Ф.И.О. Симон Марина Равельевна
ОО МБОУ «Июсская СОШ»
Должность учитель биологии, химии, географии
Телефон 8(923) 395-06-28
e-mail [email protected]
Предмет география
УМК Учебное пособие: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География.». 6 класс. М. Просвещение, 2019 год.
Место урока в УТП 22 урок, по теме «Атмосфера» - 12
Тема Практическая работа по теме «Атмосфера»
Цель: обобщение знаний об атмосфере, как географической оболочке, климате, умение строить графики температур, розы ветров, диаграммы количества выпавших осадков.
Задачи:
Достижение образовательных результатов:
Образовательные: обобщить изученный материал, развить интерес познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников;
Воспитательные: формировать умение работать в группах, проявлять потребность в самовыражении и самореализации, воспитывать в учениках ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее сохранения и рационального использования.
Развивающие: развивать у обучающихся память, умение логически мыслить.
Методы обучения:
- словесные (беседа, дискуссия);
- наглядные (наглядные пособия, видеоматериал);
- практические (практическая работа, построение графика, розы ветров).
Технологии:
-здоровьесберегающие;
- гуманно-личностные;
- личностно-ориентированные;
- проблемного обучения.
Формы организации на уроке:
-фронтальная;
-индивидуальная;
- коллективная;
-групповая.
Тип учебного занятия: урок - практикум
Планируемые образовательные результаты:
-самостоятельно формулировать учебную проблему;
- определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения учебной проблемы;
- осознавать конечный результат;
- искать самостоятельно средства достижения;
-составлять план решения проблемы;
- совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
-умения применять знания в различных жизненных ситуациях;
- профессиональное самоопределение.
Метапредметные:
Регулятивные - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Формировать умение строить розу ветров, читать и строить графики, работать с текстом, таблицами, диаграммами, иллюстрациями, схемами.
Предметные – формирование понятия «климат», выявление условий образования климата, раскрытие значения климата в хозяйственной деятельности человека.
Познавательные - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно -следственных связей. Умение использовать компьютерные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учить критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Виды оценивания применяемые на уроке:
-стандартные;
--контролирующие.
Ход урока
Организационный момент.
На доске написан эпиграф «Единственный путь к знаниям – это деятельность» - Бернард Шоу
Учащиеся читают эпиграф и обсуждают о чем может идти речь. (Ответы детей – 2 мин.)
Фронтальный опрос
На карточках напечатаны вопросы в количестве – 10 вопросов. Учащиеся работают в парах. Каждая пара должна дать правильный ответ. Если пара не справляется с ответом, другая пара отвечает на этот вопрос. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Что такое атмосфера?
2) Что такое тропосфера?
3) Что такое ветер?
4) Что такое погода?
5) Что такое климат?
6) Как изменяется температура с высотой?
7) На сколько градусов изменяется температура с высотой?
8) Как называется температура между самой низкой и самой высокой?
9) Где в России можно наблюдать муссоны?
10) Какой газ составляет 78 % воздуха?
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Учитель: так как мы изучили данную тему, мы понимаем, что такое «погода» и «климат».
Давайте сравним эти два понятия. Дети сравнивают понятия. В ответах детей встречаются слова: ветер, осадки, температура, осадки, атмосферное давление.
3.1. Перед вами лежат карточки с текстом. Из текста вы должны выбрать слова, где встречаются направление сторон горизонта, и количество дней, когда дул ветер в том или ином направлении.
Задание. Выписать стороны горизонта С, Ю, З, В, СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ. и количество дней, дующих в разных направлениях. Построить розу ветров на бумажном и электронном носителе (ноутбуке). У каждой пары на столе ноутбуки лежат на парте. Работают в Microsoft Eхcel.Один ученик работает на мультимедийной доске, чтобы потом обучающиеся могли сравнить работы, и поставить оценку за выполненную работу. Если видят, что чертежи совпадают, то ставят себе 5 баллов, если допущена 1-2 ошибки – 4 балла.
Текст
Мореплаватели отправились в длительное путешествие по Атлантическому и Индийскому океану. Их плавание продолжалось в течение всего месяца. Ярко светило солнце, рядом с кораблем плескались игривые дельфины, а недалеко от корабля моряки увидели огромное тело синего кита. Дело было в марте, и моряки огорчались из-за постоянных ветров, которые часто меняли свое направление. Они решили записать, какое количество дней ветер дул в разных направлениях. Северный ветер дул 6 дней, северо-восточный – 3 дня, восточный - 4 дня, юго-восточный – 4 дня, южный – 3 дня, юго - западный – 3 дня, западный – 4 дня, северо-западный – 3 дня. Путешествие подошло к концу. Несмотря на постоянные ветра, путешествием были все довольны. А теперь нам предстоит отчет – составить розу ветров. (Приложение. Рисунок №1.)
С-6, В-4, Ю-3, З – 4, СВ – 3, ЮВ – 4, ЮЗ – 3, СЗ – 3.
3.2. Чтение стихотворения учителем.
За окном, в стеклянной трубке
Градусник живёт простой.
Служит он температуре
Летом, осенью, зимой.
Он стоит по стойке «смирно»
С красной жилкой впереди.
Вверх и вниз идут деленья,
Жирный нолик посреди.
Если плюс — так значит тает
Всё кругом, капель, весна.
Солнце с лужами играет,
Будит землю ото сна.
Мой солдатик служит честно:
В середине февраля
Добросовестно покажет
Что-то около ноля.
(https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-termometre-gradusnik/)
Задание. Перед вами лежат карточки с данными температуры за год по месяцам. Вы должны построить график температуры на бумаге, которая лежит на вашей парте. Один ученик выходит к мультимедийной доске, и строит график там. Затем дети сравнивают графики. (Ученики сравнивают графики, и оценивают свою работу. За правильно построенный график – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3 ошибки – 3 балла). (Приложение. Рисунок№2.)
янв | февр | март | апрел | май | июнь | июль | авг | сент | окт | нояб | декаб |
-2- | -15 | -8 | -5 | +3 | +12 | +20 | +15 | +8 | _5 | -14 | -18 |
3.3. Работа с климатограммой
Задание. Вам дана климатограмма (годовой ход температуры и количество осадков за год). (Приложение. Рисунок № 3.)
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл
Определите, какое количество осадков выпало за год? (657мм)
Какое количество осадков выпало в мае месяце? (57 мм)
Какова температура воздуха в июле? (+17.50С)
3.4. Построение диаграммы осадков.
Перед вами таблица осадков, выпавших на территории Хакасия за 2022 год. Вам необходимо выполнить диаграмму количества осадков. За правильно выполненную диаграмму – 5 баллов.
Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Декаб. |
20 | 0.1 | 1.4 | 11.6 | 29.6 | 43.8 | 54.5 | 45.6 | 27 | 12.7 | 2.4 | 0.2 |
Все ученики работают на ноутбуках в паре. Один ученик выходит к мультимедийной доске, выполняет самостоятельно. Учащиеся сравнивают, и выставляют оценку.
3.5. Работа с картой. За правильный ответ – 1 балл
Определите, где климат теплее 600 с.ш., 300 в.д. и 510 с.ш. и 300 в.д.
Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок. Нам предстоит подвести итог.
Перед вами лежит лист с вопросами. Вам необходимо их прочитать и ответить на вопросы.
Чего мы достигли на уроке.
Чему научились.
Какие трудности испытали.
Люди какой профессии изучают погоду, климат?
И так, что такое «климат» и «погода» вы знаете. Для чего нужно знать прогноз погоды перед выходом на улицу?
Теперь вы можете подсчитать количество баллов и выставить оценки.
А теперь давайте выясним, с каким настроением вы покидаете урок.
Отлично – солнечная погода.
Хорошо – средняя облачность
Не очень хорошо – гроза. (Приложение. Рисунок № 4.)
Д.З. Найти поговорки и пословицы о погоде, ветре, осадках.
Приложение
Рисунок 1. Схема розы ветров.
Рисунок № 2.График температур
Рисунок № 3.Климатограмма
Рисунок № 4. Рефлексия
Бланк успешности _________________________________________________
№ задания | Кол-во правильных ответов | Оценка |
Устный опрос | | |
Работа с текстом (нахождение сторон горизонта, подсчёт). Построение розы ветров | | |
Работа с климатограммой | | |
Работа с таблицей (построение графика температуры) | | |
Построение диаграммы осадков | | |
Работа с картой (определение географических координат) | | |
Рефлексия: а) для чего нужно знать прогноз погоды перед выходом на улицу. | | |
Итого баллов: | | |
17-20 баллов – «5»; 14-16 баллов – «4»; 10-13 баллов – «3»; Менее 10 баллов – «2».