СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока химии по теме "Кислоты". Данный урок соответствует программе по химии 8 класса УМК "Химия 8 класс" авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Тема изучается в разделе "Основные классы неорганических соединений".

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Кислоты"»



Тема урока: Кислоты.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: реализация системно -деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.

Цель урока: развитие учебных знаний о кислотах, правилах составления формул кислот и номенклатуры последних, о распространении кислот в природе.

Формирование УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; целеполагание; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.

Основные понятия: Сложные соединения: кислоты. Составление их формул, общий способ их написания, названия. Представители кислот.

Ресурсы: Демонстрации различных продуктов, содержащих кислоты; презентация к уроку; проверочная самостоятельная работа по составлению формул оксидов и оснований- Приложение 1; задания для работы в парах – Приложение 2; инструктивные карты «Алгоритм составления формул бинарных соединений по степеням окисления элементов» - Приложение 3; тесты по теме «Кислоты» - Приложение 4; к лабораторному опыту «Действие растворов кислот на индикаторы» - Приложение 5; тексты для самостоятельной работы – Приложение 6; таблица «Формулы и названия кислот и солей»- Приложение 7.

Логическая основа урока

  1. Новое знание. Класс сложных веществ, противоположных по свойствам основаниям. Они имеют сходное строение и свойства. Что же это?



2. Задание на пробное действие.

Задание. Запишите формулы веществ: оксид магния, гидроксид калия, сероводородная кислота. Поясните правила их называния – номенклатуры.

3. Фиксация затруднения.

«Я пока не могу составлять формулы кислот».

«Я не могу называть такие вещества».

«Я пока не могу обосновать, правильно ли я называю кислоты».

4. Фиксация причины затруднения.

«Я не знаю правил составления формул кислот».

« Я не понимаю, как определяют валентность элементов в кислотах».

«У меня нет алгоритмов составления формул и названий кислот».

5. Цель деятельности.

Узнать, что такое кислоты и научиться составлять их формулы по валентности, а также называть эти вещества.

6. Фиксация нового знания.

1. Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, связанных с кислотным остатком.

2. Кислотный остаток может состоять из одного элемента, а может быть более сложным.

3. Валентность кислотного остатка определяется по числу атомов водорода в кислоте.

4. Кислоты проявляют разные физические свойства.

5. Кислоты широко распространены в природе.



Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности, а также по установке тематических рамок и создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Готовясь к встрече с вами, я приготовила целую коллекцию предметов.

  1. Учащиеся видят изображения разных продуктов: лимон, яблоко, щавель, виноград, земляника, смородина, молоко, уксус.

Вопрос учителя: Что объединяет эти продукты?

Ответ учащихся: кислый вкус.

Учитель: Вещества, которые мы будем изучать, являются однокоренными к данному прилагательному. Что же это?

Ответ учащихся: кислоты.

Сегодня у нас урок открытия нового знания. Вы узнаете что-то новое. Как вы будете действовать на уроке? (Во-первых, определю, что я не знаю, во-вторых, сам найду способ получить знания).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Но некоторые знания для постижения нового у нас есть. Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия нового знания.

Какие сложные вещества нам уже известны? Оксиды, основания. И мы умеем составлять их формулы, а также знаем свойства этих веществ.

Учитель фиксирует актуализированные способы действий в знаках. – Учащиеся перечисляют общие правила составления формул оксидов и оснований (порядок записи элементов в формулах).

Проверим эти умения – проверочная самостоятельная работа по составлению формул оксидов и оснований. Выполняют работу и осуществляют самопроверку по образцу с комментарием учителя при необходимости (Приложение 1).

Мотивирует пробное учебное действие.

А теперь я предложу вам выполнение пробного действия. С какой целью? (Чтобы мы поняли, что пока не знаем). Попробуйте записать формулы бескислородных кислот, состоящих из следующих элементов: водорода и серы, водорода и хлора.

Задание . Какими общими признаками обладают эти соединения? Предложите алгоритм составления формул указанных веществ. Поясните правила их называния – номенклатуры ( для бинарных соединений).

Выполнение пробного действия.

- Поднимите руки, у кого нет результата. Кто не смог полностью справиться с заданием? В чем ваше затруднение?:

«Я пока не могу составлять формулы таких веществ». «Я не могу называть такие вещества». «У меня нет алгоритмов составления формул и названий кислот».

Поднимите руки, кто выполнил задание. Вы можете свое решение обосновать? В чем ваше затруднение? «Я пока не могу обосновать, правильно ли я составляю формулы и называю кислоты».

3. Выявление места и причины затруднения.

- При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?

Учащиеся проговаривают вслух: «Я не знаю правил составления формул кислот».

« Я не понимаю, как определяют валентность кислотного остатка».

«У меня нет алгоритмов составления формул и названий кислот».

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Поставьте перед собой цель.

- Нам надо уточнить определение сложных веществ кислот и узнать алгоритм составления формул кислот и правила их номенклатуры.

Гипотеза, которую мы выдвигаем: если знать алгоритм составления формул и правила номенклатуры веществ, можно правильно отразить состав и названия кислот.

− По какому плану будем работать?

Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний. Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим:

  1. Дать определение кислотам.

  2. Вывести алгоритм составления формул кислот по аналогии с другими бинарными соединениями.

  3. Уточнить правила номенклатуры кислот.

- Какие средства мы для этого будем использовать? (Учебник, рабочая тетрадь, инструктивные карты).

5. Реализация построенного проекта.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом: работу в группах по 2 человека для выполнения заданий (Приложение 2):

  1. Запиши в тетрадь определение кислот.

  2. Создай алгоритм составления формул кислот по валентности, расставив их в логической последовательности. В случае затруднения обратись к тексту учебника – стр. 104.

  3. Пользуясь составленным алгоритмом, запиши формулы кислот элементов 7 группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева ( исключая астат).

  4. Применяя известные тебе правила номенклатуры (стр. 105 в учебнике), назови вещества, формулы которых ты составил.

Для уточнения определения, правил составления формул кислот и их номенклатуры работают с текстом учебника, инструктивными картами, результаты работы записывают в тетрадь. (Приложение 3)

По завершении работы происходит фронтальное обсуждение ее результатов и фиксация следующего эталона:

1. Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, связанных с кислотным остатком.

2. Формулы бескислородных кислот составляют по степеням валентности так же, как и формулы других бинарных соединений.

3. Названия бескислородных кислот образуются по правилу: название элемента + водородная кислота

Учитель организует фиксацию преодоления затруднения учениками, возвращаясь к ранее выполненному ими заданию для пробного действия. Сможем мы теперь выполнить задание, которое вызвало затруднение вначале? Фронтально выбираем из перечня кислоты, называем эти вещества.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

И еще одно задание (фронтально).Выполните тесты, ответ обоснуйте. (Приложение 4)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Для самостоятельной работы выполняют лабораторный опыт по инструктивной карте (Приложение 5), результаты оформляют в виде таблицы, которую вклеивают в тетрадь. Перед началом лабораторной работы повторить правила охраны труда. Выводы по лабораторному опыту.

8. Включение в систему знаний и повторение.

 Составьте формулы названных в тексте оксидов (работа с текстом  в паре, тексты на столе учащихся – Приложение 6, ( контроль по образцу).

Раствор соляной кислоты________ прописывают больным с пониженной кислотностью. Плавиковая (фтороводородная) кислота _____ разъедая стекло и прочие силикатные материалы, не взаимодействует с пластиком. Бромоводородная кислота ______ применяется для получения бромида серебра, который используется в изготовлении кино- и фотоматериалов. Иодоводородная кислота_____ применяется только в лабораторной практике, т.к. является сильным восстановителем. Сероводородная кислота______ используется для лечебных ванн, которые улучшают кровоток, ускоряют обмен веществ.

Ответ: соляная кислота-HCI, плавиковая( фтороводородная)-HF, бромоводородная-HBr, иодоводородная-HI,сероводородная-H2S.



Формулы и названия кислот нужно знать наизусть. Они помещены в таблицу, которую мы продолжим заполнять на следующем уроке. Каждый ученик получает перед уроком заготовку таблицы, которую вклеивает в тетрадь.(Приложение 7)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Что нового вы узнали?

− Какую цель вы ставили на уроке?

− Достигли вы цели?

− Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать?

− Проанализируйте свою работу и оцените ее по десятибалльной шкале, где 0 – «нулевой результат», а 10 – «очень успешно». Я оцениваю нашу работу сегодня как успешную и ставлю отметки по пятибалльной шкале …(перечислить).

Домашнее задание:

П. 32, задания в конце параграфа (обязательно - № 5 и на выбор - № 1 с. 114).

















Приложения

Приложение 1

Составьте формулы веществ: оксид алюминия, гидроксид мели (II),оксид цинка, гидроксид железа(III), оксид калия.

Приложение 2

Задания для работы в парах

  1. Запиши в тетрадь определение кислот.

  2. Создай алгоритм составления формул оксидов по валентности, расставив их в логической последовательности. В случае затруднения обратись к тексту учебника – стр. 104.

  3. Пользуясь составленным алгоритмом, запиши формулы кислот элементов 7 группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (исключая астат).

  4. Применяя известные тебе правила номенклатуры (стр. 105 в учебнике), назови вещества, формулы которых ты составил.


Приложение 3

Инструктивная карта «Алгоритм составления формул бинарных соединений по валентности»

  1. Выберите два элемента, один из которых водород, а другой – неметалл.

  1. водород и сера

  2. водород и фтор


  1. Запишите знаки элементов так, чтобы на первом месте находился элемент водород ,а затем элемент -неметалл :

  1. H и S

  2. H и F





  1. Укажите для каждого элемента значение валентности над символом элемента

  1. I II

H S

  1. I I

H F

  1. Найдите наименьшее общее кратное НОК для значений валентности. Определите индексы, разделив НОК на соответствующие значения валентности.

  1. I II

H2 S ( НОК = 2х1=2)

  1. I I

H F ( НОК = 1 х 1=1)



Приложение 4

Выполните тесты:

1.Общая формула кислот:

А) Эx Оy  Б) Эх Ну  В) Hх Эy .

2.  Ряд формул, в котором все вещества кислоты:

   А) ZnO, ZnCl2, HCI  Б) CaO, NaOH, NH3  В) H2S, HF, HNO3 

3. сероводородная кислота имеет формулу:

   А)H2SO4  Б) H2SO3   В) H2S

4. Установите соответствие между формулой кислоты и названием

  Формула кислоты   Название кислоты

1.HI     А) хлороводородная

2.HBr      Б) фтороводородная

3.HCI      В) бромоводолродная

  Г) иодоводородная

Приложение 5

Инструктивная карта к лабораторному опыту «Действие растворов кислот на индикаторы »

Цель работы: определить, как изменяется окраска индикаторов в растворах кислот.

Работа в парах. На каждом нечетном столе раствор соляной кислоты, на каждом четном столе – раствор уксусной кислот, индикаторы.

Порядок выполнения.

  1. Возьмите две пробирки.

  2. Налейте в каждую по 0,5 мл раствора кислоты.

  3. Добавьте к раствору кислоты в первой пробирке – лакмус, а во второй – метиловый оранжевый.

  4. Отметьте изменения окраски индикаторов.

  5. Обменяйтесь результатами с соседями.

Сделайте вывод о действии кислот на индикаторы


№ п/п

Кислота

Лакмус фиолетовый

Метиловый оранжевый

1

Соляная кислота

красный

красный

2

Уксусная кислота

красный

красный



Приложение 6

Составьте формулы предложенных в тексте кислот



Раствор соляной кислоты________ прописывают больным с пониженной кислотностью. Плавиковая (фтороводородная) кислота _____ разъедая стекло и прочие силикатные материалы, не взаимодействует с пластиком. Бромоводородная кислота ______ применяется для получения бромида серебра, который используется в изготовлении кино- и фотоматериалов. Иодоводородная кислота_____ применяется только в лабораторной практике, т.к. является сильным восстановителем. Сероводородная кислота______ используется для лечебных ванн, которые улучшают кровоток, ускоряют обмен веществ.

Приложение 7

Формулы и названия кислот и солей



Формула кислоты

Название кислоты

Кислотный остаток, его валентность

Название соли

Пример соли

HF

фтороводородная (плавиковая)




HCl

хлороводородная (соляная)




НВr

бромоводородная




HI

йодоводородная




H2S

сероводородная




H2SO3

сернистая




H2SO4

серная




HNO2

азотистая




HNO3

азотная




H2CO3

угольная




H2SiO2

кремниевая




H3PO4

(орто) фосфорная





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!