Урок по выбору профессии.
Тема: Ошибки и трудности при выборе профессии.
Когда кто-то идет не в ногу, не спеши
осуждать его: возможно , он слышит звук
другого марша. Г. Торо
Цель: Обобщить знания учащихся по классификации профессий и умению
составлять формулы профессий.
Дать представление о типичных ошибках при выборе профессий.
Познакомить с условиями оптимального выбора профессий.
Вести с учащимися профориентационную работу, готовить их к
будущей трудовой деятельности.
Оборудование: наглядности, картинки с профессиями, слайды, таблицы, раздаточный материал, карточки для ротации, компьютер, проектор.
Ход урока:
1.Орг момент
- приветствие
-мотивация
- знакомство с планом урока
- ротация ( деление на 6 групп по цветным карточкам )
2. Повторение пройденного материала
а) Работа в группах по картинкам. Задание: определить по картинке профессию и назвать :
1 гр - тип профессии
2 гр – класс
3 гр - отдел
4 гр - группу
5 гр - кольца Венна
6 гр - по формуле (З П М Б) найти профессию, которая ей соответствует.
Заполнить концептуальную таблицу
Название профессии | Тип ПТЧЗХ | Класс ГПИ | Отдел РМАФ | Группа БОНМ |
пилот | | | | |
токарь | | | | |
парикмахер | | | | |
врач | | | | |
учитель | | | | |
б) презентация работы групп, оценивание.
Переход к новой теме
Профессий в мире насчитывается более 40 000, и порою трудно выбрать ту, которая будет приносить удовлетворение вам и пользу обществу.
Формула помогает преодолевать неопределенность ситуации, но все же знание формулы профессии не исключает возможности ошибок при ВП.
По статистическим данным только 50% трудового населения довольны выбранной ими профессией.
(слайд 1 - результаты статистики)
Вопрос, почему многие люди ошибаются при ВП и какова причина этих ошибок? Это и есть тема нашего урока.
( запись темы в тетрадях)
Новая тема
А ) Работа со слайдом 2
Наиболее часто встречающиеся причины ошибок при ВП:
Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации
Предубеждения в отношении престижности и непристижности профессий
Выбор профессии за компанию
Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию
Увлечение только внешней или частной стороной профессии
Отождествление учебного предмета с профессией
Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при ВП
Неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора
Б ) Групповая работа. Изучение темы по раздаткам.
Раздаточный материал
Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии.
Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации.
В любой сфере деятельности более высоких результатов в труде достигает тот, кто успешно прошел начальные ступени мастерства, Например, хорошим инженером может стать тот, кто сначала был рабочим, бригадиром,.. лучшим руководителем – тот, кто в свое время был хорошим исполнителем и знает все тонкости дела.
Всем известны имена таких людей, как Юрий Гагарин, С.П.Королев. А знаете ли вы, что они свой путь начинали с фабричного ученичества?
Предубеждения в отношении престижности и непристижности профессий.
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непристижными. Это ложный, необоснованный взгляд. Как вы знаете, любой труд важен и уважаем.
Выбор профессии “за кампанию”
Довольно часты случаи, когда выпускники выбирают профессию, место продолжения учебы, работы по принципу дружбы. Это хорошо, когда у друзей совпадают интересы, склонности, способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только принципом “за компанию”. В этом случае его постигает разочарование, и после долгих поисков он должен менять первоначальный выбор. Конечно, заманчиво пойти по жизни рядом с товарищем, но, выбирая трудовой путь, необходимо в первую очередь подумать моя ли это область приложения сил, соответствую ли я ей, каких результатов я в ней достигну.
Увлечение только внешней или частной стороной профессии.
С профессией летчика у многих чаще всего связано представление о подвигах, необычных скоростных полетах, героических спасательных экспедициях. Об особенностях же будничного труда летчика мы знаем мало, а это - умение подчиняться строгому режиму, выдерживать длительные нервные нагрузки, не теряться в аварийной обстановке, превосходно знать технику. Поэтому, серьезный подход к выбору профессии требует всесторонних знаний о ней.
Отождествление учебного предмета с профессией.
За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных работ. Если вы интересуетесь, например, литературой и хотите посвятить ей жизнь, вам следует знать, какие реальные профессии стоят за этим предметом. Есть профессии учитель литературы, редактор, литературовед, библиотекарь и т.д. Познакомившись с содержанием труда представителей этих профессий, вы, возможно, придете к выводу, что ваша любовь к литературе – это всего лишь читательский интерес, не связанный с желанием овладеть одной из перечисленных выше профессий.
Устаревшие представления о характере труда.
Научно-технический прогресс меняет содержание труда по многим профессиям. Практически все профессии со временем меняют свой облик. И подчас за старым названием скрывается новый характер труда. Внедряется сложная техника, поэтому рабочему необходимо иметь хорошие знания основ наук, техники, технологии, экономики и организации производства.
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков.
Ряд профессий может быть противопоказан человеку при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. Причем, противопоказан не только потому, что человек не в состоянии освоить профессию, а потому, что работа может усугубить недостатки его здоровья.
Неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора.
Разобраться в себе, своих личностных особенностях - задача сложная. Чтобы ее решить, надо, во-первых, разобраться в своих способностях, и во-вторых, сопоставить их с требованиями будущей профессии, а также опробовать себя в разных направлениях деятельности. Следует помнить, что ничего не дается без труда, и даже любимая работа требует и терпения, и напряжения, и поиска выхода из сложных, непредвиденных ситуаций.
В ) Презентация.
Г) Условия оптимального ВП (слайд )
А - зона совпадения стремлений личности с возможностями личности
В - зона совпадения стремлений личности с потребностями общества
С - зона совпадения возможностей личности с потребностями общества
Закрепление новой темы.
1. Проблемная ситуация. Метод “6 шляп”
А) групповая работа
Б) презентация
В) выводы: Только тот сможет стать профессионалом в жизни, кто умеет признавать свои ошибки и вовремя их исправлять.
2. анкета обратной связи или блиц-опрос
Итоги урока. Оценивание - групповое и индивидуальное.
Оценочный лист
группы | Повторение Пройденной темы | Презентация Новой темы | Закрепление новой темы | итог |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7. Д\З. Эссе.