СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Служебные части речи". Введение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся должны знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте; уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять правильно в речи, правильно квалифицировать по их функциональному значению.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Служебные части речи". Введение.»

Тема: Служебные части речи. Введение в тему. (7 класс)

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте;

  2. уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные ча­сти речи, находить их в тексте, употреблять в речи, правильно квалифицировать по их функциональному значению.

  3. развивать связанную речь, любить природу, охранять и защищать ее.

Оборудование: медиапроектор, экран, учебники для 7 класса авторы: (под ред. С.Н. Пименовой), распечатанные тексты для каждого учащегося «За клюквой», картина о природе.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали доброго дня. Рада вас видеть на моем уроке.

Откройте рабочие тетради, запишите дату.

Сообщение целей и задач изучения темы «Служебные ча­сти речи»

А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Слайд 1



Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!



Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.

Слайд 2

Запишите тему урока: «Служебные части речи»


Учитель: Какой раздел науки о языке изучает служебные части речи -морфология? (Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи)

На какие две группы делятся все части речи? (На самостоятельные, служебные.)

Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы и частицы)


Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению темы «Служебные части речи», для того чтобы получить полное пред­ставление о служебных частях речи, их грамматических признаках, особенностях употребления в речи, а также правописания.


Слайд 3

Учитель: Цель нашего первого урока: познакомиться с общими признаками служебных частей речи, их отличием от самостоятельных; научиться различать служебные части речи - предлоги, союзы и частицы - по их функциональным признакам.

  1. Объяснение нового материала


  1. Сравнение признаков знаменательных и служебных частей речи


Учитель: Итак, все части речи разделяются на две большие группы: самостоятельные и служебные. По каким же признакам происходит это разделение?

Теория на странице ­183 (Теория)­­.


Слайд 4

Арина Родионовна, нянчить, Пушкин.

Она, петь, ему, русские сказки.

Она, быть, верная, «подруга дней суровых».

в, и, не, на, что

с, а, к, но, по

за, у, из, о, как


Учитель: -Из слов какого столбика можно составить предло­жения. Почему это невозможно сделать из слов второго столбика?

Слова второго столбика не могут самостоятельно употребляться в речи, так как лишены лексического значения. Эти слова относятся к служебным частям речи.

- Можно ли к ним за­дать вопрос?

- Какие служебные части речи здесь представлены?

- Если проанализировать с этой точки зрения слова первого стол­бика, то какой вывод можно сделать?

Слова первого столбика отвечают на вопросы и имеют лекси­ческое значение. Они могут самостоятельно употребляться в речи поэтому их и называют самостоятельными частями речи, или знаме­нательными, так как они имеют лексическое значение.

- Какими частями речи являются слова первого столбика?

Таким образом, признаки служебных частей речи, по которые мы отличаем их от самостоятельных частей речи, следующие: служебные части речи лишены лексического значения, не является членами предложения, к ним нельзя задать вопрос.

Слайд 5

Учитель: Итак, к служебным частям речи относятся предлоги, со­юзы и частицы.


Слайд 6

Учитель: Наша задача - научиться распознавать служебные части речи. Служебные части речи различаются своим функцио­нальным значением.

Рассмотрим, каковы же функции служебных частей в речи.


Слайд 7

Учитель: Для этого предлагаю провести небольшой эксперимент: мы будем убирать из предложений служебные слова и объяснять произошедшие изменения.

-Что изменится в первом предложении, если из него убрать слово «на».

Нарушается связь между словами.

Значит одна из функций слу­жебных частей речи - связывать слова, в которых одно слово подчинено по смыслу другому: чтобы проверить, зависит ли одно слово от другого, надо попробовать задать вопрос от одного слова к другому. Если вопрос задать можно, то, значит, есть подчинение одного слова другому, если вопрос задать нельзя, то слова не зависят друг от дру­га: «лежит (на чем?) на столе».

Во втором предложении грамматическая связь между словами не нарушается, потому что они грамматически друг с другом не свя­заны (нельзя поставить вопрос от одного слова к другому). Но когда мы убираем слово «и», то появляется ощущение незавершенности перечисления: «отец, мать...»

Таким образом, служебные части речи могут устанавливать смысловые отношения между грамматически не связанными слова­ми.

То же самое впечатление незавершенности перечисления собы­тий появляется и в предложении «Отец с матерью вернулись домой, и мы сели ужинать». Только здесь служебное слово связывает не от­дельные слова, а предложения в составе сложного.

- Что происходит со значением предложения при изъятии из него слова «когда»?

Нарушаются смысловые отношения между частями сложного предложения.

- Когда мы убираем служебное слово в третьем предложении («Я говорил это же»), пропадает усилительное значение, которое было вложено говорящим в первую фразу. Маленькое слово «же» помо­гает передать отношение говорящего к предмету речи, понять его чувства.

Итак, еще одна функция служебных частей речи заключается в передаче оттенков значений слов и предложений и отношения го­ворящего к предмету речи.


Слайд 8

Учитель: Какие же три функции могут выполнять служебные части речи?

1) Соединяют грамматически связанные слова в словосочета­нии и предложении.

2) Соединяют независимые друг от друга слова (однородные члены) и части сложного предложения.

3) Выражают различные оттенки значения в предложении или отношение говорящего к сообщаемому.

Если служебная часть речи устанавливает смысловые отноше­ния между грамматически зависимыми словами (от одного слова к другому можно задать вопрос), то это предлог.

Если служебная часть речи устанавливает смысловые отноше­ния между грамматически равноправными словами (нельзя задать вопрос от одного слова к другому) и частями предложения, то это союз.

Если служебная часть речи устанавливает дополнительные от­тенки значений в предложении или служит для передачи отношения говорящего к сообщаемому, то это частица.


  1. Упражнения на распознавание служебных частей речи


Учитель: Важно научиться различать служебные части речи: предлоги, союзы и частицы. Выполним следующее упражнение. В тексте выделены служебные части речи. Выпишите выделенные слова в три столбика: предлоги, союзы и частицы. (Текст распечатан для каждого учащегося.)


За клюквой.

Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, для каждой красненькой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала: ей больше хотелось. Она стала те­перь уже догадываться, где не одну-две ягодки можно взять, а целую горсточку, и стала наклоняться только за горсточкой, все чаще и чаще, а хочется все больше и больше.

Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у нее, что любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет. Да и она о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше.

Физкультминутка

Учитель. Положите ручки. Сели свободно. А теперь сделаем зарядку на глаза.

Посмотрите вверх, налево,

Вниз, направо посмотри,

И еще кружочек смело,

И обратно поверни.

  1. Слайд 9.

А теперь, давайте проверим как справились с заданием.

Учитель: Объясним более подробно, по каким признакам вы распределяли по группам служебные части речи.


Слайды 10

Учитель: Работа по группам. Составьте предложения на тему «Весна», «Зима» используя следующие служебные части речи: в, на, но, и, даже, что, только. Укажите письменно часть речи, к которой они относятся. Если вы употребили другие служебные слова, то также определите их как часть речи.


Пример мини-сочинения

В наш город пришла настоящая весна. Нет снега на улицах. Закипела зеленая листва на деревьях. Но по ночам случаются замо­розки, и земля к утру твердеет. Только это ненадолго: днем солнце пригревает так, что становится даже жарко, и кажется, что уже на­ступило лето.

(Упражнение 288)

  1. Итог урока


Слайд 11

Какие части речи относятся к служебным?

Какие признаки яв­ляются общими для всех частей речи?

Чем различаются служебные части речи от самостоятельных?


  1. Рефлексия


Слайд 12

Учитель: Закончите предложения: «Сегодня на уроке я узнал ...», «Сегодня на уроке я научился ....»


  1. Домашнее задание


Слайд 13

Упражнение 292, стр. 108.

До свидания.







ЗАДАНИЕ. В тексте выделены служебные части речи. Выпишите выделенные слова в три столбика: предлоги, союзы и частицы.


За клюквой.

Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, для каждой красненькой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала: ей больше хотелось. Она стала те­перь уже догадываться, где не одну-две ягодки можно взять, а целую горсточку, и стала наклоняться только за горсточкой, все чаще и чаще, а хочется все больше и больше.

Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у нее, что любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет. Да и она о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше.











ЗАДАНИЕ. В тексте выделены служебные части речи. Выпишите выделенные слова в три столбика: предлоги, союзы и частицы.


За клюквой.

Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, для каждой красненькой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала: ей больше хотелось. Она стала те­перь уже догадываться, где не одну-две ягодки можно взять, а целую горсточку, и стала наклоняться только за горсточкой, все чаще и чаще, а хочется все больше и больше.

Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у нее, что любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет. Да и она о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!