СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – практикум по русскому языку в 11 классе " Сложные предложения с разными видами связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи.

Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум по русскому языку в 11 классе " Сложные предложения с разными видами связи"»




КГУ «Юбилейная средняя школа»

Урок – практикум

по русскому языку в 11 классе

Тема: Сложные предложения с разными видами связи


Учитель: Топчая В.Н.

учитель русского языка и литературы

2016г


Обобщающий урок русского языка в 11-м классе

Тема: "Сложные предложения с разными видами связи" Подготовка к ЕНТ

Цели урока:

-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований Единого национального тестирования.-развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь), учебно-информационные умения ( навыки работы с компьютером) -воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание изучать родное слово.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, ноутбуки, тестовые задания, карточки, оценочные листы.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

-Добрый день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Садитесь.

А формула удачи нашего урока: Улыбка - настроение - вера в себя - результат.

-Выберите из стикеров тот, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Напоминаю: розовый цвет – вы полны энергии, готовы активно работать, жёлтый цвет – вы спокойны, готовы к уроку.

-Мы сегодня будем работать на отдельных оценочных листах. Оставьте строчку для написания темы, вы её сформулируете самостоятельно, я думаю, это будет не трудно.

2. Проверка д/з.

Работа в парах. Теоретическая разминка

-Давайте вспомним, что вам необходимо было выполнить дома (составить вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация»).

-С какой целью, вы выполняли задания.(чтобы повторить и закрепить все знания по теме сложные предложения). Давайте проверим ваши знания по данной теме, используя игру «Вращающийся круг»

6. Целеполагание. - Так, какова тема урока, цель нашего урока? Как достичь этой цели? Каким путём? Что можете сделать?

Наша цель: обобщение знаний из данного раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации. Привести в систему и углубить сведения о синтаксисе и пунктуации, а именно сложные предложения с разными видами связи.

Оформите записи на листе:

Тема: Сложные предложения с различными видами связи

цель: ……..

-Я приглашаю вас к деловому сотрудничеству, пусть оно будет интересным и продуктивным.

4.Тест «Проверь себя!»

Задание: определить вид связи

Выполнение тестового задания по теме «Сложное предложение». Работа в паре. Самопроверка по ключам.

  1. Основная часть урока.

Повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

-Ребята, из результата того, что вы уже выполнили, я предлагаю вам каждому определить проблемное поле по теме нашего урока. Для этого ответьте на вопросы, чтобы установить диагностику на начало урока, а затем проведём диагностику в конце урока. Посмотрим, как вы поработали над своим проблемным полем.

«0б» -ничего не знаю

«1б» - немного знаю

«2б» - хорошо знаю

«3б» - отлично знаю

-А что для этого нужно сделать? (отработать умения по данной теме, исследовать синтаксические конструкции с разными видами связи и т.д.)

-Итак, переходим к практической части.

2.Практическая часть.

Задание 1.Постановка запятой в сложных предложениях с соединительной и подчинительной связью. При каких условиях рядом стоящие союзы разделяются запятой?


Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) можно заметить приближение весны.

Ответ:1,2,3


Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) то можно заметить приближение весны.

Ответ:1,2


Задание 2. Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении.

Соотнесите вид связи.

1.Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обычно бывает на юге (М.Лермонтов)


А. сочинительная и бессоюзная связи

2.Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А.Чехов)

Б. сочинительная и подчинительная связи

3.Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его со светом бою, а оно, стараясь брызнуть на мир, напряжённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А.Чехов)

В. подчинительная и бессоюзная связи

4. Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И.Бунин)

Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связи

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-А


Физкультминутка. Устали, пришло время отдохнуть глазам. Слушаем музыку, следим за бабочками и быстро-быстро моргаем


Задание 3. Синтаксический разбор сложного предложения. Выбери правильный ответ.

Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел, так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе; солнце, согревая все своим теплом, было уже высоко.

Предложение состоит из:

А-2, Б-5, В-4 простых предложений



Ответ: Б-5

2.Между первым и вторым предложениями связь

А - подчинительная ( придаточное изъяснительное)

Б-подчинительная (придаточное определительное)

В - сочинительная

Ответ: Б – подчинительная (придаточное определительное)


3.Третье предложение относится к первому как

А - придаточное обстоятельственное

Б - придаточное определительное

В - придаточное изъяснительное

Ответ: А – придаточное определительное

4.Второе и третье предложение находятся в:

А - однородное подчинение

Б - последовательное подчинение

В - Неоднородном подчинении

Г - параллельное подчинение

Ответ: А – однородное подчинене

5.Между третьим и четвёртым предложениями связь:

А - сочинительная

Б - подчинительная (придаточное меры и степени)

В - подчинительная ( придаточное определительное)

Ответ: Б – подчинительная (придаточные меры и степени)

6 . Это предложение

А- СПП с однородным и комбинированным подчинением

Б – СПП с однородным и последовательным подчинением

В –сложное предложение с разными видами связи

Ответ: В – сложное предложение с разными видами связи

7. Эта схема соответствует данному предложению

А – Да

Б - Нет

Ответ: А- Да

Задание 4.Составьте схемы предложения

1.Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту-две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма.


2.Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше; казалось, что конца не будет подъёму.


3.По сумрачному небу носились пустые тучи, и, хотя шёл только третий час дня, было темно.



-Если вы готовы, то выполним взаимопроверку, поднимите вверх свои листы, объединитесь в пары по цветам. Обменяйтесь листочками, правильные ответы у всех одинаковые.

Выставите оценки в оценочный лист

Дополнительное задание:

Мини-тест

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.


1)1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4


2.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


1)1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4


3.В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.


1)1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4


4.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.


1)1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,4 4) 1,3


5.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.


1)1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4




- Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Оцените работу.

|V. Рефлексия:

Выполните рефлексию своей деятельности:

Оцените себя по пятибалльной системе.

1.Я знаю, что такое сложное предложение.

2.Я знаю, как определить тип сложного предложения.

3.Я знаю, какие средства связи используются в предложениях.

4.Я могу расставлять знаки препинания в сложных предложениях.

5.Я умею доказывать, что то или иное предложение относится к данному типу.

-Каковы ваши результаты сегодня (итоговая оценка)

-Какие задания были наиболее лёгкими, выполнены без ошибок?

-Какие задания были наиболее трудные?

-Как я преодолевал (а) (пыталась преодолевать) трудности? Над чем ещё нужно поработать?

V . Домашнее задание (на выбор)

Прочитайте текст

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв

1.Напишите сочинение-рассуждение по тексту

Или составьте тест по пройденной теме на уроке.

V|.Завершение урока

-Спасибо всем за урок. Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Ведь помогла нам сегодня наша формула? Будьте добрыми! Всегда оставайтесь замечательными людьми! Удачи!

















Приложение

Дата:

Тема:

Цель:

Лист оценивания

________________________________

Ф. И.

Задание

Д/з

«Вращающийся круг»

Тест

«Проверь себя»

Практическая работа

Доп.

Мини-тест

Итог

№1

№2

№3

№4

оценка









Выполните рефлексию своей деятельности:

Оцените себя по пятибалльной системе.

1.Я знаю, что такое сложное предложение.

2.Я знаю, как определить тип сложного предложения.

3.Я знаю, какие средства связи используются в предложениях.

4.Я могу расставлять знаки препинания в сложных предложениях.

5.Я умею доказывать, что то или иное предложение относится к данному типу.


-Каковы ваши результаты сегодня (итоговая оценка)

-Какие задания были наиболее лёгкими, выполнены без ошибок?

-Какие задания были наиболее трудные?

-Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Над чем ещё нужно поработать?



Домашнее задание

2. На выбор: Напишите сочинение-рассуждение по тексту

или составьте тест по пройденной теме на уроке.

Прочитайте текст

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!