СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Потребление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроках обществознания и на занятиях по Финансовой грамотности. В разработке представлены различные задания, что позволит сделать урок интересным. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Потребление"»

Потребление (8 класс)

Цель урока: сформировать знания о сущности семейного потребления, страховых услугах, защите прав потребителей и развитие финансовой культуры школьников.

Задачи урока:

  • Раскрыть сущность понятия «потребление» и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества.

  • Сформировать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя.

  • Способствовать развитию правовой культуры и сознательного поведения человека как потребителя.

  • Развивать финансовую грамотность школьников

Планируемые результаты:

Предметные: уметь объяснять сущность понятий потребление, доход, страхование, потребитель; определять виды страхования; знать права потребителя.

Метапредметные:

- коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в npoцecce дискуссии; находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

- регулятивные: формировать целевые установки познавательной деятельности, выстраивать алгоритм работы

- познавательные: выстраивать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Личностные: формирование экономической и финансовой грамотности, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рабочий лист урока, презентация.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Методы и методические приёмы: проблемный, наглядный, интерактивный.

Основные термины и понятия: потребление, страховые услуги, семейное потребление, права потребителя


Ход урока:

  1. Актуализация знаний (Беседа)

1. Каковы основные потребности человека?

2. Что такое бюджет и как формируется семейный бюджет?

3. Из чего складывается бюджет семьи?

  1. Изучение нового материала

План изучения нового материала

  1. Потребление как сфера экономической жизни.

  2. Личное и семейное потребление.

  3. Страховые услуги.

  4. Экономические основы прав потребителя.


  1. Потребление как сфера экономической жизни.

Учитель: Для удовлетворения потребностей люди используют различные товары и услуги, т.е. потребляют.

Потребление – использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей (запись в тетрадь)

- Кто является основными потребителями в экономике? (Человек, семья, фирма, государство)

- Составьте кластер по теме: «Виды потребления» (Работа с текстом учебника стр.208)

Потребление





НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЕ



ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ



ЛИЧНОЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ




  1. Личное и семейное потребление.

Работа с учебником и беседа:

  • Что влияет на личное и семейное потребление?

  • Как потребление связано с размером дохода?

  • Что такое сбережения? Для чего нужны сбережения?

(Сбережения - это сред­ства, накопленные для будущего потребления и помогаю­щие приобрести дорогостоящие товары или услуги)

  • Какие бывают расходы?

  • регулярные — те, которые повторяются изо дня в день, каждый месяц или в течение года.

  • переменные — те, которые возникают по мере необходимости.

  • сезонные — расходы, связанные с наступлением определенного времени года.

    Виды расходов

    регулярные

    сезонные

    переменные

    непредвиденные






  • непредвиденные расходы возникают незапланированно.

Задание: Распределите указанные расходы в таблице: покупка купальника, оплата проезда в общественном транспорте, покупка одежды, посещение салона красоты, покупка нового телефона взамен сломавшегося, приобретение банок для закрутки солений, подготовка к 1 сентября, покупка продуктов, оплата мобильной связи, налоги и коммунальные платежи, ремонт автомобиля, празднование дня рождения, ремонт бытовой техники (Приложение 2)

Две группы работают с распечатанным материалом и две группы переходят по ссылке в планшетах, выполняют интерактивное задание https://learningapps.org/display?v=pddqn77ga23

  • Как вы объясните установленную экономистами закономерность: «Чем большую часть средств населе­ние тратит на питание, тем ниже уровень благосостоя­ния в той или иной стране»?

  • Проанализируйте данные, о чем они свидетельствуют?

В США средняя семья тратит на питание 6-7% своего бюджета, во Франции – 12,2%, в России – 28,8%. В развивающихся странах доля расходов на питание составляет 50-60 % и более.

Вывод: При высоком уровне благосостояния значитель­на доля произвольных расходов, а при низком уровне возрастает доля обязательных расходов. Данный закон сформулировал немецкий статист Э. Энгель.

Закон Энгеля: с ростом семейных доходов доля расходов

  • на питание снижается;

  • на одежду, жилье, коммунальные услуги меняются незначительно;

  • на культурные потребности заметно возрастает


- Какие факторы влияют на специфику потребительских расходов семьи?

  • размеры доходов

  • состав и возраст членов семьи

  • вкусы, привычки, интересы

  • культурный уровень.

3. Страховые услуги.

- Вспомните, каким может быть бюджет семьи? (Дефицитный, профицитный, сбалансированный)

- Что такое «подушка безопасности»? (Запас денежных средств, который равен сумме расходов человека или семьи как минимум за 3 месяца.)

У каждой семьи должны быть сбережения. Одним из способов сбережения семьи является страхование.

Страхование – экономические отношения, включающие образование фонда средств для возмещения потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховые случаи), путем выплаты страховых сумм. Цель - защита имущественных интересов граждан. (Запись в тетрадь)

- Работа с учебником стр. 211, заполните схему:

Задание: О каком страховании идет речь? Заполните таблицу

Примеры

Вид страхования

Это страхование предусматривающее защиту имущественных интересов застрахованного лица, связанных с его жизнью и смертью.


Гражданин Иванов А. застраховал свой автомобиль по системе первого риска на сумму 900 тыс. руб. Ущерб, нанесенный автомобилю в результате аварии, составил 300 тыс. руб. Страховая компания выплатила страховое возмещение в размере 300 тыс. руб.


Это страхование обеспечивает всем гражданам РФ, независимо от пола, возраста, места проживания и социального статуса равные возможности в получении медицинской помощи.


В соответствии с Федеральным законом владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.




4.Экономические основы прав потребителя

15 марта 1962 г. президент США Джон Кеннеди провозгласил четыре основных права потребителей:

  • Право на безопасность.

  • Право на информацию.

  • Право на выбор.

  • Право на возмещение ущерба.

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. (Запись в тетради)

- Когда вы выступали в роли потребителей?

Задание: Определите, кто из персонажей является потребителем? (на слайде)

  • Мама с дочкой пошли на рынок и приобрели зимние сапоги. (Да)

  • Ученик дал почитать книгу товарищу. (Нет, так как он не платил за данную услугу.)

  • Нина сделала стрижку в салоне «Белль». (Да)

  • Предприниматель приобрел партию шарфов для перепродажи. (Нет, он не будет сам использовать эти товары.)

  • Семен ежедневно добирается к месту работы на метро. (Да)


Работа в группах:

Работа с «Законом о защите прав потребителей»

- О каких правах говорится в законе?

Решение задач:

1)Покупатель Белкин возвращает в магазин открытую коробку шоколадных конфет «Ассорти» с чеком через 2 часа после покупки. На поверхности конфет белый налёт (сахарное поседение). Как вы поступите в данном случае?

(Заменить на другой товар или вернуть деньги. Товар некачественный. «Сахарное поседение» на поверхности – не допускается к реализации.)


2) Покупательница Янина купила в магазине блузку. Через 5 дней она пришла в магазин с просьбой обменять блузку на другую. Кассового чека у покупательницы нет. Каковы ваши действия?

(Потребитель имеет право обмена в течение 14 дней (ст.25 п.1). Отсутствие кассового чека не является основанием для отказа.)


3) Покупатель Сидоров приобрёл жене плащ, дома она померила – оказался мал. Может ли он его поменять в магазине?

(В соответствии со статьёй 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретён, если товар не подошёл по форме, габариту, фасону, расцветке или по иным причинам не может быть использован по назначению. Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки.)


4) Гражданка Глазкова О.А. приобрела в магазине порошкообразное чистящее средство. Придя домой и осуществив уборку, она почувствовала себя плохо и через 2 часа была госпитализирована с диагнозом «острая аллергическая реакция на гидроокись калия».

Выписавшись из больницы гр. Глазкова стала требовать у производителя возмещения морального ущерба и вреда, причиненного здоровью, т.к на упаковке приобретенного ей чистящего средства вещества, на которое у неё аллергия, указано не было. Производитель отказывает ей в ее требованиях, ссылаясь на то, что ее реакция на данное вещество очень редкая и сугубо индивидуальная, этого они предусмотреть по их словам не могли. На чьей стороне закон?

(В соответствии с особенностями продажи товаров бытовой химии, «информация о товарах бытовой химии должна содержать наименование всех входящих в состав товаров бытовой химии ингредиентов. Глазкова абсолютно законно требует возмещения морального ущерба и вреда, причиненного здоровью.)


5) Гражданин Петров А.С. 23 июня приобрел в магазине «Техносила» тостер. Через несколько дней тостер вышел из строя. Петров обратился в магазин с просьбой вернуть ему деньги с тем, чтобы прибрести тостер в другом магазине. Магазин признал ненадлежащее качество товара, однако отказался расторгнуть договор купли-продажи и заявил о единственном возможном варианте-замене тостера с неисправностями на новый тостер аналогичной марки. Но Петров продолжает требовать именно расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств. На чьей стороне закон?

(В соответствии со ст. 18 п.1. «потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы». Закон на стороне Петрова и магазин обязан по его требованию расторгнуть договор и вернуть денежные средства.)

  1. Рефлексия:

«Потребитель и его права» Верно/Неверно

Ситуация

Верно

Неверно

Потребитель – человек, заказывающий или приобретающий товары и (или) услуги для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.


+

Продавец не обязан предоставить потребителю полную информацию о товаре.


+

Потребитель имеет право на возмещение убытков, вызванных предоставлением недостоверной информации.

+


Срок годности товара устанавливается на все виды товаров.


+

Информация о товаре должна быть предоставлена на русском языке.

+


За упаковку товара весового товара продавец имеет право взять с вас оплату.


+

Потребитель, которому был продан товар с недостатком, вправе потребовать уменьшения цены товара или замены товара.

+


Некоторые виды товаров при соблюдении определенных условий могут быть возвращены продавцу в срок 14 дней со дня покупки.

+


Продавец освобождается от ответственности, если вред, причиненный потребителю, был ему нанесен вследствие нарушения потребителем установленных правил эксплуатации товара.

+


Домашнее задание: параграф 25, вопросы, задания из рубрики «В классе и дома».

Опережающее задание к следующему уро­ку: узнать у родителей, какими банковскими услугами они пользуются.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!