Для достижения хороших результатов, в учебном процессе я использую деятельностный подход , который обеспечивает формирование предметных компетенций у учащихся.
Считаю, что данный метод обучения позволяет подготовить и провести уроки развивающего типа, обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания, создает условия получения физических знаний не в готовом виде, а в результате самостоятельного открытия. Приобретенные знания, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными (ведь ты сам добыл их), поэтому эффект усвоения знаний получается более сильным, чем обычно.
В процессе самостоятельной работы ученик овладевает не только знаниями, но и разными видами деятельности, что очень важно. Учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, поэтому вследствие необходимости ученик учится налаживать деловые партнерские отношения, осмысливать их. Так формируются задатки умения сотрудничать.
В результате работы учителя, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, развивают свой кругозор, повышают уровень интеллекта.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность | Результат * |
название | задача | учитель | ученики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационный момент (1мин.) | Подготовить учащихся к работе и создать благоприятную атмосферу в коллективе | Добрый день. Садитесь, пожалуйста. | Все принадлежности к уроку приготовлены на перемене. | |
II. Постановка целей урока (2мин.) | | Сегодня на уроке мы познакомимся с явлением инерции и рассмотрим случаи ее проявления в быту и технике. | Слушают и записывают в тетради тему урока | |
III. Начальный (3мин.) | обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | 1). Предлагаю пронаблюдать за скатыванием тележки по наклонной плоскости ? Почему тележка останавливается? 2).Демонстрирую движение стального шарика за магнитом. ? Почему у шарика изменяется скорость? 3) Показываю, как мяч падает на стол, а затем отскакивает от него, меняя направление скорости ? Почему у шарика изменяется направление скорости? | Наблюдают Выдвигают свои гипотезы ( стол действует на тележку, уменьшая ее скорость) Наблюдают Выдвигают свои гипотезы (магнит притягивает шарик, увеличивая у него скорость) Наблюдают Выдвигают свои гипотезы (на мяч действует стол и изменяет у него направление скорости) | Мотивация , возникновение интереса |
IV. Основной (10 мин.) | Изучение нового материала: А). Выяснить причины изменения скорости | Прошу сделать вывод: ? Когда у тела изменяется скорость? | Делают вывод, находят в учебнике ответ, зачитывают его. Проверив свой вывод , записывают в тетрадь | Р. Закрепляются навыки работы с учебником Р. Проводят сравнение и делают вывод Ф.Получена информация, что изменение скорости тела ( величины или направления) происходит в результате действия на него другого тела. |
Б). Обнаружить на опыте зависимости быстрота изменения скорости от действия на него другого тела? | ? От чего зависит быстрота изменения скорости? Предлагаю проверить выдвигаемую гипотезу экспериментально Демонстрирую опыт по рисунку 41. учебника | Выдвигают свои гипотезы (Чем меньше действие тела, тем меньше изменение скорости) Наблюдают. Обсуждают эксперимент и делают вывод. Находят в учебнике ответ, зачитывают его. , проверив свой вывод , записывают в тетрадь. | Р. Вырабатывается умение теоретического предвидения. Ф.Формируется убеждение, что выдвигаемую гипотезу можно поверить экспериментально Ф. Обнаруживают на опыте, что чем меньше действие на тело, тем меньше у него изменяется скорость. Р.Развивается наблюдательность . |
| В) Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащихся понятия инерции | ? Как будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела? Ответы на эти вопросы предлагаю найти в учебнике: ? Можно ли это установить на опыте? ?Какой ученый провел этот опыт? ? Что называется инерцией? | Высказывают предположение ( будет двигаться с постоянной скоростью) Работают с текстом учебника и находят ответы и записывают в тетрадь. | Р. Вырабатывается умение теоретического предвидения Ф. Получена информация о явлении инерции. Р. Закрепляются навыки работы с учебником |
V. Первичная проверка понимания. (5 мин.) | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и их коррекция | Предлагаю обыграть жизненную ситуацию: «Вы - пассажиры автобуса , поэтому должны вести себя так как если бы все это происходило в жизни» Продолжаю: «Однажды вы со своими товарищами сели в автобус, заняв места, стали оживленно обсуждать только что просмотренный фильм. В это время автобус резко трогается с места Дальше следуя по маршруту, автобус подъезжает к перекрестку, загорается красный свет и автобус останавливается Затем автобус движется дальше и вдруг неожиданно делает поворот влево обгоняя, машину Затем автобус поворачивает направо И наконец, автобус подходит к остановке, на которой вы должны выходить и останавливается. Прошу объяснить: ? Почему ведут себя так пассажиры, какая « неведомая сила» заставляет их наклоняться вперед, назад, влево, вправо? | Настраиваются обыграть свои действия в данной жизненной ситуации Откидываются назад к спинке стула Наклоняются вперед Отклоняются вправо Отклоняются влево Наклоняются вперед Работая « в парах», приходят к выводу (Это происходит в результате явлении инерции) | Р.Развивается наблюдательность Р. Развиваются информационно-коммуникативные навыки Ф.Получена информация, о том, что явление инерции заставляет пассажиров наклоняться вперед, назад, влево, вправо, п.ч. тело не может мгновенно изменить свою скорость, на это необходимо время. |
VI. Закрепление знаний и способов действий. (22 мин.) | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации (инерция в быту и технике) | Мы с вами уже знаем, что такое инерция (Слайд 2) Теперь давайте разберемся, когда мы с ним можем встретиться и что еще мы должны про него знать (Слайды3,4,5) ? Почему мальчик падает вперед? ( Слайд 6) ? Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды? ( Слайд 7) ? Как называется это сооружение? Каков принцип его действия? ( Слайд 8) ? Почему нельзя перебегать перед близко идущим транспортом? (Слайд 9,10) По двум последним вопросам предлагаю сделать вывод: Предлагаю выполнить проверочный тест (Слайд 11,12) | Работают «в парах» и дают полные ответы на вопросы Делают вывод и записывают в тетрадь. | Р. Развиваются информационно-коммуникативные навыки Р. Происходит выработка самостоятельных суждений. Построена цепочка логических рассуждений. Установлена связь «причина – следствие» Р. Развивается способность увидеть, изученное явление в повседневной жизни и объяснить причину, происходящего, используя приобретенные знания. Ф. Получена информация о том, что из-за инерции для остановки любого транспортного средства нужно пространство (тормозной путь) и время |
VII. Подведение итогов урока, рефлексия (1 мин.) | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Задаю вопросы: ? Какие моменты урока были особенно интересны? ? Что вызвало затруднение? ?Пригодятся ли знания, полученные на уроках вам в жизни? ?Людям, какой профессии необходимы эти знания? | Участвуют в подведении итогов. Уточняют смысл понятия инерции. Отмечают, что с явлением инерции встречаемся часто, поэтому знания ,приобретенные на уроке пригодятся .Они нужны не только водителям, но и пешеходам. | Ф.Получена информация о причинах изменения скорости и о явлении инерции и о том ,что необходимо знать любому участнику дорожного движения Р.Участие в разных видах познавательной деятельности. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.) | обеспечение понимания содержания и способов выполнения | Слайд13. Проверяет соответствующие записи | Записывают в дневники домашнее задание | |