СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Ледники и многолетняя мерзлота"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии "Ледники и многолетняя мерзлота" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Ледники и многолетняя мерзлота"»

Открытый урок по географии в 6 классе по теме:

«Ледники и многолетняя мерзлота»

Цели урока: (сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте)

- обучающиеся смогут называть виды ледников, их особенности, делать математические расчеты изменения температуры воздуха с высотой; называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле;

- обучающиеся смогут объяснять причины образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность;

- обучающиеся смогут задуматься о роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: словесный (фронтальная беседа, опережающее задание); наглядный (демонстрация слайдов компьютера, работа с картой, рабочей тетрадью для 6 класса, индивидуальными карточками, игра «Отгадай зашифрованное слово»; практический (работа с дополнительной информацией, атласом, текстом учебника, практическая работа (математические расчеты температуры воздуха на вершине вулкана); мотивирование (похвала), рефлексия, оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль, оценка проделанной работы).

Технологии обучения: информационно-коммуникационные, игровые технологии.

Планируемые результаты

Личностные: осознавать ценность полученных знаний о разнообразии внутренних вод суши (ледников, многолетней мерзлоты) как важнейших компонентов природы и объектов использования в хозяйственной деятельности; владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Метапредметные: решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность; ставить учебные задачи, вести самостоятельный отбор информации, представлять ее с помощью схем; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; считаться с мнением другого человека.

Предметные: объяснять причины образования, виды ледников, современное их размещение, знать объем пресной воды в ледниках. Показывать географическое распространение многолетней мерзлоты, анализировать их воздействие на хозяйственную деятельность человека. Работать с картами и другими источниками информации.

Межпредметные связи: ИКТ, математика.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы для 6 класса, учебник «География. Планета Земля.. 5-6 классы» А. А. Лобжанидзе, компьютер, проектор, презентация к уроку.







Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап.


Учитель. Приветствует учеников.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.  Урок мы начнем словами Антуан де Сент-Экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете». О каком удивительном веществе говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Учитель. Мы продолжаем знакомство с гидросферой, с водами суши.


Настраиваются на предстоящую работу. Ученики говорят, что речь идет о воде.


2

Проверка домашнего задания

Учитель.

Индивидуальный опрос по карточкам:

  1. Что такое подземная вода?

  2. Назовите виды подземных вод.

  3. Каково значение подземных вод для человека?

4. Что такое источник? Где он образуется?

5. Что такое гейзер? Где они встречаются?

6. Какое влияние человек оказывает на подземные воды?


Ученики устно отвечают на вопросы учителя.


3

Актуализация знаний.


Учитель . Отгадайте загадку:

Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его … (Ледник)      Этот вид внутренних вод находится в твердом состоянии. Итак, каким внутренним водам мы посвятим урок? Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота (СЛАЙД 1) Какие задачи мы можем решить в ходе урока? В ходе урока вам необходимо заполнить маршрутные листы, которые у вас лежат на столах.

Ученики. Отвечают на вопрос.

Формулируют тему урока, предполагают цели и задачи, отвечая на вопросы учителя.

4

Изучение нового материала

  1. 1.Как и где образуются ледники.

Учитель ведет беседу с учениками, демонстрируя на слайдах изображения ледников, СЛАЙД 2 и предлагает учащимся вспомнить:

- Что такое лед? Где могут образовываться ледники?

- Какие условия необходимы для образования ледника?

- Почему ледник не образуется в Ростовской области?

Используя, текст учебника, найдите ответы на вопросы:

- Какая доля гидросферы приходится на ледники?

- Где сосредоточены крупнейшие ледники? Как они показаны на карте.

- Как ледники воздействуют на климат?

- Какова роль ледников в хозяйственной деятельности людей?

Записать в маршрутный лист определение Ледник.


Ученики отвечают на вопросы. Показывают на карте территории, покрытые ледниками.

После полученных ответов ученики делают вывод.


Ученики. Ледник – это скопление льда на суше, СЛАЙД 3 они возникают в полярных областях и в горах, там, где весь год температура воздуха низкая. Зимой здесь выпадает больше снега, чем тает летом. Современные ледники покрывают более 11% площади суши и в них законсервировано около 75% пресных вод. Оледенение есть на всех материках, кроме Австралии. Но крупнейшие ледники сосредоточены в Антарктиде и на острове Гренландия. Они оказывают охлаждающее влияние на климат. Если все современные ледники в результате потепления климата растают, то уровень воды в Мировом океане станет на 75 м выше и будет затоплена значительная часть обитаемой суши. СЛАЙД 4




2.Снеговая линия.

Учитель. На вершинах высоких гор ледники лежат даже близ экватора. (Демонстрируется слайд с изображением вулкана Килиманджаро). У подножия этого потухшего вулкана температура воздуха +25⁰С. СЛАЙД 5

Учитель ведет беседу:

- Почему же на вершине этой горы находится ледник?

- Что происходит с температурой воздуха при подъеме в горы? (На каждые 1000 м. температура воздуха понижается на 6⁰С).

Практическая работа. (выполняем в маршрутном листе) Учитель просит рассчитать, какая температура воздуха будет на вершине Килиманджаро, определить высоту вулкана, на которой образуется ледник.

  1. 5895:1000=5,9

  2. 5,9*6=35,4

  3. 25-35,4= -10,4 С

ВИДЕО о снеговой линии.

Практическая работа.

Учащиеся находят Килиманджаро на карте и определяют его абсолютную высоту. Делают математические расчеты температуры на вершине вулкана и высоты, на которой образуется ледник. Записывают в тетрадь.

Проходит взаимопроверка. Проверка результатов со слайдом презентации.

Ученик у доски делает вывод: Снеговая линия – это граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник. (Записать в маршрутный лист) СЛАЙД 6

Снеговая линия в Антарктиде, на острове Гренландия, на арктических островах, местами лежит на уровне моря.



3.Типы ледников.

Учитель. С помощью учебника на стр. 96-96 составьте схему «Виды ледников». И запишите её в маршрутный лист. СЛАЙД 7-8

Ученики выполняют задание, используя учебник стр. 96-97


  1. 4. Айсберги. СЛАЙД 10-11

Учитель. Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов. (Демонстрируется слайды с изображением айсбергов).

Плавающие ледяные горы называются айсбергами. (Записать в маршрутный лист). Они образуются в результате того, что ледники Антарктиды и Гренландии сползают в океан, откалываются под собственной силой тяжести.




5.



Физми-нутка.

Устали??? Давайте немножко отдохнём. Я читаю стихотворение, а вы повторяете все действия.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.



  1. Многолетняя мерзлота.

Учитель. Как вы думает, что такое многолетняя мерзлота?

Многолетняя мерзлота - это подземное оледенение, верхний слой земной коры, имеющий круглый год отрицательные температуры и на сотни и тысячи лет, сохраняющий в грунтах льды. Многолетняя мерзлота занимает около половины территории России. Мощность мерзлых грунтов в Якутии достигает 1500 м, а температура -16°С. Летом верхний слой мерзлоты оттаивает от 20 см в Арктике до 2,5 м.

Ученики делают предположения. Записать понятие многолетняя мерзлота в маршрутный лист.

СЛАЙД 12



Какое влияние мерзлота оказывает на природу?

Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 97 и запишите в маршрутный лист.

Многолетняя мерзлота тормозит развитие растений и процессы почвообразования. Она влияет и на подземные воды, являясь водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территории. Зимой многолетняя мерзлота лишает подземного питания реки, и они промерзают до дна. Благодаря многолетней мерзлоте, "взрывается" лед на реках и образуются наледи (тарыны). Многолетняя мерзлота оказывает влияние и на хозяйственную деятельность человека. Она значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых. Трубопроводы прокладывают над поверхностью земли, т. к. при таянии мерзлоты возникает опасность разрушения трубопровода. Дома на мерзлоте ставят на сваях, чтобы сохранить мерзлоты грунты, а, значит, избежать просадки и разрушения зданий. Но многолетняя мерзлота, это и естественный "холодильник", где можно хранить продукты.

6

Первичная проверка понима-ния и первич-ное закрепле-ние

Ребята, с какими новыми понятиями мы познакомились?            




Индивидуальная письменная работа на оценку. После выполнения ребята меняются работами и проверяют (слайд на доске), выставляют оценки друг другу.

СЛАЙД 13-14

(О: ледник,  снеговая линия, айсберг, гляциология, горный ледник, покровный ледник, фирн, глетчерный лед, морена.)      

Учащимся на слайде предлагается диктант.

После взаимопроверка и выставление оценок за урок.

7

Рефлексия

  1. Учитель на слайде представляет не законченные предложения:

Закончи предложение…

На уроке я узнал….

На уроке я научился…

На уроке мне понравилось…

Моё настроение…

Ученики устно продолжают предложения, проводят осмысление УУД на уроке

8

Подведение итогов и выставление оценок, домашнее задание

Учитель подводит итог, выставляет оценки, комментирует их.

Домашнее задание: Ответить на вопросы в конце § 37 учебника; объекты выделенные курсивом уметь показывать по карте.

СЛАЙД 15

Ученики записывают домашнее задание, выставляют оценки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!