СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по теме: «Инерция. Масса. Плотность»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка - сценарий урока по теме: «Инерция. Масса. Плотность», который я проводила в 7 - б классе. Урок представлен в виде сказки, что очень нравится ребятам такого возраста. В ходе анализа проведения данного урока, я пришла к выводу, что и новая тема запоминается детьми намного лучше.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по теме: «Инерция. Масса. Плотность»»



Сценарий урока по теме: «Инерция. Масса. Плотность»

Вступительное слово.

Сегодня на уроке мы повторим материал об инерции, массе, плотности. А проведём занятия в виде игры «Путешествие в сказку». Вы хотите путешествовать.

(После радостных возгласов ребят включают запись песни из телеигры «Звёздный час». Прошу их взять карточки с буквенными обозначениями физических величин.)

Итак, мы с вами находимся перед воротами сказки. Посмотрим, как вы готовы к путешествию.

Задание 1

Итак, наши занятия открыли вам ворота в сказку. А сказка такая. В некотором царстве-государстве “Инерция” жил-был Иван царевич, было у него три сестры: Инерция, Масса и Плотность. (Вывешиваю на доску карточку - рис и рядом карточки с именами сестриц, а по сути с физическими терминами.)

Отец и мать у них умерли. Отдал Иван - царевич сестёр замуж за владыку Медного, Серебряного, Золотого царства. Прошел год, и стало ему без сестёр скучно. Решил он повидать сестриц и отправился в путь вместе с вами - верными своими воинами. По дороге на Цветочной поляне (на доске располагают её карточку рис и отмечают пройденный маршрут)

повстречал он Елену Прекрасную, полюбил её и попросил стать его женой. Елена Прекрасная молвила, что будет согласна, если его верные воины соберут для неё цветы, да не простые, в волшебные. (Воины выполняют задание 2)

Задание 2

И быть бы свадьбе, да злой Кашей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Иван-царевич со своими воинами поехал выручать любимую. Долго ли, коротко ли они ехали и вот вышли к реке. (Вывешиваю на доске табличку “РЕКА”. Продолжаю маршрут.) Через реку -мост , но огромный камень закрыл дорогу на него. (Выставляю куб-“камень”) А на камне - надписи с четырёх сторон с вопросами. Если воины на них ответят правильно, камень отодвинется и освободит дорогу.

Задание 3

Воины с заданием справились, и камень освободил дорогу. И снова двинулись они в путь. Долго ехали по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги.(На доске укрепляю карточку этой избушки)

Баба Яга в это время качалась на сетке, подвешенной к потолку веревками. Она давно враждовала с Кащеем Бессмертным и поэтому согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины объяснят ей какие превращения энергии происходят при колебаниях гамака

Задание 4

Баба Яга вывела путников на верный путь. Прощаясь с Иваном-царевичем, рассказала о волшебных замках с секретом, которые есть у Кощея, но которые можно отпереть, если произнести в сух волшебные слова - ответы физических задач. Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал Кощею Бессмертному. Тот выследил Ивана-царевича с воинами, схватил их и бросил в глубокое подземелье, крышку которого закрыл на замок.

(Вывешиваю карточку «Замок» - рис ; к ней подвешиваю за нить карточку с заданием, которые воины должны выполнить).

Задание 5

Справились воины с заданием - замок открылся. Все оказались перед воротами вотчины Кощея. (Вывешиваю карточку - рис

прорисовываю соответствующую часть маршрута.) Чтобы открыть эти ворота, надо подобрать к ним ключ. (К доске прикрепляю рисунок , а учащимся выдаю карточки-задания к этому ключу.)

Задание 6

Заключительное слово.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку, тут и сказке конец. Окинем на прощание мысленным взором еще раз путь Ивана - Царевича (учитель показывает на карту - путешествия) и вспомним, как нелегко пришлось ему и его воинам. Но своего они достигли: знания помогли им!

А теперь подведем итоги. (Учащиеся подсчитывают количество набранных ими жетонов, а учитель учитывает их и выставляет оценки по следующему критерию: десять и боле жетонов - оценка “5”: от шести до девяти жетонов - ”4”; от трех до пяти жетонов - ”3”)

Задание 1

Прошу показать карточку с обозначением механической работы, затем мощности, потом потенциальной энергии. Далее предлагаю предъявить карточку с обозначениями единицы измерения работы, мощности и потенциальной энергии. И сконструировать из карточек (силы, времени, пути ) формулы для нахождения механической работы, мощности, потенциальной энергии. (Учащиеся держат одну карточку с частью уравнения в правой руке, другие в левой)

Задание 2

На демонстрационный стол кладу перемешанные «лепестки цветов». На доску укрепляю сердцевины цветов. К доске выходят три воина и собирают цветы, подбирая лепестки с нужными сведениями и формулами, относящимися к понятию, написанному в сердцевине. Когда дело сделано, они составляют рассказ о своей физической величине.

(Остальные учащиеся-воины следят за правильностью выполнения задания, вносят поправки, исправляют ошибки.)

За ответы выдаю жетоны: за правильный - 5 штук, за ответ с одной неточностью - 4, если две погрешности -3, за каждое дополнение по одному жетону.

Задание3

Ответить: Что произойдет с человеком, который споткнется об камень? Почему?

Что значит запись: "Плотность сего камня из гранита 2600кг/м?"

Как узнать массу камня?

Как найти его объем?

Какую работу нужно совершить, что сдвинуть камень с моста, шириной 2м?

Какие превращения энергии произойдут при падении камня с моста?

(Вызываю воинов по очереди, за каждый правильный ответ выдаю 3 жетона, но если ответ не пояснен-1 жетон)

Задание 4

Лабораторный эксперимент по наблюдению превращения энергии при колебаниях тела подвешенного на нити (Оборудование на каждой парте). Работа состоит в следующем: учащиеся поднимают шарик на нити и, наблюдая за его колебаниями, отвечают на вопросы:

Какие превращения механической энергии происходят при колебаниях шарика?

В каких положениях шарик имеет наибольшую и наименьшую потенциальную энергию относительно положения равновесия?

В каких положениях шарик имеет наибольшую и наименьшую кинетическую энергию относительно положения равновесия?

Почему колебания шарика с течением времени затухают?

Ребята называют ответы, правильные оцениваются жетонами: максимальное количество-5.

Задание 5

В каком случае вы затрачиваете больше энергии: при движении по твердой дороге или сыпучему песку, рыхлому снегу? Объясните почему?

(Ответ: больше затрачивается энергии при движении по сыпучему песку и рыхлому снегу, т.к. при этом часть энергии тратится на работу против силы тяжести, при «выдергивании» ног из песка, снега. За правильный ответ с пояснением - 3 жетона; если ответ не пояснен - 1 жетон.)

Задание 6

Задание 6Прочесть и расшифровать (объяснить) слово, записанное на стержне ключа в виде цифр:

1 - третья буква в первом слове сокращенно обозначает коэффициент полезного действия КПД (коэффициент полезного действия).

2, 3 и 4 - соответственно пятая, девятая и десятая буквы из названия прибора для измерения времени (секундомер).

5 - пятая буква в слове, обозначающем единицу измерения массы тела (килограмм).

6,7 - предпоследняя и последняя буква физического термина, означающего то, что существует независимо от нашего сознания (материя).

Ключ к воротам - понятие “энергия”; за правильный ответ полагается 5 жетонов.

Оборудование:

1. Запись на магнитной пленке песни из телепередачи “Звездный час”;

2. Самодельные пособия:

набор карточек, с одной стороны написана физическая величина по данной теме с другой – обозначение единиц измерения этих величин в системе интернациональной (для каждого ученика);

плакат с изображением замка Ивана-Царевича;

карточки с именами – терминами “Работа. Мощность. Энергия”;

таблички “Цветочная поляна”, «Река”;

набор “Цветы”, который состоит из трех компонентов: первая – карточка в виде лепестков, где написаны формулы, сведения, относящие к рассматриваемым понятиям; вторая – цветочные “сердцевинки на стебельках”, окруженные веточками или веточками, на каждой сердцевинке написано обозначение одной из трех физических величин; третья – макет цветочной поляны, в которой имеются отверстия – гнезда для цветов;

карточки “Избушка Бабы Яги”,”Замок”,”Вотчина Кощея Бессмертного”;

“демонстрационный ключ” и карточками – заданиями к нему. Все карточки сделаны из плотной бумаги и крепятся к доске с магнитами.

2.“Игровое поле” с изображением маршрута – пути Ивана-царевича;

3. Жетоны (из бумаги) в большом количестве;

4. Комплекты лабораторного оборудования для наблюдения превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебаниях тела, подвешенного на нити: шарик с нитью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!