СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – практикум по учебной практике ПМ 03. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий и закусок разнообразного ассортимента»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – практикум  по учебной практике ПМ 03 «Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий и закусок разнообразного ассортимента»

Раздел 3.3. Осуществлять приготовления, творческое оформление и подготовка к реализации салатов разнообразного ассортимента.Тема урока: Приготовление и творческое оформление салатов и  винегретов. Требование к качеству, правила отпуска и подача в авторском исполнение - 6 часов.

Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся.

Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для мастера п/о) и технологических карт и инструкций( для обучающихся) , в которых прописываются действия участников.

Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум по учебной практике ПМ 03. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий и закусок разнообразного ассортимента»»


Урок – практикум по учебной практике ПМ 03.


ПМ 03. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий и закусок разнообразного ассортимента»

Раздел 3.3. Осуществлять приготовления, творческое оформление и подготовка к реализации салатов разнообразного ассортимента.

Тема урока: Приготовление и творческое оформление салатов и винегретов. Требование к качеству, правила отпуска и подача в авторском исполнение - 6 часов.

Цели урока: Обучающая: закрепить знания по предметам общепрофессионального цикла и междисциплинарного курса, сформировать профессиональные компетенции при приготовлении и оформлении салатов из вареных овощей и винегретов.

Развивающая: развивать способности к анализу и обобщению, самоконтролю, самооценке; анализировать учебно – производственные работы с целью достижения лучших результатов, уметь применять полученные знания на практике.

Воспитывающая: формировать культуру отношений в процессе учебного труда, эстетический навык оформления блюд, воспитание бережливости и аккуратности при выполнении работ.

Связь с профессиональными компетенциями:

ПК 3.1.

Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 3.2.

Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение холодных соусов, заправок разнообразного ассортимента.

ПК 3.3.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации салатов разнообразного ассортимента.

ПК 3.4.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации бутербродов, канапе, холодных закусок разнообразного ассортимента

ПК 3.5.

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента.

ПК 3.6

Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи разнообразного ассортимента

Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем обучающиеся делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся. Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для мастера п/о) и инструкций (для обучающихся), в которых прописываются действия участников.

Тип урока: Практическое занятие учебной практики по ПМ 03.

Вид урока: Урок – практикум (самостоятельная работа обучающихся).

Материально-техническое оснащение урока:

Посуда, инвентарь, оборудование: доски разделочные ОВ и ОС, ножи поварские ОВ и ОС, миски, кастрюли, ложки, вилки, посуда для подачи, электроплиты, электронные весы, производственные столы, моечные ванны.

Сырье: картофель, свекла, морковь, соленые огурцы, репчатый лук, соль, перец, масло растительное, майонез, зеленый горошек, капуста квашеная или свежая, яйцо.



Ход урока


Организационный момент: (1-2 мин.)

Приветствие:

Здравствуйте, ребята! Мастер п/о __. Мне очень приятно видеть вас и я надеюсь, что эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы и достигнет желаемых результатов.


Вводный инструктаж: (40 мин)

Сообщение темы и цели урока:

Обратите внимание на доску. Вашему вниманию представлены названия блюд и первая наша задача исключить только те блюда, которые готовятся из сырых овощей.

Итак, посмотрим, что у нас получилось. (На доске остались блюда, которые готовят из вареных овощей). Следовательно, тема нашего урока – «Приготовление и оформление салатов из вареных овощей»

Цель: Закрепить знания по предметам обще профессионального цикла и междисциплинарного курса, сформировать профессиональные компетенции при приготовлении и оформлении салатов из вареных овощей


Сегодня у нас урок пройдет в необычной форме. Мы будем соревноваться за звание лучший повар группы. Победители сегодняшнего мероприятия заработают деньги на открытие собственного бизнеса и получат звание «Лучший повар». Денежки вы будете зарабатывать на протяжении всего урока: за устные ответы, за приготовление и оформление салатов из вареных овощей.

Но за различные нарушения будет накладываться штраф. Таким образом оценить себя по достоинству на сегодняшнем уроке сможет каждый. Кто больше всех заработает сегодня денег, тот и становиться победителем.


Актуализация опорных знаний:


А теперь, давайте «встряхнем ваш багаж знаний»

  1. Что же такое салаты?

(Холодное блюдо или закуска из мелко нарезанных овощей с добавлением яиц, мяса или рыбы, фруктов. Салаты – блюда, которые можно употреблять каждый день и готовить круглый год, используя различные овощи. Это источник витаминов, минеральных солей и органических кислот. Хорошо оформленный салат возбуждает аппетит и приносит эстетическое наслаждение. )

  1. Из каких последовательных операций складывается процесс приготовления салатов из вареных овощей?

(Первичная обработка продуктов, варка продуктов, нарезка овощей и нарезка украшений, заправка, оформление и подача салата).

  1. Какими формами нарезки вы будете нарезать овощи для приготовления салатов? (Мелкий или средний кубик, соломка)

  2. Что используют в качестве заправок?

(Холодные соусы, сметана, растительное масло, салатные заправки)

  1. Когда следует заправлять салаты и почему?

(Желательно перед подачей, так как ухудшается внешний вид и вкусовые качества).

  1. Почему приготовление салатов из вареных овощей должно проводится в строгом соответствии с санитарными правилами?

(Т. к. они не подвергаются тепловой обработке).

7. Какова температура подачи салатов?

(10-120С)

  1. Каковы сроки хранения салатов?

(не заправленные при Т 4-80С, заправленные – 1 час)


Объяснение нового материала:

В мире существует множество салатов. Но мы с вами рассмотрим приготовление салата «Оливье» и винегрета овощного

Для приготовления данных салатов нам понадобится необходимый инвентарь, посуда и оборудование:

  • доски разделочные ОВ и ОС,

  • ножи поварские ОВ и ОС,

  • миски, кастрюли, ложки, вилки,

  • посуда для подачи,

  • электроплиты, электронные весы, производственные столы, моечные ванны.


Но прежде чем мы с вами приступим к приготовлению данных салатов, давайте вспомним правила по технике безопасности, санитарии:

Инструктаж по технике безопасности

Подготовка к работе:

1. оставлять верхнюю одежду, головные уборы в гардеробной;

2. ногти должны быть коротко острижены, без лака;

3. перед началом работы надеть чистую санитарную одежду, обувь;

4. подбирать волосы под колпак или косынку;

5. перед началом работы тщательно вымыть руки с мылом, после чего, вытереть насухо индивидуальным полотенцем;

В течение рабочего дня, мытье рук с мылом повторяют:

1. после каждой производственной операции;

2. в случае если работник что-либо поднимал с пола;

3. после посещения туалета;

4. санитарную одежду менять по мере загрязнения;

5.ведро для пищевых отходов должен освобождаться через каждые 1-1,5часа по мере наполнения.

Во время работы запрещается:

1. выходить из лабораторного кабинета или столовой в санитарной одежде.

Завершение работы:

1. участники рабочего процесса убирают рабочие места, лабораторный кабинет.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом


1. при работе с ножом соблюдать осторожность;

2. правильно держать руку при обработке, нарезке продуктов;

3 переносить, передавать нож с перевязанным лезвием к себе, ручкой к передаваемому;

4 при остановке работы с ножом убирать его в специальную ячейку для ножей;

5 о любом несчастном случае немедленно сообщить мастеру производственного обучения.

Инструктаж по технике безопасности при работе с кухонной электроплитой


Перед началом работы:

1. проверить наличие и цельность ручек, переключатель электроплиты;

2. проверить наличие и исправность заземления (надежность подсоединения к корпусу);

3. включить конфорочную плиту;

Во время работы:

1.максимально заполнять посудой рабочую поверхность электроплит, своевременно включить секции электроплиты и переключать их на меньшую мощность;

2. не допускать включения конфорок на максимальную мощность и среднюю мощность без загрузки;

Требования безопасности в аварийном случае:

1. при обнаружении неисправностей в работе кухонной плиты, а также нарушение защитного заземления её корпуса, работу прекратить и отключить кухонную электроплиту, немедленно сообщить мастеру производственного обучения;

2. до устранения замеченных неполадок припустить к работе не рекомендуется;

3. самому не разрешается производить какой-либо ремонт оборудования или устранять неисправность;

Требование безопасности по окончанию работы:

1. выключить кухонную электроплиту и после её остывание вымыть горячей водой.


1 задание приготовление и отпуск салата «Оливье».

Для данного салата берем уже подготовленные овощи и нарезаем кубиком. (Мастер п/о демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание).


Сообщение из истории салата «Оливье».


Салат «Оливье» изобрел в 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье– владелец трактира «Эрмитаж», который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат «Оливье».

Первоначально француз изобрел для своего ресторана вовсе не салат, а блюдо под названием «Майонез из дичи». Сие чудо состояло из выложенных по периметру, чёрной икры, отварного филе куропатки и рябчика, языка, куриного желе и свежих огурцов. В середине блюда помещалась горка картофеля с перепелиными яйцами.

Вскоре Оливье увидел, что многие русские невежи поданный на стол «Майонез из дичи» сразу перемешивают ложкой как кашу, разрушая тщательно продуманный дизайн, затем раскладывают по своим тарелкам и с удовольствием едят эту смесь. От увиденного он пришел в ужас. Но на следующий день изобретательный француз в знак презрения демонстративно смешал все компоненты, обильно полив их майонезом. В творческом учете русского вкуса Люсьен Оливье оказался прав – успех нового блюда был грандиозен!  Салат стал главной приманкой для посетителей. Его рецепт был тайной, которую Оливье унес с собой в могилу. Но, после недолгого забвения, рецепт был восстановлен по памяти одного из гурманов – завсегдатаев ресторации. 
Основная тайна изумительного вкуса салата заключалась в небольшом количестве неких приправ, которые Оливье лично в тайной комнате вводил в свой майонез. Затем смешиваем все ингредиенты, заправляем майонезом, выкладываем в салатник горкой, оформляем и подаем.

(Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание).


2 задание приготовление и отпуск винегрета овощного.

Для винегрета нарезаем подготовленные овощи -ломтиком, лук- полукольцом, свеклу отдельно заправляем растительным маслом.

(Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание. Разбирают типичные ошибки, обращают внимание на охрану труда)


Сообщение о винегрете:

Винегрет – одно из любимых наших блюд и не уступающее по популярности знаменитому салату « Оливье ». Это холодное овощное блюдо, подаваемое на закуску и принятое в русской кухне. С середины 19 века так стали называть в России салаты из отварных овощей, сдобренные уксусом. Утверждают, что название « винегрет» появилось в царствование Александра 1. Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар Антуан Карем, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, Карем, указывая на него, спросил: «Винегр?», что по-французски означает уксус. Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: «Винегрет, винегрет..» Так в царском меню появилось новое название блюда.

Винегрет – это смесь всячины. Поэтому разновидностей приготовления винегрета очень много. Приготавливают с мясом, отварной рыбой, селедкой, с грибами, с фасолью, жареным мясом, квашеной капустой, со сметаной и т.д. Затем смешиваем все ингредиенты, заправляем растительным маслом, выкладываем в салатник горкой, оформляем и подаем.

(Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание. Разбирают типичные ошибки, обращают внимание на охрану труда)


Выдача обучающимся задания на урок учебной практики:


1. Приготовить салат «Мясной»;

2. Приготовить салат «Столичный»;

3. Приготовить Винегрет с сельдью;

4. Приготовить салат картофельный с соленой рыбой


Мастер п/о сообщает обучающимся о норме времени на практическое занятие, напоминает о правилах охраны труда, критериях оценки (в соответствии с картой обхода) (Приложение № 1, № 2).


Подведение итогов вводного инструктажа.

Текущий инструктаж: (5 часов)

Распределение обучающихся по рабочим местам.


Деятельность обучающихся

Деятельность мастера

1. Организация рабочего места

1.Обход с целью проверки правильности организации рабочего места

2. Подготовка продуктов и их взвешивание

2.Наблюдение за деятельностью обучающихся

3.Первичная обработка продуктов, их варка, охлаждение

3. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ.

4. Нарезка продуктов для салатов

4. Обход с целью контроля соблюдения правил по техники безопасности. Наблюдение за деятельностью обучающихся. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ.

5.Соединение ингредиентов. Заправка салатов

5. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. Обход с целью контроля соблюдения правил по санитарии и гигиене. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ.

6. Оформление салатов

6. Обход с целью оказания практической помощи по оформлению салатов. Наблюдение за деятельностью обучающихся.

7. Подача салатов


7 Принятие работ. Бракераж готовых салатов. Оценка качества.

Заключительный инструктаж


1. Подведение итогов за день.

2. Демонстрация лучших изделий.

3. Разбор ошибок, допущенных во время работы, а также способы их устранения

4. Сообщение оценок за выполнение работы.

5. Дегустация изделий.

6. Уборка рабочих мест и лаборатории


Домашнее задание: самостоятельно приготовить салат – коктейль с ветчиной и сыром. Технология приготовления представлена в инструкционно- технологических картах. (Приложение № 3)


Мастер производственного обучения отмечает работу каждого обучающегося и группы в целом. Объявляет обучающегося, который заслужил звание «Лучший повар»


Рефлексия: Техника «рефлексивный спектр».


На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры рефлексии состоявшейся деятельности. Участник вкладывает смайлики в «кармашки» сектора:

  • Активно;

  • Было интересно;

  • Было понятно;

  • Узнал новое.

Затем мастер п/о проводит краткий анализ деятельности обучающихся на уроке учебной практики, выставляет оценки.











Приложение 1



Карта обхода рабочих мест



№ п/п

Ф. И. О.

Виды обхода

1

2

3

4

5

6

7

8

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










14










15










16










17










18










19










20














1 – Организация рабочих мест.

2 – Первичная обработка продуктов.

3 – Нарезка продуктов

4 – Соединение ингредиентов, заправка

5 – Оформление салатов

6 - Соблюдение правил санитарии и гигиены.

7 – Соблюдение требований охраны труда.

8 – Норма времени

Приложение 2

Тест качества и производительности труда

Профессия

260807 «Повар, кондитер»

Специальность

Повар, кондитер

Задание

Приготовить: салат – коктейль с ветчиной и сыром

Учебные элементы программы

Подготовка продуктов, нарезка продуктов соломкой, выкладывание в креманки, оформление и подача.

Норма времени 5ч 00мин

Условия выполнения

Учебный кулинарный цех

Эталонные требования к качеству

1

Цвет: соответствует продуктам входящих в состав салата

5

Вкус: соответствует продуктам входящих в состав салата, в меру соленый


2

Внешний вид: эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая

6

Выполнение нормы времени: 5 ч. 00 мин.

3

Консистенция: продуктов упругая, не разваленная

7

Соблюдение охраны труда, техники безопасности и правил санитарии и гигиены

4

Запах: соответствует продуктам входящих в состав салата



Критерии оценки качества и производительности труда

Показатель оценки

Оценка в баллах


«5»

«4»

«3»

1

Цвет

соответствует продуктам входящих в состав салата

соответствует продуктам входящих в состав салата

соответствует продуктам входящих в состав салата

2

Внешний вид

эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая

эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая

эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая

3

Консистенция

продуктов упругая, не разваленная

Продукты слегка не сохранили форму

продукты форму нарезки не сохранили

4

Запах

соответствует продуктам входящих в состав салата

Без изменений

Имеет посторонний запах

5

Вкус

соответствует продуктам входящих в состав салата, в меру соленый

Без изменения

Пересолен

6

Выполнение нормы времени



5 ч. 00 мин.

5 ч. 30 мин.

5 ч. 40 мин.

7

Организация рабочего места, Т.Б., санитария и гигиена



Без нарушений

Без изменений

Мелкие нарушения требований охраны труда.

Сумма баллов : 35-32 баллов – «отлично», 31-27 баллов – «хорошо», 26-21 баллов – «удовлетворительно»




Инструкционно-технологическая карта Приложение 3

Тема: приготовление и оформление холодных блюд и закусок

Тема урока: приготовление и оформление салатов из вареных овощей.

Приготовить: Салат – коктейль с ветчиной и сыром

Посуда, инвентарь: миска, кастрюли. разделочные доски, поварские ножи, посуда для подачи.



Технология приготовления


Очищенные от кожицы огурцы, сыр и ветчину нарезают соломкой, укладывают в фужер или креманку слоями, поливают майонезом со сметаной. Перед отпуском украшают сладким перцем, яйцами, зеленью.








Ход работы


  1. подготовка продуктов

  2. нарезка продуктов соломкой

  3. укладывание в фужеры или креманки

  4. заправка салата

  5. оформление

  6. подача

  7. уборка рабочего места






Продукты

Бруто

Нетто

Сыр

44

40

Ветчина

40

40

Огурцы

50

45

Сметана

20

20

Яйцо

20

20

Майонез

30

30

Перец сладкий маринов.

20

20

Петрушка зелень

6

6





Требования к качеству


Продукты нарезаны аккуратно, равномерно. Консистенция овощей упругая. Вкус соответствует продуктам входящих в состав салата, в меру соленый.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!