СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Прямолинейное распространение света" для 8 класса (ФГОС)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представдлена технологическая карта урока "Прямолинейное распространение света" для 8 класса. Технологическая карта разработа с применением модульной технологии. Можно использовать при изучении нововго материала и при дистанционном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Прямолинейное распространение света" для 8 класса (ФГОС)»

Урок 57. Прямолинейное распространение света

(Записать в рабочую тетрадь тему урока и дату)

Сокращения: УЭ – учебный элемент. Необходимы тетрадь, карандаши (простые и цветные), линейка. ДЗ: §63, 64 (учим теорию + задание УЭ4).


УЭ

Учебный материал с указанием цели и заданий

Комментарий для обучающихся

УЭ1

Цель: изучить прямолинейное распространение света, ввести понятия источник света, точечный источник света, световой луч, сформулировать закон прямолинейного распространения света и его практическое значение.

Учебник: §63, 64.

УЭ2

Цель: дать определение световым явлениям, привести примеры световых явлений, выяснить роль света в жизни человека, животных и растений, сформулировать определение света и понятие источника света.


С глубокой древности люди интересовались природой света, и какую роль он играет в жизни человека и других живых организмов. С самого раннего детства мы наблюдаем различные световые явления. Запишите в тетрадь несколько примеров световых явлений. Попробуйте дать определение световым явлениям. Если не получается обратитесь к видеоролику или посмотрите ниже.

Световые явления – явления, связанные с излучением, отражением, поглощением и преломлением света.

Раздел физики, изучающий световые явления, называется оптикой, т.е. оптика – наука о свете. Так какую же роль играет свет в жизни человека, растений и животных свет? Что такое свет?

Посмотрев ещё раз видеоролик, запишите роль света в жизни человека, растений и животных (можно воспользоваться и учебником) и дайте определение понятию свет. Если сложно, посмотрите определение ниже. Свет – это излучение, которое воспринимается глазом человека, т.е. свет – видимое излучение.

Но сам по себе свет не возникает из ничего. Свет дают источники света – тела испускающие свет. Все источники света делят на две основные группы:

А) естественные (Солнце, звезда, молния, полярное сияние, квазары)

Б) искусственные (свеча, фонарь, прожектор, маяк)

Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/hdZ2u_sH2Eg



Записать в рабочую тетрадь.


Это надо записать и выучить!



Ответ записать в рабочую тетрадь.


Это надо записать и выучить!




Записать в рабочую тетрадь.

УЭ3

Цель: ввести модели «световой луч», «точечный источник света», и на основании этих моделей описать распространение света в однородных средах, сформулировать закон прямолинейного распространения света.


Д ля описания распространения света мы будем использовать некоторые модели. Первой из них является световой луч – линия вдоль которой распространяется световая энергия от источника света.


световой луч



Другая модель – точечный источник света – тело, размеры которого намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие.

Ещё в глубокой древности был сформулирован закон прямолинейного распространения света (Евклид, III век до н.э.): свет в однородной среде распространяется по прямой линии.

Доказать это утверждение не составляет большого труда, даже в домашних условиях (проведите эксперимент с булавками из видеоролика). Образование тени и полутени так же доказывает справедливость закона. Изобразим образование тени и полутени в своей тетради (необходима линейка и карандаши)





Это надо записать и выучить!


Изобразить в тетради рисунок светового луча.



Это надо записать и выучить!



Это надо записать и выучить!







И спользуем сначала точечный источник света.


S Образуется только тень.

Тень


непрозрачное тело экран


Объёмный источник света

экран

Образуется и тень и полутень

полутень

S тень


полутень

непрозрачное тело

Пример задачи на применение закона прямолинейного распространения света.

В солнечный день длина тени на земле от ёлки высотой 1,5 м равна 0,75 м, а от берёзы – 5м. Чему равна высота берёзы?

Д ано: L1 = 0,75м Решение.

h = 1,5 м Сделаем пояснительный рисунок

L2 = 5 м Используя свойство пропорции можно H

Н айти: H. записать: = . Отсюда находим h

H = hL2/L1 = 10 м.

Ответ: 10 м. L2 L1


Изобразить в тетради рисунки построения тени и полутени
















Записать пример в рабочую тетрадь.

УЭ4

Цель: закрепление знаний по теме прямолинейное распространение света.

1.Изобразить образование тени и полутени от двух точечных источников света (смотри рисунок). Заштриховать разным цветом область тени и полутени.

экран


S1 S2




2.От отвесно поставленной метровой линейки в солнечную погоду длина тени равна 40 см. Определите высоту дома, если длина тени от него равна 4,8 м.

3.Упр.44 (№№1 и 3).


Выполнить в рабочей тетради и представить на проверку по e-mail: shagov.sergej@mail.ru 23.04.2020 до 14.00

УЭ5

Цель: подвести итоги урока.

1.Свет играет важную роль в жизни человека, животных и растений.

2.Свет – видимое излучение. Изучает раздел физики – оптика.

3.Свет в однородной среде распространяется прямолинейно (закон, Евклид в III веке до н.э.).

4.Для описания прямолинейного распространения света используется световой луч.

5.От одного точечного источника света образуется только тень, от объёмного источника света – тень и полутень.

6.Солнечные и лунные затмения объясняются прямолинейным распространением света.

7.Закон прямолинейного распространения света можно использовать при строительстве и в геометрии.


Записать в рабочую тетрадь.

УЭ4

№1

№2


экран

полутень


S1 S2 тень



полутень



Из подобия треугольников находим: H = hL1/L2 = 12 м.




Н

h



L1 L2

Упр.44 (№1)

Упр.44 (№3)

Искусственные: прожектор, лампа, светодиоды, свеча, костёр

Естественные: звёзды, молния.

При полном солнечном затмении, находясь в области тени, человек может видеть только край Солнца (солнечную корону) а всю остальную часть Солнца не видит.

При полном солнечном затмении, находясь в области полутени, человек может видеть какую-либо часть Солнца (большую или меньшую).

Это можно объяснить прямолинейностью распространения света.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!