СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Македонские завоевания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из целей данного урока научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов,.рассматривая завоевательные походы македонской армии.

Просмотр содержимого документа
«Македонские завоевания»

Тема: Завоевания Александра Македонского.

Цели урока:

1. Развиваем историческое мышление.

Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.

Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.

2. Нравственное самоопределение.

Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Формируемые УУД на уроке:

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

Оборудование: Учебник: История Древнего мира, Вигасин, 2013г.

Мультимедиа, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Афинская демократия при Перикле»

Терминологический диктант.

1) Военачальник (стратег)

2) Каким было голосование на Собрании? (тайное)

3) Кто из афинских граждан в течение долгого времени занимал должность стратега? (Перикл)

4) Как называли человека, умеющего произносить речь? (оратор)

5) « Песнь козлов» (трагедия)

6) Место для зрелищ (театр)

7) круглая или полукруглая площадка для выступления (орхестра)

8) весёлое шествие (комедия)

9) умение отстаивать своё мнение при выступлении (красноречие)

10) Место, примыкающее к орхестре, где хранились костюмы и декорации (скене)


  • Как управлялось Афин­ское государство при Перикле?

Примерный ответ учащегося

В V в. до н. э. в Афинах власть принадлежала демосу. Популярным вождем афинского демоса длительное время был Перикл. Для решения

государственных дел представители демоса (только граждане-мужчи­ны, начиная с 20 лет) собирались 3-4 раза в месяц для участия в работе Народного собрания. Путем поднятия рук Собрание выбирало первого стратега (он ведал отношениями Афин с другими государствами, фло­том и войском), объявляло войну, утверждало мирные договоры, прини­мало законы, распоряжалось казной и решало, какую зарплату платить выборным лицам. Такая форма правления называлась демократией.

Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!»

  • Что означали слова Перикла? Кого греки называли педагогами?

Ответ: Педагогами греки называли сопровождающего ребенка. Как правило, это были рабы, которые состарились или получили увечье, поэтому не могли выполнять какую-то другую более слож­ную работу.

  1. Переход к изучению новой темы.

Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,

Грудью удары встречать,

В сече души не щадя.

Такими словами вдохновлял поэт Тиртей греческих воинов.

- С кем и когда пришлось воевать Греции?

- Каковы итоги греко –персидской войны?

- Что помогло грекам одержать победу над персами?

(1. Чувство патриотизма. Они защищали свою Родину.2. Союз 30 полисов 3. Незаурядный талант греческих стратегов.)

Вывод: Только в единстве, в желании защитить свою страну можно одолеть даже самого сильного врага.

  1. Переход к новой теме урока.

Однако после победы над персами расцвет греческих городов был недолгим. В Греции началась война между полисами за право главенствовать в Элладе.

Во времена Перикла весь греческий мир разделился на два непри­миримых лагеря: сторонников Спарты, возглавляв­шей Пелопоннесский союз, и Афинской морской державы.

В 431 году до н. э. между этим двумя военными союзами началась длительная и кровопролитная Пелопоннесская война, которая через 27 лет за­кончилась победой Спарты. Афинская морская дер­жава утратила свое могущество и больше уже не возродилась.

Не только Афины и Спарта враждовали между собой — в войну были

втянуты почти все греческие полисы. В этих усло­виях усилилась Македония - маленькое царство на севере Балканского полуострова.

Царем Македонии в середине 4-го века до н. э. стал Филипп II. Он создал боеспособ­ную армию, которая наводила ужас на врагов. Каждый македонский пехотинец (а в пехоту набирали небогатых людей) имел шлем, кожаный панцирь, круглый щит, корот­кий меч и длинное (6 метров) копье. В бою пехота строилась фалангой — в 16 рядов, причем воины первых шести рядов клали копья на плечи стоящих впереди. Фаланга наступала, сметая все на своем пути.

Движение фалангой требовало согласованности в действиях, поэтому македонские воины постоянно упражнялись в ходьбе и беге шеренгами в полном снаряжении.

Кроме пехоты у македонцев была состоявшая из знати конница, метательные орудия и осадные башни.

Стре­мясь покорить соседние земли, Филипп II ссорил между со­бой своих противников. Нередко подкупал врагов, говоря, что в самой неприступной крепости найдет­ся калитка, через которую проникнет осел, груже­нный золотом.

Филипп II на­чал покорять Грецию. Одни полисы он брал убеж­дением, другие — подкупом, третьи — военной силой. Положение греческих полисов осложнилось тем, что внутри них шла борьба между демосом и знатью, а извне им угрожали персы.

Кроме того, многие греки опасались, что царь Филипп покончит с демократией. Например, знаме­нитый оратор Демосфен ездил по всей Греции и разоблачал хитрые планы македонского правителя. Демосфену даже удалось собрать войско для борь­бы против македонян.

Греки встретились с вой­ском Филиппа II в битве при Херонее в 338 году до н. э. Несмотря на значительное пре­восходство македонян, битва длилась долго. Фи­липпу удалось победить только с помощью хитро­сти — притворного отступления. Множество гре­ков погибло, а Филипп устроил пир прямо на по­ле битвы.

Но царем Греции Филипп себя не объявил: гре­ки поклялись ему в верности и признали предводи­телем в войне против персов.

Филипп погиб от руки одного из своих военачаль­ников, и на македонском троне его сменил двад­цатилетний сын Александр.

По преданию, Александр Македонский родился в ту ночь, когда преступник Герострат сжёг храм богини Артемиды Эфесской, который считался третьим чудом света. Произошло это 21 июня 356 г. до н. э. И прожил он всего 33 года.

  • Посчитайте, в каком году умер А. Македонский. (323 г. до н.э.)

  • Верно. Давайте запишем даты его жизни: 356-323 гг.до н.э.

  • Посчитайте, сколько лет назад родился А.Македонский? (2372 г. назад)


Его родителями были: отец - Филипп II (об этом мы уже сказали) и мать - дочь эпирского царя Олимпиада.

Александр Македонский получил хорошее образование. С 13 лет его учителем был философ Аристотель.

  • Кто такой Аристотель? (Известный древний философ)

  • Как переводится слово "философия"? (состоит из двух греческих слов "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления)


Историк Плутарх писал: «Александр Македонский преклонялся перед Аристотелем и любил учителя, по его собственным словам, не меньше, чем родного отца. Он повторял, что Филиппу обязан тем, что живёт, а Аристотелю — тем, что живёт достойно, как надлежит человеку».

Широко образованный юноша хорошо разбирался в литературе, высоко ценил Гомера.

  • Какие две известные поэмы Гомера мы с вами изучили? (Илиада и Одиссея)

Эти два произведения были любимыми у Александра.

Он также знал произведения греческих трагиков (Эсхила, Софокла, Еврипида) и историков (Геродота).

Александр Македонский считал, что его предком был сам Геракл, и очень гордился этим. И даже один из его сыновей был назван Геракл.

Равнодушный к богатству, с малых лет Александр неистово завидовал славе отца и мечтал о блестящих подвигах. С горечью говорил он своим друзьям: «Отец всё сделает без меня, и для нас не останется ни одного славного подвига!».

В 10-летнем возрасте А.Македонский укротил Буцефала, жеребца, от которого по причине строптивости отказался было сам царь Филипп. Вот какая случилась история: Филипп II купил Буцефала, однако лошадь никого не подпускала к себе. Александр же заметил, что животное просто боится собственной тени, и заявил отцу, что укротит его. Они повернул коня на солнце так, чтобы он не видел своей тени, и сел в седло. Отец безумно удивился и сказал: "Дитя моё, ищи себе подходящего царства - Македония для тебя слишком мала!". Буцефал оказался верным своему хозяину до своей смерти.

Итак, мы выяснили, что Александр Македонский был: решительным, энергичным, целеустремленным, тщеславным, мужественным, сильным, смелым, неумолимым завоевателем, трудолюбивым, упрямым, справедливым.

Также историки отмечают, что он был вспыльчивым, честолюбивым и своенравным.

С личностью и характером Александра мы познакомились, а теперь переходим непосредственно к его завоевательным походам.

Ваше задание: В ходе последующей работы заполнить таблицу "Походы А.Македонского". Просматривая видеоролик, вы должны записать даты и сражения, которые провёл А. Македонский.

В тетради:

Походы А.Македонского


Дата

Событие

334 г. до н.э.

Переправа через Геллеспонт

334 г. до н.э.

Битва на реке Граник

333 г. до н.э.

Битва при Иссе

333 г. до н.э.

Завоевание Тира и Газы

331 г. до н.э.

Завоевание Египта

331 г. до н.э.

Битва у селения Гавгамеллы

331 г. до н.э.

Поход в Индию

324 г. до н.э.

Окончание похода


Александр замыслил слить народы Европы и Азии, создав единый народ единого мирового царства. Но его планам не суждено было сбыть­ся: в 323 году до н. э. он внезапно заболел и умер.

Полководцы — друзья царя — разделили его державу, на месте великой империи образовалось множество государств, главным из которых стали Египетское, Македонское и Сирийское царства.

В память об Александре на завоеванных им зем­лях осталось множество городов, названных его именем.

  1. Подведение итогов

  2. Рефлексия

  3. Домашнее задание

§ 41-42, р.т. зад. № 44, 45, 46



Просмотр содержимого презентации
«Македонские завоевания»

Македонские  завоевания 4 век до н.э.

Македонские

завоевания

4 век до н.э.

Запишите одним словом: 1) Военачальник 2) Каким было голосование на Собрании? 3) Кто из афинских граждан в течение долгого времени занимал должность стратега? 4) Как называли человека, умеющего произносить речь?

Запишите одним словом:

1) Военачальник

2) Каким было голосование на Собрании?

3) Кто из афинских граждан в течение долгого времени занимал должность стратега?

4) Как называли человека, умеющего произносить речь?

5) « Песнь козлов» 6) Место для зрелищ 7) круглая или полукруглая площадка для выступления 8) весёлое шествие 9) умение отстаивать своё мнение при выступлении 10) Место, примыкающее к орхестре, где хранились костюмы и декорации

5) « Песнь козлов»

6) Место для зрелищ

7) круглая или полукруглая площадка для выступления

8) весёлое шествие

9) умение отстаивать своё мнение при выступлении

10) Место, примыкающее к орхестре, где хранились костюмы и декорации

Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,  Грудью удары встречать,  В сече души не щадя.  Тиртей

Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,

Грудью удары встречать,

В сече души не щадя.

Тиртей

Города, соперничавшие между собой  Спарта Афины

Города, соперничавшие между собой

Спарта

Афины

431 г. до н.э. – начало Пелопоннесской войны . Длилась 27 лет. Закончилась победой Спарты

431 г. до н.э. – начало Пелопоннесской войны . Длилась 27 лет. Закончилась победой Спарты

Города Эллады подчиняются Македонии В середине 4-го века до н. э. во главе Македонии — маленькой горной страны на севере Балканского полуострова — встал умный и энергичный царь Филипп II .

Города Эллады подчиняются Македонии

В середине 4-го века до н. э. во главе Македонии — маленькой горной страны на севере Балканского полуострова — встал умный и энергичный царь Филипп II .

Филипп создал большую и боеспособную армию. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье.

Филипп создал большую и боеспособную армию. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье.

Македонский воин и его экипировка

Македонский воин и его экипировка

Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих.

Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих.

«В самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом» Филипп II

«В самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом»

Филипп II

Оратор Демосфен. Разъезжая по Греции и произнося гневные речи против македонского царя, он сплотил ряд городов для борьбы с ним.

Оратор Демосфен.

Разъезжая по Греции и произнося гневные речи против македонского царя, он сплотил ряд городов для борьбы с ним.

338 год до н. э. битва близ города Херонея

338 год до н. э. битва близ города Херонея

Однако царем Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем.

Однако царем Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем.

Приход к власти Александра Все было готово к выступлению, но осуществить задуманный поход Филиппу не удалось.  В Македонии шли празднества по случаю свадьбы царской дочери. Филипп, окруженный друзьями и телохранителями, направился в театр. Внезапно один из царских приближенных, выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им Филиппа и попытался скрыться. Но стража догнала его и заколола. Осталось навсегда загадкой, по каким причинам убийца поднял руку на властителя Македонии.

Приход к власти Александра

Все было готово к выступлению, но осуществить задуманный поход Филиппу не удалось. В Македонии шли празднества по случаю свадьбы царской дочери. Филипп, окруженный друзьями и телохранителями, направился в театр. Внезапно один из царских приближенных, выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им Филиппа и попытался скрыться. Но стража догнала его и заколола. Осталось навсегда загадкой, по каким причинам убийца поднял руку на властителя Македонии.

Новым царем войско провозгласило юного Александра (356 – 323 г. до н.э.).  Александр Македонский решил продолжить дело своего отца Филиппа и возглавить поход в Азию.

Новым царем войско провозгласило юного Александра (356 – 323 г. до н.э.). Александр Македонский решил продолжить дело своего отца Филиппа и возглавить поход в Азию.

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ

Походы Александра Македонского  на Восток в IV вв. до н.э.

Походы Александра Македонского

на Восток в IV вв. до н.э.

Продолжите предложение:

Продолжите предложение:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Домашнее задание § 41-42 Р.т. зад. № 44, 45, 46

Домашнее задание

§ 41-42

Р.т. зад. № 44, 45, 46

Благодарю….

Благодарю….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!