Урок-путешествие
Первый урок математики в 5-м классе
Воронцова Инна Александровна,
учитель математики,
Форма проведения: игра "Математическое путешествие".
Задачи урока:
Образовательные: повторение базовых понятий курса начальной школы (чтение и запись натуральных чисел, выполнение арифметических действий с натуральными числами).
Развивающие: развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности; развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах;
Воспитывающие: развитие математической культуры речи; формирование эстетического наслаждения от выполненной работы; формирование навыков само- и взаимоконтроля.
Оборудование:
визитная карточка, свидетельство об участии в путешествии каждому ученику;
компьютер, проектор;
презентация игры (Приложение );
заготовки –
План урока:
| Этапы урока |
1. | Организационный момент |
2. | Знакомство. Постановка цели урока. |
3. | Проверка снаряжения. |
4. | Бухта Историческая |
5. | Залив Натуральных чисел. |
6. | Физкультминутка. |
7. | Озеро Смекалки. |
8. | Подведение итогов урока. Рефлексия. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в математическое путешествие. А путешествие помогут совершить наши знания, взаимовыручка, дружба и находчивость. Я желаю вам, чтобы на нашем уроке каждому из вас было тепло и уютно.
На флаге нашего корабля написаны слова: "Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым". У каждого из вас на парте есть визитная карточка, подпишите своё фамилию и имя (можно использовать бейджики).
3. Проверка снаряжения
Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки.
Задание. Запишите математическое выражение и вычислите его значение, ответьте на вопрос и тогда вы узнаете, что я хочу вам пожелать (ученики записывают в тетради выражения и считают его значение или отвечают на вопрос, далее самопроверка).
1. Произведение 9 и 4 9*4=36
2. Разность 57 и 45 57- 45=12
3. Сумма 17 и 4 17+4=21
4. На какое число нельзя делить?
5. Частное 105 и 5 105:5=21
Е | У | Ч | А | П | С | Д | Х | К |
13 | 36 | 0 | 21 | 525 | 100 | 12 | 1 | 11 |
Пожелать я вам хочуУДАЧИ.
Наше путешествие лежит через Историческую бухту, залив Натуральных чисел, озеро Смекалки к острову Математика-5
ИСТОРИЧЕСКАЯ БУХТА ЗАЛИВ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
ОЗЕРО СМЕКАЛКИ
ОСТРОВ
МАТЕМАТИКА-5
4. Бухта Историческая
Математика - это язык, на котором написана книга природы .
Г. Галилей
Отплыв, мы попадаем в бухту Историческую.
Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения. Оно обозначает «наука», «размышление». Математика, как и все другие науки, возникла из потребностей практической деятельности людей. На очень ранней ступени развития у человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счёт времени. При дальнейшем развитии общества усложнялась практическая деятельность человека, а вместе с ней росли потребности в усовершенствованных приёмах счёта и измерений. Первыми существенными успехами в арифметике стали понятие числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. С тех пор накопилось большое количество математических знаний, открытий.
Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М. В. Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учёности". Книга Магницкого являлась скорее энциклопедией математических знаний, чем учебником арифметики, многие помещенные в ней сведения сообщались впервые в русской литературе. "Арифметика" сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Нам с вами предстоит изучать математику по учебнику Н.Я. Виленкина
5. Залив Натуральных чисел
Всё есть число. Пифагорейцы
А впереди нас ждёт залив Натуральных чисел.
– Какие числа называют натуральными?
1, 2, 3, 4, 5, 6,… – натуральные числа (числа, применяемые при счете). Ноль не относят к натуральным числам. Прочитать числа. (Фронтальная работа)
1006
Записать числа (Самостоят.работа, уч-ся работают в тетрадях)
наибольшее четырехзначное число 9 999
наименьшее трехзначное число 100
наибольшее девятизначное число 999 999 999
наименьшее семизначное число 1 000 000
Взаимопроверка.
Задача. (разбор задачи у доски с комментированием).
+ = 630 г
+ = 740 г
+ + = 910 г
груша? апельсин? лимон?
груша 170 г, апельсин 460 г, лимон 280 г.
6. Физкультминутка
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть
7. Озеро смекалки
Смекалка во всяком деле выручит.
1) Найдите неизвестное число
18 18
6
2) Поставьте вместо квадратов знаки действий так, чтобы равенства были верными. (Фронтальная работа)
6 х 8 = 70 - 22 77 : 7 = 5 + 6
3) Поставить знаки действий, если нужно скобки так, чтобы получилось 100. (Работа в парах)
5 5 5 5 5 = 100 ( 5 + 5 + 5 + 5 ) * 5 =100
3 3 3 3 3 = 100 3 3 * 3 + 3 : 3 =100
1 1 1 1 1 = 100 1 1 1 – 1 1 = 100
4) Математические ребусы
ОТРЕЗОК
ЗАДАЧА
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Мы с вами успешно добрались до острова Математика-5.
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М.В. Ломоносов
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Наше путешествие закончилось, но впереди нас ждёт много нового и интересного. В течение всего учебного года мы будем осваивать этот остров, вспоминать всё о натуральных числах, познакомимся с десятичными дробями, узнаем новое об обыкновенных дробях и геометрических фигурах.
Рефлексия. Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке. (Каждому выдаётся карточка-лицо, нужно нарисовать рот)
– Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. | – Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. | – У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. |
Пожелание учителя.
Учебному году положили начало,
Желанье учить и учиться совпало.
Пусть радостным будет учение ваше,
И знаний полученных полная чаша.
Используемые материалы:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013