СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Математика "Виды треугольников"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Виды треугольников» Цели: - знакомить с понятием «треугольник», с разными видами треугольников в зависимости от вида углов (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный); учить находить на чертежах треугольники различных видов; закреплять основные геометрические понятия и их свойства: прямая линия, отрезок, луч, угол; закреплять умение решать задачи, уравнения; - развивать вычислительные навыки, логическое мышление, устную связную речь, воображение, математическую речь; умение работать в паре и самостоятельно; - воспитывать внимание, активность, интерес к предмету. Оборудование: презентация «Виды треугольников», карточки для устного счета, для самостоятельной работы, угольник. План урока 1. Организационная часть. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Актуализация опорных знаний. 3.1. Устный счет (работа в парах). 4. Изучение нового материала 4.1. Понятие «треугольник» 4.2. Виды треугольников. 4.3. Чтение параграфа 5. Закрепление изученного материала. 5.1. Коллективная работа 5.2. Анализ и решение задачи Физкультминутка 5.3. Решение уравнений 5.4. Самостоятельная работа 6. Подведение итогов 7. Сообщение домашнего задания План оформления доски 1 – дата, вид работы; 2 – тема урока; 3 – виды треугольников. Ход урока 1. Организационная часть. 2. Сообщение темы и целей урока. Ребята, мы с вами узнали многое, познакомились с разными видами задач, научились читать и записывать многозначные числа, их сравнивать, складывать и вычитать. Впереди нас ждут новые открытия в загадочной и великой стране «Математика», нас ждут «моря задач», «заливы выражений», «геометрические острова», «океаны арифметических действий» и много других приключений. Сегодня мы совершим путешествие по стране «Геометрия» с Пифагориком . А о каких фигурах речь пойдёт на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание. 3. Актуализация опорных знаний. 3.1. Устный счет (работа в парах). - О каких фигурах речь пойдёт на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание. - Перед вами лежат карточки с заданием, работаем в паре. - Как вы будете расшифровывать головоломку? О Т У Г Л К 40•8:100 3•26 – 18 250+700 4+96:2 560:7•4 902 – 348 Е Н Р И Ь 200•7 – 300 649 – 40 – 19 880:44•9 482 – 60 300•9 – 200 60 180 1100 950 52 32 320 2500 590 422 544 - Сегодня на уроке речь сегодня пойдёт о треугольниках. 4. Изучение нового материала 4.1. Понятие «треугольник» - Пифагорику приснился сон, что он – знаменитый путешественник и что он путешествует к островам страны Геометрия. Он взял ломаную линию из трех отрезков и построил лодочку. - Начертите фигуру из 3-х отрезков. - Какую геометрическую фигуру построили? (Треугольник) - Что такое треугольник? Треугольник – геометрическая фигура, которая имеет 3 угла, 3 стороны и 3 вершины. Он плыл на лодочке вокруг красивого острова. На нем гуляли треугольники, взявшись за руки по трое. Они даже пели веселую песенку: Ты на меня, ты на него, На всех нас посмотри. У нас всего, у нас всего по три. Три стороны и три угла, И столько же вершин. И трижды трудные дела Мы трижды совершим. Все в нашем городе друзья, Дружнее – не сыскать. Мы – треугольников семья, Нас каждый должен знать! - Пифагорик пошел за треугольниками и увидел: дома – треугольные, деревья – треугольные и человечки ходили треугольные. Вдруг появился стражник и спросил Пифагорика: «А знаешь ли ты, какие бывают треугольники?» Пифагорик только хотел ответить, что знает, как на него стали надвигаться разные треугольники с разных сторон и спрашивать: «Как я называюсь? Какой я треугольник? А я какой?» Треугольники мелькали у него перед глазами. Пифагорик растерялся, стоял и ничего не говорил. Поможем ему, ребята? 4.2. Виды треугольников. -Рассмотрите треугольники: - Что общего у этих фигур? (Это треугольники, 3 стороны, 3 вершины, 3 угла) - А чем отличаются эти треугольники? (Углами) - Какие углы в треугольнике №1? (Острые) - Как можно назвать такой треугольник? (Остроугольный) - А в треугольнике №2? (Есть прямой угол) - А как бы вы назвали такой треугольник? (Прямоугольный) - А в треугольнике №3? (Есть тупой угол) - А этот треугольник как назовем? (Тупоугольный) - А сейчас проверим, правильно ли мы дали названия треугольникам. 4.3. Чтение параграфа - Прочитаем параграф на с. 4 учебника. - Какой треугольник называют остроугольным? Прямоугольным? Тупоугольным? - Начертите в тетрадях три треугольника: остроугольный, прямоугольный и тупоугольный и обозначьте их буквами. 5. Закрепление изученного материала. 5.1. Коллективная работа - Выполняем № 8 с. 4. Прочитайте задание. - Работаем по цепочке. Выпишите в 3 столбика: остроугольные, тупоугольные и прямоугольные. (Остроугольные: 1, 4, 5, тупоугольные – 2, 3, и прямоугольные – 6, 7). 5.2. Анализ и решение задачи (№ 10 с. 4) - В стране Геометрии живут не только треугольники, но и другие геометрические фигуры: отрезки, лучи, прямые. - Что такое отрезок? (Это прямая ограниченная с двух сторон) - Что такое луч? (Это прямая, у которой есть начало, но нет конца) - Сейчас, используя эти фигуры, к данной задаче мы построим чертёж и решим её. - Прочитайте задачу. - О чем говорится в задаче? - Каково расстояние между городами? (325 км) - Как шел автобус? (Из одного города в другой.) - Что известно об автобусе? (Средняя скорость 60 км/ч.) - Какой главный вопрос задачи? (Через сколько часов автобус будет на расстоянии 85 км от второго города?) - Что нужно узнать? (Время) - Весь ли путь прошёл автобус? (Нет, осталось 85 км) - Можем ли мы сразу найти время? Почему? (Нет. Нам неизвестно сколько прошел автобус.) - Как найти, какой путь он прошёл? (325-85=240 (км)) - А как найти время, зная расстояние и скорость? (t=S:V, 240:60=4 (ч)) Запишите решение задачи. 1) 325 – 85=240 (км) прошел автобус 2) 240:60=4 (ч)-время движения Ответ: 4 часа Физкультминутка 5.3. Решение уравнений (№13 с.4) - Что неизвестно в уравнении? Как находим? (Один ученик выполняет у доски) х – 984=63•5 5603 – х=2874 :6 х+578=196•3 х – 984=315 5603 – х=479 х+578=588 х=315+984 х=5603 – 479 х=588 – 578 х=1299 х=5124 х=10 1299 – 984=63•5 5603 – 5124=2874 :6 10+578=196•3 315=315 479=479 588=588 5.4. Самостоятельная работа (по карточкам) а) Решите задачу. Автомобиль за 6 ч проехал 480км. Какое расстояние мог бы проехать автомобиль за это же время, если бы увеличил скорость на 12 км? Решение: 480 : 6 = 80 (км/ч) – скорость автомобиля 80 + 12 = 92 (км) – расстояние Ответ: 92 км . б) Ира прошла 15 км за 3 ч, а Петя – 16 км за 4 ч. У кого из ребят скорость больше и на сколько? Решение: 15:3= 5 (км/ч) – скорость Иры 16: 4 = 4 (км/ч) – скорость Пети 5-4=1 (км/ч) на 1 км/ч скорость Иры больше Ответ: на 1 км/ч скорость Иры больше, чем Пети. (Коллективная проверка.) 6. Подведение итогов - Что нового узнали? - Что такое треугольник? - Какие треугольники называются остроугольными, прямоугольными, тупоугольными? 7. Сообщение домашнего задания с. 5 №17, № 20 Литература 1. Дмитриевна О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Моро М.И., Бантовой М.А. – М.: Вако, 2010. – 400 с. 2. Козлова С.А., Рубин А.Г. Тесты и контрольные работы к учебнику «Математика», 4 класс. – М.: Баласс, 2008. – 48 с. 3. Моро М.И. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Прсвещение, 2010. – 112 с.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Математика "Виды треугольников"»

Тема: «Виды треугольников»

Цели:  - знакомить с понятием «треугольник», с разными видами треугольников в зависимости от вида углов (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный); учить находить на чертежах треугольники различных видов; закреплять основные геометрические понятия и их свойства: прямая линия, отрезок, луч, угол; закреплять умение решать задачи, уравнения;

-  развивать вычислительные навыки, логическое мышление, устную связную речь, воображение, математическую речь; умение работать в паре и самостоятельно;

- воспитывать внимание, активность, интерес к предмету.

Оборудование: презентация «Виды треугольников», карточки для устного счета, для самостоятельной работы, угольник.

План урока

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы и целей урока. 

3. Актуализация опорных знаний.

3.1. Устный счет (работа в парах).
4. Изучение нового материала

4.1. Понятие «треугольник»

4.2. Виды треугольников.

4.3. Чтение параграфа

5. Закрепление изученного материала.

5.1. Коллективная работа

5.2. Анализ и решение задачи

Физкультминутка
5.3. Решение уравнений

5.4. Самостоятельная работа

6. Подведение итогов

7. Сообщение домашнего задания

План оформления доски



1 – дата, вид работы;        2 – тема урока;

3 – виды треугольников.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы и целей урока. 

Ребята, мы с вами узнали многое, познакомились с разными видами задач, научились читать и записывать многозначные числа, их сравнивать, складывать и вычитать. Впереди нас ждут новые открытия в загадочной и великой стране «Математика», нас ждут «моря задач», «заливы выражений», «геометрические острова», «океаны арифметических действий» и много других приключений.

 Сегодня мы совершим путешествие по стране «Геометрия» с Пифагориком . А о каких фигурах речь пойдёт на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание.

3. Актуализация опорных знаний.

3.1. Устный счет (работа в парах).

- О каких фигурах речь пойдёт на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание.

- Перед вами лежат карточки с заданием, работаем в паре.

- Как вы будете расшифровывать головоломку?

О

Т

У

Г

Л

К

40·8:100

3·26 – 18

250+700

4+96:2

560:7·4

902 – 348


Е

Н

Р

И

Ь

200·7 – 300

649 – 40 – 19

880:44·9

482 – 60

300·9 – 200


60

180

1100

950

52

32

320

2500

590

422

544













- Сегодня на уроке  речь сегодня пойдёт о треугольниках.

4. Изучение нового материала

4.1. Понятие «треугольник»

- Пифагорику приснился сон, что он – знаменитый путешественник и что он путешествует к островам страны Геометрия. Он взял ломаную линию из трех отрезков и построил лодочку. 

- Начертите фигуру из 3-х отрезков.

- Какую геометрическую фигуру построили? (Треугольник)

- Что такое треугольник?

Треугольник – геометрическая фигура, которая имеет 3 угла, 3 стороны и 3 вершины.

Он плыл на лодочке вокруг красивого острова. На нем гуляли треугольники, взявшись за руки по трое. Они даже пели веселую песенку: 


Ты на меня, ты на него, 
На всех нас посмотри. 
У нас всего, у нас всего по три. 
Три стороны и три угла, 
И столько же вершин. 
И трижды трудные дела 
Мы трижды совершим. 
Все в нашем городе друзья, 
Дружнее – не сыскать. 
Мы – треугольников семья, 
Нас каждый должен знать! 

- Пифагорик пошел за треугольниками и увидел: дома – треугольные, деревья – треугольные и человечки ходили треугольные. Вдруг появился стражник и спросил Пифагорика: «А знаешь ли ты, какие бывают треугольники?» Пифагорик только хотел ответить, что знает, как на него стали надвигаться разные треугольники с разных сторон и спрашивать: 
«Как я называюсь? Какой я треугольник? А я какой?» Треугольники мелькали у него перед глазами. Пифагорик растерялся, стоял и ничего не говорил. Поможем ему, ребята? 
        4.2. Виды треугольников.

-Рассмотрите треугольники:


- Что общего у этих фигур? (Это треугольники, 3 стороны, 3 вершины, 3 угла)
- А чем отличаются эти треугольники? (Углами)
- Какие углы в треугольнике №1? (Острые)
- Как можно назвать такой треугольник? (Остроугольный)
- А в треугольнике №2? (Есть прямой угол)
- А как бы вы назвали такой треугольник? (Прямоугольный)
- А в треугольнике №3? (Есть тупой угол)
- А этот треугольник как назовем? (Тупоугольный)
- А сейчас проверим, правильно ли мы дали названия треугольникам.

4.3. Чтение параграфа

- Прочитаем параграф на с. 4 учебника.
- Какой треугольник называют остроугольным? Прямоугольным? Тупоугольным?
- Начертите в тетрадях три треугольника: остроугольный, прямоугольный и тупоугольный и обозначьте их буквами.
5. Закрепление изученного материала.

5.1. Коллективная работа

- Выполняем № 8 с. 4. Прочитайте задание.

- Работаем по цепочке. Выпишите в 3 столбика: остроугольные, тупоугольные и прямоугольные.

(Остроугольные: 1, 4, 5, тупоугольные – 2, 3,  и прямоугольные – 6, 7).

5.2. Анализ и решение задачи (№ 10 с. 4)

- В стране Геометрии живут не только треугольники, но и другие геометрические фигуры: отрезки, лучи, прямые.
- Что такое отрезок? (Это прямая ограниченная с двух сторон)
- Что такое луч? (Это прямая, у которой есть начало, но нет конца)
- Сейчас, используя эти фигуры, к данной задаче мы построим чертёж и решим её.
- Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче?

- Каково расстояние между городами? (325 км)

- Как шел автобус? (Из одного города в другой.)

- Что известно об автобусе? (Средняя скорость 60 км/ч.)

- Какой главный вопрос задачи? (Через сколько часов автобус будет на расстоянии 85 км от второго города?)
- Что нужно узнать? (Время)
- Весь ли путь прошёл автобус? (Нет, осталось 85 км)

- Можем ли мы сразу найти время? Почему? (Нет. Нам неизвестно сколько прошел автобус.)
- Как найти, какой путь он прошёл? (325-85=240 (км))
- А как найти время, зная расстояние и скорость? (t=S:V, 240:60=4 (ч))

Запишите решение задачи.

1) 325 – 85=240 (км) прошел автобус

2) 240:60=4 (ч)-время движения

Ответ: 4 часа

Физкультминутка
5.3. Решение уравнений (№13 с.4)

- Что неизвестно в уравнении? Как находим? (Один ученик выполняет у доски)

х – 984=63·5                5603 – х=2874 :6                        х+578=196·3        

х – 984=315                5603 – х=479                        х+578=588

х=315+984                        х=5603 – 479                        х=588 – 578

х=1299                            х=5124                                х=10
1299 – 984=63·5                5603 – 5124=2874 :6                10+578=196·3

315=315                                479=479                        588=588

5.4. Самостоятельная работа (по карточкам)

а) Решите задачу.

Автомобиль за 6 ч проехал 480км. Какое расстояние мог бы проехать автомобиль за это же время, если бы увеличил скорость на 12 км?

Решение: 480 : 6 = 80 (км/ч) – скорость автомобиля

                80 + 12 = 92 (км) – расстояние

Ответ: 92 км .

б) Ира прошла 15 км за 3 ч, а Петя – 16 км за 4 ч. У кого из ребят скорость больше и на сколько?

Решение: 15:3= 5 (км/ч) – скорость Иры

                16: 4 = 4 (км/ч) – скорость Пети

                5-4=1 (км/ч) на 1 км/ч скорость Иры больше

Ответ: на 1 км/ч скорость Иры больше, чем Пети.

(Коллективная проверка.)


6. Подведение итогов

- Что нового узнали?
- Что такое треугольник?

- Какие треугольники называются остроугольными, прямоугольными, тупоугольными?
7. Сообщение домашнего задания

с. 5 №17, № 20

Литература

  1. Дмитриевна О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Моро М.И., Бантовой М.А. – М.: Вако, 2010. – 400 с.

  2. Козлова С.А., Рубин А.Г. Тесты и контрольные работы к учебнику «Математика», 4 класс. – М.: Баласс, 2008. – 48 с.

  3. Моро М.И. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Прсвещение, 2010. – 112 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!