корма, а за неделю – 42 кг. На сколько кг корма больше необходимо на неделю, чем на один день?
-- Какой праздник приближается?
-- Кто знает, год какого животного, по – восточному календарю, мы ожидаем?
Самой маленькой обезьянкой на планете Земле принято считать карликовую игрунку. Она настолько мала, что с лёгкостью помещается на ладони человека. Величина обезьянок составляет лишь 11-15 сантиметров, не учитывая хвоста, который может достигать 22 сантиметров в длину. Масса карликовых игрунок составляет 100 – 150 г. Однако за счет длинной и густой шерсти обезьянка кажется немного больше.
Продолжительность жизни обезьян зависит от их размеров. У самых маленьких – игрунок – не превышает и 10 лет, а вот у орангутангов составляет 57 лет. На сколько лет больше живут орангутанги?
V. Рефлексия.
Учитель. Вот и закончилась наша экскурсия в зоопарк. Надеюсь, что она была интересной и полезной для вас. Вы убедились, что для того, чтобы животным в зоопарке было уютно, чтобы они были веселы и здоровы, чтобы они радовали посетителей, работникам зоопарка нужно хорошо знать математику.
- Понравилась ли вам наша экскурсия?
- Над какой темой урока работали?
- Какой вид работы вам понравился?
- Что ещё интересного узнали на уроке?
- Положите перед собой «Лист успеха» и подведите итоги своей работы на конец урока.
Лист успеха
Математический диктант ____
Помогаем кормить животных ____
Задача – расчет ____
Заботимся о здоровье животных ____
Помогаем подготовиться к ремонту ____
В мире интересного ____
Дополнительный материал ____
Итого « + » ___ « – »
- Как вы считаете, как вы работали на уроке – поднимите карточку соответствующего цвета. (Зелёный – в полную силу, жёлтый – хорошо, но мог лучше, красный – не доволен своей работой.)
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание:
1 группа – подобрать задачу, связанную с бережным отношением к природе, и решить её.
2 группа – в учебнике с. 93 № 26.
Учитель читает слова:
Спасибо за старание,
Ведь главное – желание,
А навык и умения
С годами к вам придут.
Урок завершается с тёплым настроением. Дети встают. Звучит музыка, песня “Дорогою Добра”.
Список литературы:
Гейдман Б.П, Мишакинай И.Э, Зверева Е.А., Учебник “Математика”.
2 класс, М., “Русское слово”, Издательство МЦНМО, 2011 г.
Гейдман Б.П, Мишакинай И.Э, Зверева Е.А., Рабочая тетрадь. Математика. 2 класс. М., “Русское слово”, Издательство МЦНМО, 2011 г.
Гейдман Б.П, Мишакинай И.Э. Методические рекомендации по работе с комплектом учебников. 2 класс. М., Издательство МЦНМО. 2010 г.
О.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь: в 2 частях. М, Роскнига, 2009 г.