Тема: Завоевания Александра Македонского.
Цели урока:
1. Развиваем историческое мышление.
Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.
Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.
2. Нравственное самоопределение.
Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.
Формируемые УУД на уроке:
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Планировать деятельность в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
Оборудование: Учебник: История Древнего мира, Вигасин, 2013г.
Мультимедиа, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Афинская демократия при Перикле»
Терминологический диктант.
1) Военачальник (стратег)
2) Каким было голосование на Собрании? (тайное)
3) Кто из афинских граждан в течение долгого времени занимал должность стратега? (Перикл)
4) Как называли человека, умеющего произносить речь? (оратор)
5) « Песнь козлов» (трагедия)
6) Место для зрелищ (театр)
7) круглая или полукруглая площадка для выступления (орхестра)
8) весёлое шествие (комедия)
9) умение отстаивать своё мнение при выступлении (красноречие)
10) Место, примыкающее к орхестре, где хранились костюмы и декорации (скене)
Примерный ответ учащегося
В V в. до н. э. в Афинах власть принадлежала демосу. Популярным вождем афинского демоса длительное время был Перикл. Для решения
государственных дел представители демоса (только граждане-мужчины, начиная с 20 лет) собирались 3-4 раза в месяц для участия в работе Народного собрания. Путем поднятия рук Собрание выбирало первого стратега (он ведал отношениями Афин с другими государствами, флотом и войском), объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной и решало, какую зарплату платить выборным лицам. Такая форма правления называлась демократией.
Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!»
Ответ: Педагогами греки называли сопровождающего ребенка. Как правило, это были рабы, которые состарились или получили увечье, поэтому не могли выполнять какую-то другую более сложную работу.
Переход к изучению новой темы.
Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,
Грудью удары встречать,
В сече души не щадя.
Такими словами вдохновлял поэт Тиртей греческих воинов.
- С кем и когда пришлось воевать Греции?
- Каковы итоги греко –персидской войны?
- Что помогло грекам одержать победу над персами?
(1. Чувство патриотизма. Они защищали свою Родину.2. Союз 30 полисов 3. Незаурядный талант греческих стратегов.)
Вывод: Только в единстве, в желании защитить свою страну можно одолеть даже самого сильного врага.
Переход к новой теме урока.
Однако после победы над персами расцвет греческих городов был недолгим. В Греции началась война между полисами за право главенствовать в Элладе.
Во времена Перикла весь греческий мир разделился на два непримиримых лагеря: сторонников Спарты, возглавлявшей Пелопоннесский союз, и Афинской морской державы.
В 431 году до н. э. между этим двумя военными союзами началась длительная и кровопролитная Пелопоннесская война, которая через 27 лет закончилась победой Спарты. Афинская морская держава утратила свое могущество и больше уже не возродилась.
Не только Афины и Спарта враждовали между собой — в войну были
втянуты почти все греческие полисы. В этих условиях усилилась Македония - маленькое царство на севере Балканского полуострова.
Царем Македонии в середине 4-го века до н. э. стал Филипп II. Он создал боеспособную армию, которая наводила ужас на врагов. Каждый македонский пехотинец (а в пехоту набирали небогатых людей) имел шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное (6 метров) копье. В бою пехота строилась фалангой — в 16 рядов, причем воины первых шести рядов клали копья на плечи стоящих впереди. Фаланга наступала, сметая все на своем пути.
Движение фалангой требовало согласованности в действиях, поэтому македонские воины постоянно упражнялись в ходьбе и беге шеренгами в полном снаряжении.
Кроме пехоты у македонцев была состоявшая из знати конница, метательные орудия и осадные башни.
Стремясь покорить соседние земли, Филипп II ссорил между собой своих противников. Нередко подкупал врагов, говоря, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом.
Филипп II начал покорять Грецию. Одни полисы он брал убеждением, другие — подкупом, третьи — военной силой. Положение греческих полисов осложнилось тем, что внутри них шла борьба между демосом и знатью, а извне им угрожали персы.
Кроме того, многие греки опасались, что царь Филипп покончит с демократией. Например, знаменитый оратор Демосфен ездил по всей Греции и разоблачал хитрые планы македонского правителя. Демосфену даже удалось собрать войско для борьбы против македонян.
Греки встретились с войском Филиппа II в битве при Херонее в 338 году до н. э. Несмотря на значительное превосходство македонян, битва длилась долго. Филиппу удалось победить только с помощью хитрости — притворного отступления. Множество греков погибло, а Филипп устроил пир прямо на поле битвы.
Но царем Греции Филипп себя не объявил: греки поклялись ему в верности и признали предводителем в войне против персов.
Филипп погиб от руки одного из своих военачальников, и на македонском троне его сменил двадцатилетний сын Александр.
По преданию, Александр Македонский родился в ту ночь, когда преступник Герострат сжёг храм богини Артемиды Эфесской, который считался третьим чудом света. Произошло это 21 июня 356 г. до н. э. И прожил он всего 33 года.
Посчитайте, в каком году умер А. Македонский. (323 г. до н.э.)
Верно. Давайте запишем даты его жизни: 356-323 гг.до н.э.
Посчитайте, сколько лет назад родился А.Македонский? (2372 г. назад)
Его родителями были: отец - Филипп II (об этом мы уже сказали) и мать - дочь эпирского царя Олимпиада.
Александр Македонский получил хорошее образование. С 13 лет его учителем был философ Аристотель.
Кто такой Аристотель? (Известный древний философ)
Как переводится слово "философия"? (состоит из двух греческих слов "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления)
Историк Плутарх писал: «Александр Македонский преклонялся перед Аристотелем и любил учителя, по его собственным словам, не меньше, чем родного отца. Он повторял, что Филиппу обязан тем, что живёт, а Аристотелю — тем, что живёт достойно, как надлежит человеку».
Широко образованный юноша хорошо разбирался в литературе, высоко ценил Гомера.
Эти два произведения были любимыми у Александра.
Он также знал произведения греческих трагиков (Эсхила, Софокла, Еврипида) и историков (Геродота).
Александр Македонский считал, что его предком был сам Геракл, и очень гордился этим. И даже один из его сыновей был назван Геракл.
Равнодушный к богатству, с малых лет Александр неистово завидовал славе отца и мечтал о блестящих подвигах. С горечью говорил он своим друзьям: «Отец всё сделает без меня, и для нас не останется ни одного славного подвига!».
В 10-летнем возрасте А.Македонский укротил Буцефала, жеребца, от которого по причине строптивости отказался было сам царь Филипп. Вот какая случилась история: Филипп II купил Буцефала, однако лошадь никого не подпускала к себе. Александр же заметил, что животное просто боится собственной тени, и заявил отцу, что укротит его. Они повернул коня на солнце так, чтобы он не видел своей тени, и сел в седло. Отец безумно удивился и сказал: "Дитя моё, ищи себе подходящего царства - Македония для тебя слишком мала!". Буцефал оказался верным своему хозяину до своей смерти.
Итак, мы выяснили, что Александр Македонский был: решительным, энергичным, целеустремленным, тщеславным, мужественным, сильным, смелым, неумолимым завоевателем, трудолюбивым, упрямым, справедливым.
Также историки отмечают, что он был вспыльчивым, честолюбивым и своенравным.
С личностью и характером Александра мы познакомились, а теперь переходим непосредственно к его завоевательным походам.
Ваше задание: В ходе последующей работы заполнить таблицу "Походы А.Македонского". Просматривая видеоролик, вы должны записать даты и сражения, которые провёл А. Македонский.
В тетради:
Походы А.Македонского
Дата | Событие |
334 г. до н.э. | Переправа через Геллеспонт |
334 г. до н.э. | Битва на реке Граник |
333 г. до н.э. | Битва при Иссе |
333 г. до н.э. | Завоевание Тира и Газы |
331 г. до н.э. | Завоевание Египта |
331 г. до н.э. | Битва у селения Гавгамеллы |
331 г. до н.э. | Поход в Индию |
324 г. до н.э. | Окончание похода |
Александр замыслил слить народы Европы и Азии, создав единый народ единого мирового царства. Но его планам не суждено было сбыться: в 323 году до н. э. он внезапно заболел и умер.
Полководцы — друзья царя — разделили его державу, на месте великой империи образовалось множество государств, главным из которых стали Египетское, Македонское и Сирийское царства.
В память об Александре на завоеванных им землях осталось множество городов, названных его именем.
Подведение итогов
Рефлексия
Домашнее задание
§ 41-42, р.т. зад. № 44, 45, 46