СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Природный газ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на котором учащиеся выполняют краткосрочный проект по материалу о природном газе, используя ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Природный газ"»

Урок-проект «Природный газ»


Данный урок – один из завершающих тему «Углеводороды», при изучении которой ребята познакомились с представителями данной группы органических соединений, их номенклатурой, изомерией, физическими и химическими свойствами, применением, получением, научились прогнозировать свойства веществ исходя из их химического строения, обосновывать применение веществ их свойствами. 

Проект можно отнести к информационным межпредметным, так как он включает сведения не только по химии, но и биологии (происхождение природного газа на Земле), географии (месторождения природного газа, экономическое значение «голубого топлива»), краеведению (по возможности, использование местного материала по теме), информатике (оформление результатов выполненного проекта с использованием средств ИКТ: набор и компоновка текстов, построение диаграмм состава природного газа и объемов его добычи, подготовка интерактивных плакатов или мультимедиа презентаций и др.).

На данном уроке, как и на некоторых других, учитель предлагает обучающимся сравнить представления о природном газе, которые у них уже имеются, с теми сведениями, которые получены при изучении курса органической химии. Это очень важно для формирования у школьников умения и привычки анализировать и оценивать не только собственные знания, но и неизвестные им факты и сведения. Ведь для решения творческих, поисковых задач важно понять, какую информацию нужно найти, оценить её значение и возможность использования для решения тех или иных проблем.

1. Погружение в проблему

Учитель сообщает название темы проекта и несколько интересных фактов (можно использовать мультимедиа презентацию) и предлагает определить, о каком газе идёт речь.

Он появился на Земле намного позже динозавров.

Ещё в древности этот газ начали использовать для домашних нужд. Например, в I веке н. э. персидский царь приказал построить дворцовую кухню на месте, где газ выходил на поверхность. Огонь там горел день и ночь, и не нужно было тратить ни дрова, ни уголь на то, чтобы его поддерживать.

Канарейки очень чувствительны к содержанию в воздухе основного компонента этого газа. Эту особенность использовали в своё время шахтёры, которые, спускаясь под землю, брали с собой клетку с канарейкой. Если пения давно не было слышно, значит, следовало подниматься наверх как можно быстрее.

Из этого газа, добытого за один год из одной скважины, можно получить искусственной шерсти столько, сколько натуральной шерсти состригают за год с 62 тыс. овец.

Общая протяженность трубопроводов, по которым транспортируют этот газ в России, более 872 тыс. километров. Это в два раза больше, чем расстояние от Земли до Луны или в 20 раз больше, чем протяженность экватора.

Обучающиеся в ходе фронтальной беседы определяют и обсуждают цель исследования, составляю кластер по теме проекта (схема 1), в соответствии с которым делятся на группы.

Схема 1

Вариант кластера «Природный газ»

Нахождение в природе, состав


Экологические аспекты добычи, транспортировки, хранения и применения


Перспективы применения






История применения природного газа



Природный газ


Природный газ как химическое сырьё






Природный газ как топливо


Безопасность использования


Экономическая оценка использования


2. Планирование

Каждая группа проводит работу по плану:

  1. фиксация информации по рассматриваемому вопросу, которая уже известна;

  2. определение источников новой информации (в зависимости от возможностей: книги, интернет, заранее подготовленные учителем папки с материалами по рассматриваемым вопросам);

  3. распределение ролей в команде;

  4. определение формы оформления результатов.

Промежуточное обсуждение оформления результатов проекта. Например, в виде газеты или интерактивного плаката. Во многом форма оформления результата деятельности обучаемых определяется оборудованием кабинета и уровнем сформированности у обучаемых ИКТ умений.

Обязательно ещё раз необходимо обратить внимание обучающихся, что они должны выделить каким-либо способом (по их выбору) то, что им было известно до начала работы над проектом, и то, что они узнали, выполняя поисковую работу.

3. Выполнение проекта

Основные приёмы деятельности обучающихся во время работы над данным проектом перечислены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация приёмов исследовательской и проектной деятельности

Вид деятельности

Приёмы деятельности

Организационная

  • Планирование деятельности;

  • самоорганизация на выполнение поставленной задачи;

  • ведение познавательной деятельности в группе, команде;

  • сотрудничество при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принять помощь товарища и т. п.)

Познавательная

  • Выдвижение идеи (мозговой штурм);

  • осознание личной потребности в поиске новой для себя информации по рассматриваемому вопросу;

  • обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности;

  • формирование собственной точки зрения

Презентационная

  • Подготовка устного доклада (сообщения) о выполненной работе;

  • выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности (макет, плакат, компьютерная презентация, модель, театрализация, видео- или аудиоматериалы и др.);

  • изготовление предметов наглядности;

  • создание презентации в соответствии с определёнными правилами;

  • подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

  • устное изложение материала по компьютерной презентации

Коммуникативная

  • Выражение личных оценок и суждений;

  • ведение диалога для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию;

  • стремление понимать и признавать других людей;

  • принятие выводов, которые формируется в процессе коммуникации;

  • принятие различных средств и приёмов коммуникации;

  • уважение, принятие, поддержание существующих традиций и общих нормы языка (литературного и химического);

  • стремление говорить правильно, используя изучаемые термины и понятия, номенклатуру неорганических и органических веществ;

  • отрицательное отношение к нарушению норм языка (литературного и химического), в том числе в различных источниках информации (литература, СМИ, Интернет и др.)

Поисковая

  • Определение стратегии поиска информации;

  • формулировка поискового запроса;

  • нахождение информации по словарям, энциклопедиям, справочникам;

  • нахождение информации по каталогам, в том числе электронным;

  • контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет;

  • формулирование ключевых слов

Информационная

  • Структурирование информации;

  • свёртывание информации (составление тезисов, схем, графиков, диаграмм, таблиц и др.);

  • сообщение точной, достоверной информации;

  • аргументированная, критическая оценка информации, полученной из различных источников

Учитель на всём протяжении данного этапа помогает обучающимся определить и найти источники информации, при необходимости сам сообщает определённые сведения, осуществляет координацию работы в группах, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы над проектом.

4. Защита проектов

Во время защиты проекта каждая группа делает краткое сообщение по рассматриваемой теме с использованием найденной информации. В результате компоновки всех материалов получается конечный продукт проекта, например, газета.

5. Рефлексия

На этом этапе обучающиеся осуществляют:

  • самоанализ деятельности;

  • рефлексию собственной деятельности;

  • самооценку эффективности выполненной работы и достижения поставленной цели.

Учитель даёт оценку выполненной работы, отмечая степень ясности, доступности, логичности изложения информации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!