Тема урока: Кислоты.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: реализация системно -деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.
Цель урока: развитие учебных знаний о кислотах, правилах составления формул кислот и номенклатуры последних, о распространении кислот в природе.
Формирование УУД:
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;
Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; целеполагание; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.
Основные понятия: Сложные соединения: кислоты. Составление их формул, общий способ их написания, названия. Представители кислот.
Ресурсы: Демонстрации различных продуктов, содержащих кислоты; презентация к уроку; проверочная самостоятельная работа по составлению формул оксидов и оснований- Приложение 1; задания для работы в парах – Приложение 2; инструктивные карты «Алгоритм составления формул бинарных соединений по степеням окисления элементов» - Приложение 3; тесты по теме «Кислоты» - Приложение 4; к лабораторному опыту «Действие растворов кислот на индикаторы» - Приложение 5; тексты для самостоятельной работы – Приложение 6; таблица «Формулы и названия кислот и солей»- Приложение 7.
Логическая основа урока
Новое знание. Класс сложных веществ, противоположных по свойствам основаниям. Они имеют сходное строение и свойства. Что же это?
2. Задание на пробное действие.
Задание. Запишите формулы веществ: оксид магния, гидроксид калия, сероводородная кислота. Поясните правила их называния – номенклатуры.
3. Фиксация затруднения.
«Я пока не могу составлять формулы кислот».
«Я не могу называть такие вещества».
«Я пока не могу обосновать, правильно ли я называю кислоты».
4. Фиксация причины затруднения.
«Я не знаю правил составления формул кислот».
« Я не понимаю, как определяют валентность элементов в кислотах».
«У меня нет алгоритмов составления формул и названий кислот».
5. Цель деятельности.
Узнать, что такое кислоты и научиться составлять их формулы по валентности, а также называть эти вещества.
6. Фиксация нового знания.
1. Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, связанных с кислотным остатком. |
2. Кислотный остаток может состоять из одного элемента, а может быть более сложным. |
3. Валентность кислотного остатка определяется по числу атомов водорода в кислоте. |
4. Кислоты проявляют разные физические свойства. |
5. Кислоты широко распространены в природе. |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности, а также по установке тематических рамок и создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Готовясь к встрече с вами, я приготовила целую коллекцию предметов.
Учащиеся видят изображения разных продуктов: лимон, яблоко, щавель, виноград, земляника, смородина, молоко, уксус.
Вопрос учителя: Что объединяет эти продукты?
Ответ учащихся: кислый вкус.
Учитель: Вещества, которые мы будем изучать, являются однокоренными к данному прилагательному. Что же это?
Ответ учащихся: кислоты.
Сегодня у нас урок открытия нового знания. Вы узнаете что-то новое. Как вы будете действовать на уроке? (Во-первых, определю, что я не знаю, во-вторых, сам найду способ получить знания).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Но некоторые знания для постижения нового у нас есть. Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия нового знания.
Какие сложные вещества нам уже известны? Оксиды, основания. И мы умеем составлять их формулы, а также знаем свойства этих веществ.
Учитель фиксирует актуализированные способы действий в знаках. – Учащиеся перечисляют общие правила составления формул оксидов и оснований (порядок записи элементов в формулах).
Проверим эти умения – проверочная самостоятельная работа по составлению формул оксидов и оснований. Выполняют работу и осуществляют самопроверку по образцу с комментарием учителя при необходимости (Приложение 1).
Мотивирует пробное учебное действие.
А теперь я предложу вам выполнение пробного действия. С какой целью? (Чтобы мы поняли, что пока не знаем). Попробуйте записать формулы бескислородных кислот, состоящих из следующих элементов: водорода и серы, водорода и хлора.
Задание . Какими общими признаками обладают эти соединения? Предложите алгоритм составления формул указанных веществ. Поясните правила их называния – номенклатуры ( для бинарных соединений).
Выполнение пробного действия.
- Поднимите руки, у кого нет результата. Кто не смог полностью справиться с заданием? В чем ваше затруднение?:
«Я пока не могу составлять формулы таких веществ». «Я не могу называть такие вещества». «У меня нет алгоритмов составления формул и названий кислот».
Поднимите руки, кто выполнил задание. Вы можете свое решение обосновать? В чем ваше затруднение? «Я пока не могу обосновать, правильно ли я составляю формулы и называю кислоты».
3. Выявление места и причины затруднения.
- При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?
Учащиеся проговаривают вслух: «Я не знаю правил составления формул кислот».
« Я не понимаю, как определяют валентность кислотного остатка».
«У меня нет алгоритмов составления формул и названий кислот».
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Поставьте перед собой цель.
- Нам надо уточнить определение сложных веществ кислот и узнать алгоритм составления формул кислот и правила их номенклатуры.
Гипотеза, которую мы выдвигаем: если знать алгоритм составления формул и правила номенклатуры веществ, можно правильно отразить состав и названия кислот.
− По какому плану будем работать?
Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний. Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим:
Дать определение кислотам.
Вывести алгоритм составления формул кислот по аналогии с другими бинарными соединениями.
Уточнить правила номенклатуры кислот.
- Какие средства мы для этого будем использовать? (Учебник, рабочая тетрадь, инструктивные карты).
5. Реализация построенного проекта.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом: работу в группах по 2 человека для выполнения заданий (Приложение 2):
Запиши в тетрадь определение кислот.
Создай алгоритм составления формул кислот по валентности, расставив их в логической последовательности. В случае затруднения обратись к тексту учебника – стр. 104.
Пользуясь составленным алгоритмом, запиши формулы кислот элементов 7 группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева ( исключая астат).
Применяя известные тебе правила номенклатуры (стр. 105 в учебнике), назови вещества, формулы которых ты составил.
Для уточнения определения, правил составления формул кислот и их номенклатуры работают с текстом учебника, инструктивными картами, результаты работы записывают в тетрадь. (Приложение 3)
По завершении работы происходит фронтальное обсуждение ее результатов и фиксация следующего эталона:
1. Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, связанных с кислотным остатком. |
2. Формулы бескислородных кислот составляют по степеням валентности так же, как и формулы других бинарных соединений. |
3. Названия бескислородных кислот образуются по правилу: название элемента + водородная кислота |
Учитель организует фиксацию преодоления затруднения учениками, возвращаясь к ранее выполненному ими заданию для пробного действия. Сможем мы теперь выполнить задание, которое вызвало затруднение вначале? Фронтально выбираем из перечня кислоты, называем эти вещества.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
И еще одно задание (фронтально).Выполните тесты, ответ обоснуйте. (Приложение 4)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Для самостоятельной работы выполняют лабораторный опыт по инструктивной карте (Приложение 5), результаты оформляют в виде таблицы, которую вклеивают в тетрадь. Перед началом лабораторной работы повторить правила охраны труда. Выводы по лабораторному опыту.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Составьте формулы названных в тексте оксидов (работа с текстом в паре, тексты на столе учащихся – Приложение 6, ( контроль по образцу).
Раствор соляной кислоты________ прописывают больным с пониженной кислотностью. Плавиковая (фтороводородная) кислота _____ разъедая стекло и прочие силикатные материалы, не взаимодействует с пластиком. Бромоводородная кислота ______ применяется для получения бромида серебра, который используется в изготовлении кино- и фотоматериалов. Иодоводородная кислота_____ применяется только в лабораторной практике, т.к. является сильным восстановителем. Сероводородная кислота______ используется для лечебных ванн, которые улучшают кровоток, ускоряют обмен веществ.
Ответ: соляная кислота-HCI, плавиковая( фтороводородная)-HF, бромоводородная-HBr, иодоводородная-HI,сероводородная-H2S.
Формулы и названия кислот нужно знать наизусть. Они помещены в таблицу, которую мы продолжим заполнять на следующем уроке. Каждый ученик получает перед уроком заготовку таблицы, которую вклеивает в тетрадь.(Приложение 7)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Что нового вы узнали?
− Какую цель вы ставили на уроке?
− Достигли вы цели?
− Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать?
− Проанализируйте свою работу и оцените ее по десятибалльной шкале, где 0 – «нулевой результат», а 10 – «очень успешно». Я оцениваю нашу работу сегодня как успешную и ставлю отметки по пятибалльной шкале …(перечислить).
Домашнее задание:
П. 32, задания в конце параграфа (обязательно - № 5 и на выбор - № 1 с. 114).
Приложения
Приложение 1
Составьте формулы веществ: оксид алюминия, гидроксид мели (II),оксид цинка, гидроксид железа(III), оксид калия.
Приложение 2
Задания для работы в парах |
Запиши в тетрадь определение кислот. Создай алгоритм составления формул оксидов по валентности, расставив их в логической последовательности. В случае затруднения обратись к тексту учебника – стр. 104. Пользуясь составленным алгоритмом, запиши формулы кислот элементов 7 группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (исключая астат). Применяя известные тебе правила номенклатуры (стр. 105 в учебнике), назови вещества, формулы которых ты составил. |
Приложение 3
Инструктивная карта «Алгоритм составления формул бинарных соединений по валентности»
Выберите два элемента, один из которых водород, а другой – неметалл. | водород и сера водород и фтор |
Запишите знаки элементов так, чтобы на первом месте находился элемент водород ,а затем элемент -неметалл : | H и S H и F |
Укажите для каждого элемента значение валентности над символом элемента | I II H S I I H F |
Найдите наименьшее общее кратное НОК для значений валентности. Определите индексы, разделив НОК на соответствующие значения валентности. | I II H2 S ( НОК = 2х1=2) I I H F ( НОК = 1 х 1=1) |
Приложение 4
Выполните тесты:
1.Общая формула кислот:
А) Эx Оy Б) Эх Ну В) Hх Эy .
2. Ряд формул, в котором все вещества кислоты:
А) ZnO, ZnCl2, HCI Б) CaO, NaOH, NH3 В) H2S, HF, HNO3
3. сероводородная кислота имеет формулу:
А)H2SO4 Б) H2SO3 В) H2S
4. Установите соответствие между формулой кислоты и названием
Формула кислоты Название кислоты
1.HI А) хлороводородная
2.HBr Б) фтороводородная
3.HCI В) бромоводолродная
Г) иодоводородная
Приложение 5
Инструктивная карта к лабораторному опыту «Действие растворов кислот на индикаторы »
Цель работы: определить, как изменяется окраска индикаторов в растворах кислот.
Работа в парах. На каждом нечетном столе раствор соляной кислоты, на каждом четном столе – раствор уксусной кислот, индикаторы.
Порядок выполнения.
Возьмите две пробирки.
Налейте в каждую по 0,5 мл раствора кислоты.
Добавьте к раствору кислоты в первой пробирке – лакмус, а во второй – метиловый оранжевый.
Отметьте изменения окраски индикаторов.
Обменяйтесь результатами с соседями.
Сделайте вывод о действии кислот на индикаторы
№ п/п | Кислота | Лакмус фиолетовый | Метиловый оранжевый |
1 | Соляная кислота | красный | красный |
2 | Уксусная кислота | красный | красный |
Приложение 6
Составьте формулы предложенных в тексте кислот
Раствор соляной кислоты________ прописывают больным с пониженной кислотностью. Плавиковая (фтороводородная) кислота _____ разъедая стекло и прочие силикатные материалы, не взаимодействует с пластиком. Бромоводородная кислота ______ применяется для получения бромида серебра, который используется в изготовлении кино- и фотоматериалов. Иодоводородная кислота_____ применяется только в лабораторной практике, т.к. является сильным восстановителем. Сероводородная кислота______ используется для лечебных ванн, которые улучшают кровоток, ускоряют обмен веществ.
Приложение 7
Формулы и названия кислот и солей
Формула кислоты | Название кислоты | Кислотный остаток, его валентность | Название соли | Пример соли |
HF | фтороводородная (плавиковая) | | | |
HCl | хлороводородная (соляная) | | | |
НВr | бромоводородная | | | |
HI | йодоводородная | | | |
H2S | сероводородная | | | |
H2SO3 | сернистая | | | |
H2SO4 | серная | | | |
HNO2 | азотистая | | | |
HNO3 | азотная | | | |
H2CO3 | угольная | | | |
H2SiO2 | кремниевая | | | |
H3PO4 | (орто) фосфорная | | | |